Дело № 2-8528/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
« 9 » октября 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гололобовой Т.В.,
при секретаре Петуховой В.Ф.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя Министерства финансов Амурской области ФИО3, представителя администрации Бурейского района Амурской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Амурской области о возложении обязанности предоставить бюджету Бурейского района субвенции для обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением. Как следует из изложенных в иске обстоятельств, она является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Бурейского района Амурской области от 20.09.2016 года № 550 ФИО1 была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решением Бурейского районного суда от 9 марта 2017 года на администрацию Бурейского района возложена обязанность предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области. По вопросу получения жилья истец обращалась в администрацию Бурейского района, министерство финансов Амурской области, но полученные ответы не содержали конкретной информации о сроках выделения денежных средств на приобретение жилого помещения для истца. На основании изложенного, просила суд обязать министерство финансов Амурской области предоставить бюджету Бурейского муниципального района субвенции для обеспечения ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В судебном заседании истец, ее представитель настаивали на заявленных требованиях, указали, что несмотря на наличие судебного решения, которым на администрацию Бурейского района возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением на условиях специализированного найма, с учетом количества денежных средств выделяемых Бурейскому району из областного бюджета в год на данные нужды, ФИО1 будет ждать предоставления ей жилья несколько десятков лет, что недопустимо, поскольку ей негде жить. Просили суд удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указала, что согласно требованиям статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2015 года № 472-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной статьей 4 указанного Закона. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 г. № 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений».
Согласно приложению № 24 к Закону Амурской области от 14.12.2015 г. № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» «Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год» в 2016 году на указанные цели Бурейскому району предусмотрены средства областного бюджета в размере - 970 тыс. руб.
Согласно приложению № 21 Закону Амурской области от 28.08.2017 г. № 100-03 «Об исполнении областного бюджета на 2016 год» «Исполнение по субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за 2016 год» в 2016 году на указанные цели Бурейскому району перечислена субвенция в размере - 970 тыс. руб.
Также согласно приложению № 24 к Закону Амурской области от 20.12.2016 г. № 27- 03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» «Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год» в 2017 году на указанные цели Бурейскому району предусмотрены средства областного бюджета в размере - 1085,7 тыс. руб.
По состоянию на 25.09.2017 года Бурейскому району на цели по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений перечислена субвенция в размере - 975 тыс. руб.
Министерством финансов Амурской области в 2016 и 2017 году исполнены обязательства по предоставлению муниципальному образованию Бурейского района субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в полном объеме.
Кроме того, указала, что предоставление субвенций Бурейскому району для обеспечения ФИО1 жильем не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, поскольку носит целевой характер, равно как и не предусмотрено действующим законодательством. Просила суд в иске отказать.
Представитель администрации Бурейского района Амурской области суду пояснил, что выделенные из областного бюджета субвенции в 2016 и 2017 годы на приобретение жилья для указанной категории граждан полностью реализованы. На очереди по предоставлению жилья в Бурейском районе состоят 44 человека, однако денежных средств, предоставляемых из областного бюджета недостаточно, чтобы полностью обеспечить указанных лиц жилыми помещениями. В настоящее время у Бурейского района отсутствуют денежные средства для приобретения жилья с дальнейшим возмещением расходов за счетом областного бюджета. Также отметил, что настоящий иск предъявлен преждевременно, поскольку администрации Бурейского района до декабря 2017 года предоставлена отсрочка исполнения судебного решения от 9 марта 2017 года.
В судебное заседание не явились представители Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.
Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области в письменном отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать. В обоснование возражений указал, что главным распорядителем средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, проживающим на территории Амурской области, является министерство социальной защиты населения области (в связи с передачей с 01.01.2015 полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Амурской области от министерства образования и науки Амурской области - Закон Амурской области от 10.10.2014 № 419-03 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»).
Полномочия Амурской области по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан переданы органам местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства области от 08.04.2013 г. № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, в рамках переданных полномочий, осуществляют помимо прочего приобретение в соответствии с законодательством жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Так же, орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующей компенсацией данных расходов за счет субвенции, предусмотренной муниципальному району или городскому округу на текущий финансовый год, предоставляемой в порядке, утвержденном постановлением Правительства области.
