ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-850/2021 от 18.03.2021 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

61RS0012-01-2021-000401-16 дело № 2-850/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Донсковой М.А.

при секретаре судебного заседания Коренец Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению «Департамент строительства» Администрации г. Волгодонска об обжаловании отказа, обязании постановки в очередь, для получения государственного жилищного сертификата, в соответствии с жилищной программой для лиц выехавших из районов Крайнего Севера,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному казённому учреждению «Департамент строительства» Администрации г. Волгодонска об обжаловании отказа, обязании постановки в очередь, для получения государственного жилищного сертификата, в соответствии с жилищной программой для лиц выехавших из районов Крайнего Севера.

В обоснование заявленных требований указал, что он в 1975г. после окончания горно-геологического факультета Новочеркасского политехнического института по распределению был направлен на работу в Якутскую АССР в Алданскую геолого-разведочную экспедицию ГОКа «Алданслюда», входившую структурно в подчинение Управления горных работ и геологической службы (УГРиГС) Министерства промышленности стройматериалов (МПСМ), где работал с 06.10.1975г. по 23.03.1990. территориально работы проводились в Якутской АССР (РКС) и частично с 25.07.1988 по 23.03.1990 в местах, приравненных к Крайнему Северу (Баунтовский район, переименован в Муйский район республики Бурятия).

Так же истец в период с 10.06.1974 по 02.09.1974 работал в Норильском горно - металлургическим комбинате г. Норильск Красноярский край. Суммарный календарный стаж работы в РКС и приравненных к нм районах по данным ГУ УПФР в г. Волгодонске (межрайонное) составил 14 лет 07 месяцев 15 дней.

Так же истец указал, что предоставленная ранее ему ведомственная служебная квартира в п. Таксимо Муйского района республики Бурятия, в которой он проживал с женой ФИО2 и сыном ФИО3, после увольнения из Эльконской ГРП Алданской ГРЭ УГР Министерства промышленных строительных материалов была сдана им администрации Эльконской ГРП в марте 1990г. Компенсацию за сданное жилье и в программах по получению жилья по месту работы- Эльконской ГРП Алданской ГРЭ, он не участвовал.

После увольнения истец выехал с членами семьи на постоянное место жительства в г. Волгодонск и ввиду отсутствия собственного жилья, временно проживал в ст. Романовской Волгодонского района.

В апреле и в июле 1990г. истец обращался в администрацию г. Волгодонска с целью постановки его в очередь на получение жилья как северянину, однако заявления не были приняты со ссылкой а отсутствие программ по предоставлению жилья лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера.

При принятии Федерального закона о 25.07.1998 №125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных им местностей» ему было отказано по причине отсутствия требуемых по новому закону 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера.

При повторных попытках постановки в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищного сертификата, истцу отказывали по причине выбытия из районов Крайнего Севера до 01.01.1992 и из-за отсутствия требуемых 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера.

Истец указал, что ранее жилищные субсидии на приобретение жилья не получал, на учете по улучшению не состоял из-за отказа в приеме документов.

20.07.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата для получения жилищной субсидии, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, однако истцу было отказано.

С указанным отказом истец не согласен, поскольку полагает, что право на получение жилищной субсидии у него возникло по нормативным актам, действовавшим до 31.07.1998, то есть законом, предоставляющим право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 10лет и, состоящим на учете по улучшению жилищных условий.

На основании изложенного истец просит суд признать отказ МКУ «Департамент строительства» администрации г. Волгодонска Ростовской области о постановке на учет в очередь на получение Государственного жилищного сертификата для получения социальных выплат в виде жилищных субсидий не соответствующего основному закону РФ, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы ФИО1 Обязать МКУ «Департамент строительства» администрации г. Волгодонска Ростовской области поставить на учет в очередь на получение Государственного жилищного сертификата для получения социальных выплат в виде жилищных субсидий из средств федерального бюджета на приобретение жилья ФИО1 и членов его семьи, имеющих на это право.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик МКУ «Департамент строительства» администрации г. Волгодонска Ростовской области извещен судом о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Согласно поступившему заявлению, ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд с учетом мнения истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения стороны истца, изучив материалы дела и дав правовую оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

С 1 января 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" статьей 1 которого установлено что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Правила) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

До января 2003 г. условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, распределение средств федерального бюджета на жилищные субсидии, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", по субъектам Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, устанавливал Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").

Вместе с тем, нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 31 июля 1998 г., предусматривали право граждан на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.

Согласно абзацу 4 пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 (действовавшего до 3 августа 1996 г.), за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставляются в пределах объема, предусмотренного в этом бюджете для финансирования жилищного строительства на соответствующий год, на основе заявок республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерств и ведомств Российской Федерации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Из абзаца 3 пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 (в ред. Постановления Правительства от 20 августа 2001 г. N 594), следует, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Таким образом, из анализа вышеперечисленных норм к числу обязательных условий предоставления гражданам жилищных субсидий на приобретение жилья отнесены наличие стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и постановка по месту жительства на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, определен Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.

Согласно указанному Перечню, Яутская АССР является районом Крайнего Севера, Муйский район является местностью приравненной к районам Крайнего Севера.

Как следует из письменных материалов дела, согласно паспорту истец ФИО1 зарегистрирован 30.10.1990 по адресу: <адрес>.

Истец указал, что прибыл из района Крайнего Севера в 1990г. и проживал в съемном жилье в <адрес>.

Из представленной стороной истца справки №366 от 03.07.1990 усматривается, что истец ФИО1 на момент выдачи указанной справки проживал с членами семьи: супругой ФИО2 и сыном ФИО3 в ст. <адрес>, собственного домовладения не имеет.

Истец так же указал, что в программах по получению жилья по месту работы- Эльконской ГРП Алданской ГРЭ, он не участвовал в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял.

Согласно представленной истцом справке №3301 от 29.06.2020, данные ФИО1 среди учтенных граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и участников мероприятия «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции» государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов республики Бурятия», отсутствуют.

Так же согласно представленной стороной истца справке ГУ УПФР в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) от 01.07.2019, продолжительность работы истца в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 14 лет 07 месяцев 15 дней.

20.07.2020, истец обратился к ответчику МКУ «Департамент строительства» с заявлением о постановке на учет на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с ответом ответчика №52.6.2.01-19/3 от 24.07.2020. истцу отказано в постановке на учет на предоставление жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.

Истец полагая указанный отказ незаконным ссылается на наличие у него права на получение жилищного сертификата по нормам ранее действующего законодательства.

Между тем, из представленных стороной истца доказательств следует, что истцом соблюдено одно из условий предоставления гражданам жилищных субсидий на приобретение жилья- наличие стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет. Между тем доказательства постановки истца по месту жительства на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствуют.

Кроме того, как пояснил истец в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, 10.10.1990 истец приобрел в собственность трехкомнатную квартиру общей площадью 58,90кв. м.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не подтвердил приобретение права на получение жилищных субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г.

Ответчик так же указал, что согласно действующему на момент обращения истца положениям Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Между тем, в судебном заседании установлено, что истец выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ранее 01 января 1992 г., не имеет требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, имеет другое жилое помещение на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не представил суду доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Так, в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В судебном же заседании было установлено, что истец является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 58,90кв. м.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на получение жилищной субсидий как в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", так и в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению «Департамент строительства» Администрации г. Волгодонска об обжаловании отказа, обязании постановки в очередь, для получения государственного жилищного сертификата, в соответствии с жилищной программой для лиц выехавших из районов крайнего Севера, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме принято 19 марта 2021 года.