Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 декабря 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Савченко Е.А.
при секретаре ФИО2
представителя истца ст.помощника Хабаровского
межрайонного природоохранного прокурора ФИО3
представителя ответчика Министерства природных ресурсов
<адрес> по доверенности ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов <адрес> об обязании установить границы зон с особыми условиями использования территорий водного объекта, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к Министерству природных ресурсов <адрес> об обязании установить границы зон с особыми условиями использования территорий, обязании внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы (река Чемчуко) в государственный кадастр недвижимости. В обоснование иска указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов <адрес> водного законодательства, в ходе которой выявлено, что в нарушение Водного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не приняты меры по охране водных объектов. С ДД.ММ.ГГГГ у Министерства природных ресурсов <адрес> возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чемчуко, притока <адрес>. Прокуратурой установлено, что по информации отдела водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления по <адрес> длина водного объекта притока реки Ургал <адрес> - 53 км, водоохранная зона объекта составляет 200 м, "" прибрежной защитной полосы 30, 40, 50 м. Согласно информации Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и границах прибрежных защитных полос водного объекта - реки Чемчуко. Таким образом, не установление границ зон с особыми условиями использования территорий и невнесение сведений в государственный кадастр недвижимости делает невозможным осуществление полномочий по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности, принятие мер по сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, а также может привести к неблагоприятным антропогенным воздействиям на водный объект, загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. Выявленные нарушения законодательства наносят существенный вред интересам Российской Федерации в сфере водопользования, а также нарушают принципы, в связи с которыми и создавались водоохранные зоны, в связи с чем, не могут быть оставлены без принятия мер прокурорского реагирования. Просит суд обязать Министерство природных ресурсов <адрес> установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Чемчуко, обязать внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосе водного объекта – реки Чемчуко в государственный кадастр недвижимости в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов <адрес> по доверенности ФИО4 исковые требования не признала в полном объеме. Не оспаривая обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерства природных ресурсов <адрес>) устанавливать на местности границы водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, указала, что в рамках реализации указанных полномочий Министерством заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос <адрес> и ее притоков на территории населенных пунктов Новый Ургал, Ургал, Средний Ургал, Чегдомын. Акт сдачи-приемки выполненных работ по Государственному контракту подписан сторонами ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенных работ материалы о границах водоохранной зоны и прибрежных защитных полос <адрес> направлены в Амурское бассейновое водное управление по <адрес> для внесения их в государственный водный реестр. Сведения в реестр были внесены. Полагает, что действующее законодательство не содержит норм, возлагающих на органы исполнительной власти субъектов РФ полномочий по внесению сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов в государственный кадастр недвижимости. Просит суд в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с п.6 ст.6 ВК РФ
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 утверждены правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии со ст. 2 Правил, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками; мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Пунктом 14 Методических указаний установлено, что при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ; составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов"), включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ "О землеустройстве" данные зоны являются объектами землеустройства.
Согласно пункту 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ N 267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (статья 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве").
В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации..
Судом установлено, что Министерство природных ресурсов <адрес>, согласно Положению о Министерстве природных ресурсов <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 49-пр, является органом исполнительной власти <адрес>, проводящим государственную политику <адрес> и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес>. Задачей его является, в том числе управление в сфере водных отношений. Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного Положения, Министерство природных ресурсов <адрес> разрабатывает и осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения предусмотрено, что Министерство природных ресурсов <адрес> осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Как усматривается из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения Министерством природных ресурсов <адрес> водного законодательства, в ходе которой выявлено нарушение Водного кодекса РФ, а именно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не приняты меры по охране водных объектов. Водный объект – река Ургал длиной 164 км. и ее приток <адрес>, длина реки 53 км. находится в федеральной собственности и является водным объектом общего пользования. До настоящего времени Министерством природных ресурсов <адрес> не выполнена обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Чемчуко. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.
Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Как установлено судом в судебном заседании, до настоящего времени границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса) реки Чемчуко Министерством природных ресурсов <адрес> не установлены.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос <адрес> и работы были исполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ст. 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, внесение сведений в кадастр о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.
Согласно ст. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В силу пунктов 16, 17 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3 - 5 указанных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.
В соответствии с ответом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о 120 границах водоохранных зон и 83 границах прибрежных защитных полос водных объектов расположенных на территории <адрес>, однако сведения о границах водных зон и прибрежных защитных полос реки Чемчуко отсутствуют.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что Министерство не успело включить мероприятия по подготовке документов для внесения в государственный кадастр недвижимости по реке Чемчуко в перечень мероприятий, финансирование которых будет осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в 2017 году, поскольку отсутствие либо недостаточность денежных средств не освобождает от исполнения правовых обязанностей, возложенных на них законом.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности заявленных Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором требований и считает необходимым их удовлетворить.
Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для выполнения указанных действий определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. В связи с чем, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, а именно 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов <адрес> об обязании установить границы зон с особыми условиями использования территорий водного объекта, внести сведении о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы в государственный кадастр недвижимости удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить границы зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы) водного объекта – реки Чемчуко, внести сведения о водоохранных зонах и прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Чемчуко в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия ДД.ММ.ГГГГ решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий Е.А.Савченко