ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-851/18 от 17.09.2018 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-851/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 17 сентября 2018 года

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Филимоновой А.О.

при секретаре Радке Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Магнитогорского городского округа, к ООО «КУРС», ФИО1 о признании трудового договора заключенным с нарушением требований закона, прекращении действия трудового договора,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Магнитогорского городского округа, обратился в суд с иском к ООО «ЖРЭУ №1» ( в настоящий момент в связи с переименованием - ООО «КУРС», или далее в решении и Общество) и ФИО1, в котором просил признать трудовой договор № 6, заключенный между ответчиками 07.11.2017 г., заключенным с нарушениями требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», прекратить его действие. В обоснование исковых требований указано, что до 31.10.2017 г. ФИО1 работала в администрации г. Магнитогорска, замещала должности заместителя начальника УЖКХ, начальника жилищного отдела УЖКХ, исполняла обязанности начальника УЖКХ администрации г. Магнитогорска. Указанные должности входят в реестр должностей муниципальной службы в Челябинской области. В период своей работы в администрации города она могла выполнять функции административного управления в отношении ООО «ЖРЭУ №1», с которым 07.11.2017 г. у ФИО1 был заключен трудовой договор, она была назначена на должность заместителя директора. На момент трудоустройства в ООО «ЖРЭУ №1» согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не получила, 06.12.2017 г. указанной комиссией принято решение о том, что замещение ФИО1 должности заместителя директора ООО «ЖРЭУ №1» нарушает требования ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Представитель процессуального истца – заместитель прокурора Ленинского района г. Магнитогорска Выдрина Т.Д. требования иска поддержала.

Ответчик ФИО1 с иском не согласилась, полагала, что получение согласия соответствующей комиссии требуется только в том случае, если предполагается наличие конфликта публичных и частных интересов, который в спорных правоотношениях отсутствует. В период занятия должности муниципального служащего она не исполняла функции государственного управления в отношении ООО «КУРС».

Представитель ответчика ООО «КУРС» (ранее до переименования - ООО «ЖРЭУ №1» ) ФИО2 с иском не согласилась, представила письменные возражения.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Реализуя указанные в названном Федеральном законе основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 2, 3 и 5 статьи 3), - федеральный законодатель установил ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (статья 12).

В соответствии с частью 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Аналогичные положения содержатся также в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925).

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением от 28.05.2007 г. №349-кп ФИО1 назначена в жилищный отдел Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города на должность начальника отдела, в соответствии с распоряжением от 07.09.2011 г. N 450-к. ФИО1 была назначена на должность заместителя начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Распоряжением от 11.08.2017 г. №541-кп ФИО1 вновь назначена начальником жилищного отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города и занимала указанную должность муниципальной службы по 31.10.2017 года до увольнения по собственному желанию. (л.д.13)

В Перечне должностей муниципальной службы администрации г. Магнитогорска, замещение которых связано с коррупционными рисками (коррупционно опасные должности), утвержденном постановлением администрации г. Магнитогорска от 01.09.2009 г. №7648-П с учетом изменений по состоянию на 13.09.2017 г. внесенных постановлением №10710-П должности, замещаемые ФИО1, указаны в пункте 62 и пункте 67 предыдущей редакции Перечня от 2009 года. (л.д.36-49)

07 ноября 2017 года (до истечения двух лет с момента увольнения с муниципальной службы) без получения соответствующего согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих между ФИО1 и ООО «ЖРЭУ№1» заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого работник принят на работу в Общество на управляющую должность - заместителя директора. (л.д.15-17) Одновременно работодатель уведомил администрацию г. Магнитогорска о приеме ФИО1 на работу 07.11.2017 г. (л.д.11-12).

Как следует из протокола заседания Комиссии по соблюдению муниципальными служащими администрации города Магнитогорска основных прав обязанностей, ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и урегулированию конфликта интересов от 06.12.2017 года, состоявшегося по истечении месяца с момента трудоустройства ФИО1 в Общество, трудоустройство ФИО1 в ООО «ЖРЭУ №1». произведено с нарушением требований п. 3.1. п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции", поскольку во время замещения должности заместителя начальника управления жилищно-коммунального хозяйства, начальника жилищного отдела управления жилищно-коммунального хозяйства и во время исполнения обязанностей начальника управления жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 могла выполнять функции административного управления (контроль, согласование документации, утверждение нормативно-правовых актов ) в отношении ООО «ЖРЭУ №1».

Не согласившись с названным решением Комиссии ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением в Правобережный районный суд г. Магнитогорска, в котором просила признать решение комиссии незаконным.

Решением Правобережного районного суда г. Магнитогорска от 25.04.2018 г. в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 31.07.2018 вышеназванное решение суда оставлено без изменения.

Как отмечено судом обеих инстанций объем прав, предусмотренных должностными инструкциями ФИО1, в период замещения должностей муниципальной службы в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска, поименованных в Перечне, предполагает возможность осуществления функций административного управления в отношении ООО «ЖРЭУ №1».

Предметом же деятельности ООО «ЖРЭУ №1» согласно Уставу, является в том числе управление имуществом, находящемся в муниципальной собственности. Целью коммерческой деятельности Общества является извлечение прибыли. Следовательно, достаточным основанием для констатации нарушения ФИО1 при трудоустройстве в ООО «ЖРЭУ №1» положений ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» является установление того, что в должностные (служебные) обязанности ФИО1 входили функции – полномочия муниципального (административного) управления в отношении ООО «ЖРЭУ №1», как жилищно-коммунального предприятия.

До настоящего времени трудовые отношения между ФИО1 и ООО «КУРС» продолжаются.

В целях реализации основных принципов противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (статья 3 Федерального закона и "О противодействии коррупции) - в нормативных правовых актах установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора. В частности, в части 3.1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части первой статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрена возможность заключения бывшим государственным или муниципальным служащим такого договора с организациями, отдельные функции по государственному управлению которыми входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Установление данного правила направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, ориентировано на обеспечение безопасности государства.

Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд полагает, что согласие Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство государственного (муниципального) гражданского служащего требуется при наличии таких условий как:

- указание должности служащего в перечне, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- и выполнение служащим функций государственного управления организацией, с которой он намерен заключить трудовой договор.

В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Суд исходит из того, что деятельность ФИО1 в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Магнитогорска включала в себя отдельные функции государственного (административного) управления, поскольку в соответствии с Должностным регламентом (инструкцией от 11.08.2017 г.) в обязанности муниципального служащего ФИО1 входили: разработка мероприятий по созданию условий для организации и деятельности предприятий различных форм собственности в сфере жилищно-коммунального устройства г. Магнитогорска, реализация концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства; разработка проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

При этом согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства, его основными задачами деятельности являются: управление ЖК комплексом города; формирование и реализация муниципальной политики, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития отрасли ЖКХ – сферы жизнеобеспечения города; создание конкурсной среды в области управления и обслуживания жилищной сферы. Обеспечение равных условий для привлечения к управлению и обслуживанию муниципальным жилым комплексом организаций различных форм собственности; обеспечение систематического контроля реализации договоров о выполнении работ по обеспечению сохранности объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, соблюдения объема и качества предоставляемых ЖКУ. Среди функций управления перечислены: координация деятельности муниципальных предприятий, а так же иных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ города; проведение конкурсов по отбору управляющих организаций, ведение реестра управляющих организаций, реестра МКД, советов МКД, муниципальный жилищный контроль, контроль исполнения плана финансирования ЖКХ города, участие в проверке финансовых отчетов жилищно-коммунальных предприятий, участие в разработке концепции, целевых программ социально экономического развития города по направлениям жилищно-коммунальной сферы.

В соответствии с учредительными документами ООО «КУРС» является коммерческой организацией, однако в том числе управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности, то есть деятельность Общества выступает объектом муниципального контроля (надзора) соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Указанный контроль осуществляется специалистами отдела, которым руководила ФИО1

Доводы ответчиков о том, что фактически ФИО1 не осуществляла функции административного управления, поскольку не принимала никаких решений, не участвовала в проверках, не готовила проектов решений, противоречат функциональным полномочиям ФИО1 в период выполнения обязанностей муниципального служащего на руководящей должности.

Доводы ответчика ФИО1 о том, что не требовалось согласия соответствующей комиссии при ее трудоустройстве как бывшего муниципального служащего в коммерческую организацию, суд отклоняет как несостоятельные, противоречащие императивным предписаниям ч.1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Анализ представленных доказательств в совокупности с нормами права позволяет сделать вывод, что трудовой договор №6 от 07.11.2017 между ФИО1 и ООО «ЖРЭУ №1» заключен с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение ответчиками указанных требований влечет прекращение заключенного ответчиком трудового договора по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Магнитогорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования – Магнитогорского городского округа, к ООО «КУРС», ФИО1 о признании трудового договора заключенным с нарушением требований закона, прекращении действия трудового договора - удовлетворить.

Признать трудовой договор от 07 ноября 2017 г. N6, заключенный между ФИО1 и ООО «ЖРЭУ №1» ( в настоящее время ООО «КУРС») заключенным с нарушением требований ст. 12 ФЗ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", п. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязать ООО «КУРС» прекратить трудовой договор от 07 ноября 2017 г. N6, заключенный с ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: