Дело № 2-851/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2016 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре Тетеновой Е.Н.,
с участием ответчика ФИО1,
представителя ответчика Каруновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2, Индивидуальному предпринимателю ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесного груза,
установил:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ «Служба весового контроля») обратилось в суд с иском к ФИО2 и ИП ФИО3 о взыскании солидарно ущерба в размере <данные изъяты> рублей, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на <данные изъяты> км автодороги <адрес> сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ «Служба весового контроля» было произведено контрольное взвешивание седельного тягача марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> с полуприцепом марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, принадлежащих ответчикам, под управлением водителя ФИО2 Взвешивание производилось на весовом оборудовании <данные изъяты> автомобильные электронные портативные фирмы <данные изъяты>, модификации <данные изъяты>, заводской номер <данные изъяты>, признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждает достоверность результатов взвешивания. В ходе проверки транспортных средств ответчиков было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку специального груза, предусмотренного ч.1 ст.31 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, в соответствии с которым, ущерб, нанесенный автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составил <данные изъяты> рубля. В адрес ответчиков истцом была направлена претензия № от ДД.ММ.ГГГГ., ответа на которые истец не получил. Сумма ущерба в добровольном порядке не уплачена, в связи с этим истец обратился в суд и просит взыскать солидарно с ответчиков сумму ущерба в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель истца ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Ответчики Индивидуальный предприниматель ФИО3 исковые требования не признал, так как ДД.ММ.ГГГГ продал полуприцеп марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> ФИО2, который должен был произвести перерегистрацию транспортного средства, в связи с чем он не может нести ответственность за перегруз ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ФИО2 - адвокат Карунова Н.В., назначенная в порядке ст.50 ГПК РФ, в связи с тем, что место нахождения ФИО2 не было установлено, исковые требования не признала. Документально не подтверждено, что весы на которых производилось взвешивание являются исправными, что автомобиль и прицеп на момент перевозки груза принадлежал ответчику, так как он мог продать транспортные средства и не переоформить регистрацию, а перевозить груз на основании договора на оказание услуг.
Суд, выслушав ответчика, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Под убытками, согласно статье 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Федерального закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минтранса России N 211 от 12.08.2011 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений), который определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (пункт 2).
Временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 25 данного Порядка (пункт 4 Порядка осуществления временных ограничений).
Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур (пункт 16 Порядка осуществления временных ограничений).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28.
В соответствии с соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 ГКУ «Служба весового контроля» приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Установлено, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан 06.02.2014 N76-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Предельно допустимая нагрузка на каждую ось транспортного средства трехосной тележки на участке дороги Бураево-Старобалтачево-Куеда установлена в размере 3 тонны, на участке дороги Уфа-Бирск-Янаул - 4 тонны.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на пункте весового контроля № на <данные изъяты> километре автодороги <адрес> произведено взвешивание грузового автомобиля седельного тягача марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> с полуприцепом марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, под управлением ФИО2, следующего по маршруту движения <адрес>, пройденное расстояние <данные изъяты> км.
По результатам взвешивания оформлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что осевая нагрузка на автомашине на участке автодороги <адрес> длина участка <данные изъяты> километров составила: на первой оси при допустимых значениях <данные изъяты> тонн фактическая нагрузка составила <данные изъяты> тонн, на второй оси при допустимых значениях <данные изъяты> тонн нагрузка составила <данные изъяты> тонн, на третьей оси при допустимых значениях <данные изъяты> тонны нагрузка составила <данные изъяты> тонны. Осевая нагрузка на автомашине на участке автодороги <адрес>, длина участка <данные изъяты> километров составила: на второй оси при допустимых значениях <данные изъяты> тонн нагрузка составила <данные изъяты> тонны, на третьей оси при допустимых значениях <данные изъяты> тонны составила <данные изъяты> тонны(л.д.14) Специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза у водителя отсутствовало.
Указанные участки дорог относятся к дорогам регионального и межмуниципального значения, на которые распространяются предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средств (л.д.28).
Законодателем установлено, что соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Измерение весовых параметров производилось автомобильными весами (<данные изъяты>весы автомобильные электронные портативные) фирмы <данные изъяты>, модификация <данные изъяты>, заводской №, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.23-25), дата поверки которых согласно свидетельству о поверке № от ДД.ММ.ГГГГл.д.26)
Из Акта № следует, что перевозился делимый груз, являющийся оборудованием (<данные изъяты>). Транспортное средство, перевозившее груз, является пятиосным, расстояние между осями в метрах: 1) <данные изъяты> 2) <данные изъяты>, 3) <данные изъяты>, 4) <данные изъяты>. Общая масса транспортного средства вместе с перевозимым грузом составила <данные изъяты> тонны.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 31 Федерального закона 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан порядок расчета размера вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения»(л.д.38-39)
Данным постановлением утвержден размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Согласно акту № размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил <данные изъяты> рублей, что подтверждается расчетом размера вреда (л.д.12-13). Правильность произведенного расчета ущерба судом проверена, расчеты не опровергнуты.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежим возмещению владельцами транспортных средств.
Собственником автомобиля седельного тягача марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> и полуприцепа марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> - ФИО2 (л.д.38, приобщенный договор купли-продажи).
ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчикам ФИО2, ИП ФИО3 с претензионным письмом № об уплате суммы ущерба, однако выплата ущерба произведена не была (л.д. 21-22).
Факт движения транспортного средства под управлением ответчика ФИО2 автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения по маршруту, в отношении которого установлены временные ограничения допустимых осевых нагрузок транспортного средства, подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, которые был подписан ответчиком ФИО2 без замечаний. Какие-либо сведения, указывающие на то, что акт подписан в условиях, исключающих уяснение его содержания и невозможность отказа от его подписания, не представлено.
Таким образом, транспортным средством, седельным тягачом марки <данные изъяты> модель <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> и полуприцепом марки <данные изъяты> модель <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>, принадлежащих ответчику ФИО2, осуществлена перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства без специального разрешения на перевозку и платы за провоз и допущено превышение ограничений допустимых осевых нагрузок транспортных средств исходя из несущей способности дорог и дорожных сооружений, установленных как для перевозки тяжеловесных грузов, так и непосредственно для тяжеловесных автотранспортных средств. В связи с чем, суд производит взыскание суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, с ФИО2
Поскольку от уплаты государственной пошлины истец освобожден, суд взыскивает с ответчика указанные судебные расходы в соответствии со ст.103 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать ФИО2 в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан - <данные изъяты> рублей, сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза.
В удовлетворении остальных исковых требований Государственному казенному учреждению Служба весового контроля Республики Башкортостан - отказать.
Взыскать с ФИО2 <данные изъяты>, в доход районного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда - 29.06.2016.
Судья В.С.Анисимова