Необходимые для осуществления указанных полномочий субвенции в бюджете Амурской области на 2017 год предусмотрены.
В Приложении № 35 к Закону Амурской области от 20.12.2016 № 27-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» приводится распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год (средства областного бюджета). Бюджету муниципального образования Бурейский район на осуществление указанных полномочий в 2017 году предусмотрены денежные средства в общей сумме 1085,7 тыс. руб.
Так же, в Приложении № 2 к Закону № 27-03 предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (средства федерального бюджета) в размере 76 123,3 тыс. руб.
Полагают, что при разрешении настоящего спора необходимо учитывать и то обстоятельство, что финансовое обеспечение выполнения органами местного самоуправления переданных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Из чего следует, что исковые требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения, по сути, заявлены не в интересах физического лица, а в интересах муниципального образования, что, в свою очередь, не соответствует как процессуальному положению лиц - участников настоящего спора (администрация муниципального образования выступает в процессе в качестве третьего лица, а не истца), так и категории самого спора (иск заявлен в защиту прав и интересов конкретного гражданина, а не муниципального образования).
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации Бурейского района Амурской области от 20.09.2016 года № 550 ФИО1 была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно уведомлению министерства социальной защиты населения Амурской области № 17-4931 от 26.10.2016 года ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района.
Решением Бурейского районного суда Амурской области от 9 марта 2017 года, вступившим в законную силу 14 апреля 2017 года, на администрацию Бурейского района возложена обязанность предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области.
Определением Бурейского районного суда Амурской области от 15 июня 2017 года администрации Бурейского района предоставлена отсрочка исполнения судебного решения от 9 марта 2017 года по делу № 2-101/2017 по иску ФИО1 к администрации Бурейского района Амурской области о возложении обязанности по предоставления жилого помещения на срок до 15 декабря 2017 года. Указанное определение суда вступило в законную силу 3 июля 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 4 Закона Амурской области от 11.04.2015 года № 472-О «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Согласно требованиям статьи 5 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной статьей 4 указанного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5.1 Закона органы местного самоуправления при исполнении полномочий вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в статье 4 указанного Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 Закона.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 г. № 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно данного Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Согласно пункту 19 Порядка орган местного самоуправления праве предоставлять жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции.
В судебном заседании также установлено, что бюджету муниципального образования Бурейского района из областного бюджета на 2017 год выделены денежные средства на цели предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в размере 975 тыс. руб. Из пояснений представителя администрации Бурейского района следует, что указанные денежные средства реализованы, как и денежные средства, предоставленные бюджету в 2016 году, на приобретение жилья лицам, находящимся в соответствующей очереди на получение жилого помещения в качестве меры социальной поддержки.
Согласно преамбуле, статьям 1, 7 Бюджетного кодекса РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, устанавливает Бюджетный кодекс РФ.
В соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.
Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Согласно статье 129 Бюджетного кодекса РФ дотации, субвенции и субсидии являются формами межбюджетных трансфертов.
В статье 6 Бюджетного кодекса РФ приведено определение межбюджетных трансфертов как средств, предоставляемых одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Из норм Бюджетного кодекса РФ, содержащихся в его статьях 69, 133, 135, 140, 142, 142-2 следует, что межбюджетные трансферты в форме дотаций и субвенций не предоставляются физическим лицам.
При этом перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.
В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.
Также суд отмечает, что при выделения субвенции в размере необходимом для обеспечения истца жилым помещением, она должна быть использована в первую очередь для обеспечения жильем граждан, отнесенных к той же категории, что и истец, находящихся в списке ранее истца, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления субвенции для обеспечения конкретного лица мерами социальной поддержки.
Таким образом, выделение такой субвенции не повлечет реализацию права истца на получение жилого помещения. При этом суд отмечает, что право истца на получение жилого помещения во исполнение судебного решения от 9 марта 2017 года в настоящее время не нарушено, поскольку должнику предоставлена отсрочка исполнения судебного решения на срок до 15 декабря 2017 года.
Учитывая содержание заявленных истцом требований, оснований для их удовлетворения, по мнению суда, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Амурской области о возложении обязанности предоставить бюджету Бурейского района Амурской области субвенции для обеспечения ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20 октября 2017 года.
Председательствующий Гололобова Т.В.