Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2013 года город Москва.
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Ващука С.Р., при секретаре судебного заседания Сапрыкиной А.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 44402 старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, в качестве членов её семьи внуков,
установил:
ФИО1 через своего представителя ФИО2 27 мая 2013 года обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать незаконными действия директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом включить её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать директора названного Департамента включить П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве членов семьи ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В обоснование требований ФИО1 в заявлении указала, что она и члены её семьи с июля 2000 года проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было ей предоставлено решение жилищной комиссии войсковой части 44402 (протокол № 8 от 01 июля 2000 года). Совместно с ней проживают и ведут совместное хозяйство её дочь с сыном – П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочерью – П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В марте 2013 года она обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о признании членами её семьи её внуков. 11 апреля 2013 года за исх. № 194/5/19942 в её адрес по почте был направлен отказ в удовлетворении её просьбы, однако до настоящего времени она его не получила.
ФИО1, директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (его представитель), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Согласно части 2 статьи 257 ГПК РФ, их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно копии заявления ФИО1 от 11 марта 2013 года, заявитель обратилась в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просила в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации признать её членами семьи нетрудоспособных внуков: П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., П., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Указанное заявление зарегистрировано в названном департаменте 12 марта 2013 года.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Порядок регистрации и учета, отчетности и организации работы с обращениями граждан, поступившими в органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, определен Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуется - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 500.
Согласно пунктам 2 и 3 Инструкции, работу с обращениями, поступившими в воинскую часть, организует соответствующий командир (начальник). При рассмотрении обращения обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, а также принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Учитывая, что обращение ФИО1 в адрес должностного лица Министерства обороны Российской Федерации связано с реализацией ей своего жилищного права, приобретенного в период прохождения им военной службы и обусловленного статусом военнослужащих, к спорным правоотношениям подлежат также применению и положения Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Устав), в частности, регламентирующие особенности рассмотрения обращений военнослужащих.
В соответствии со статьей 106 Устава военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и данным Уставом. Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
Статья 107 Устава обязывает должностных лиц внимательно относиться к поступившим обращениям. Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер. Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение, выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).
Согласно статьи 109 Устава, военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.
Статьей 115 Устава установлено, что обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Судом установлено, что обращение ФИО1 от 11 марта 2013 года поступило в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 12 марта 2013 года.
В соответствие со статьей 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
При назначении, как предварительного судебного заседания, так и судебного заседания для рассмотрения настоящего гражданского дела по существу, суд обязывал руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации представить копию решения от 11 апреля 2013 года № 194/5/19942 об отказе во включения внуков ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
До настоящего времени сведения о рассмотрении и разрешении вышеуказанного обращения заявителя, также как и копия решения о включении (отказе) внуков ФИО1 – П. и П. в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях в суд не представлены, что свидетельствует об отсутствии указанных доказательств у должностного лица, чьи действия (бездействие) оспариваются заявителем.
Таким образом, суд признает, что Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации нарушен установленный порядок включения (отказа) внуков ФИО1 – П. и П. в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, доведения указанного решения до заявителя, а также нарушены установленные сроки для принятия одного из названных решений.
Для восстановления нарушенного права заявителя суд считает необходимым признать незаконным бездействие директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не рассмотрением заявления ФИО1 от 11 марта 2013 года по вопросу включения её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть заявление военнослужащего войсковой части 44402 старшего прапорщика ФИО1 по вопросу включения её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и дать на него ответ, установленным действующим законодательством порядком.
Принимая во внимание, что при рассмотрении вопроса о включении внуков ФИО1 – П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, могут быть выявлены определенные статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для отказа в таком признании, то до рассмотрения уполномоченным органом заявления заявителя от 11 марта 2013 года и предоставленных ею документов, определенных Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, её требования о признании незаконными действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом включить её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях; о возложении обязанности на директора названного Департамента включить П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве членов семьи ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, суд находит преждевременными и отказывает в их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не рассмотрением заявления ФИО1 от 11 марта 2013 года по вопросу включения её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть заявление военнослужащего войсковой части 44402 старшего прапорщика ФИО1 по вопросу включения её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и дать на него ответ, установленным действующим законодательством порядком.
В удовлетворении заявления ФИО1 в части требований о признании незаконными действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом включить её внуков П. и П., в качестве членов её семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях; о возложении обязанности на директора названного Департамента включить П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и П. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве членов семьи ФИО1 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий