Дело № 2-852/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,
при секретаре Пустохиной В.В.,
с участием прокурора Куклина И.М.
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Норильска обратился в суд в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 с иском к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, указав, что прокуратурой г. Норильска на основании заявления инвалида ФИО1 проведена проверка о нарушении управлением социальной политики Администрации г. Норильска ее социальных прав в части принятия решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что ФИО1 является инвалидом и ему установлена инвалидность бессрочно. ФИО1, как инвалид, имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, по не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На основании заявления ФИО1 от 17.06.2015 управлением социальной политики Администрации г. Норильска на основании решения от 23.06.2015 с 01.05.2015 ему оказывались меры социальной поддержки, установленные абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, в том числе на оплату жилищной услуги жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 20.06.2016 о приостановлении с 01.06.2016 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 21.06.2016 № 240-8060. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца. 28.07.2016 Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение о прекращении с 01.07.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 29.07.2016 № 240-9889. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Северныйбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 09.08.2016 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 12.08.2016 принято решение о назначении ФИО1 с 01.08.2016 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ. Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 13.12.2016 о приостановлении с 01.12.2016 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 15.12.2016 № 240-16771. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. 27.01.2017 Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение о прекращении с 01.01.2017 выплаты ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 31.01.2017 № 240-1099. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо погашение имеющейся задолженности. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Северныйбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 07.07.2017 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 13.07.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.07.2017 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги. С 01.07.2017 и по настоящее время предоставление мер социальной поддержки ФИО1 не приостанавливалось. Просит признать решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.07.2016 ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 28.07.2016 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.07.2016 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, незаконным. Признать решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2017 ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 27.01.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 27.01.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, незаконным. Обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за периоды с 01.12.2016 по 01.07.2017.
В судебное заседание ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании прокурор Куклин И.М. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв, в котором пояснил, что ФИО1 состоит на учете Управления социальной политики Администрации города Норильска, как инвалид I группы и с 01.07.2013 по настоящее время является получателем мер социальной поддержки, которые установлены статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалиду ФИО1 указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края № 13-2804). С 01.06.2016 выплата мер социальной поддержки ФИО1 приостановлена и с 01.07.2016 прекращена на основании статьи 20.1 Закона края № 13-2804. О принятых Управлением социальной политики решениях, в установленный законодательством срок, по адресу регистрации ФИО1 направлены уведомления: 21.06.2016 (исх. № 240-8060) - о приостановке выплаты, 29.07.2016 (исх. № 240-9889) - о прекращении выплаты. Кроме того, с 01.01.2017 выплата мер социальной поддержки ФИО1 приостановлена и с 01.01.2017 прекращена на основании статьи 20.1 Закона края № 13-2804. О принятых Управлением социальной политики решениях, в установленный законодательством срок, по адресу регистрации ФИО1 направлены уведомления: 15.12.2016 (исх. № 240-16771) - о приостановке выплаты, 30.01.2017 (исх. № 240-1099) - о прекращении выплаты. Повторно с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ФИО1 обратился 07.07.2017. Меры социальной поддержки ФИО1 назначены 01.07.2017 и выплачиваются по настоящее время. Считает, что решения Управления социальной политики о приостановлении с 01.12.2016 и прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными. Основания для возобновления предоставления ФИО1 с 01.12.2016 по 30.06.2017 мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % отсутствуют. Полагает, что решения Управления социальной политики о прекращении с 01.07.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора, отказать.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Согласно п.4 ст.20.1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом I группы и ему установлена инвалидность бессрочно. ФИО1 проживает в жилом помещении, относящемся к частному жилищному фонду – <адрес> по адресу: <адрес><адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались. 17.06.2015 ФИО1 обратился в Управление социальной политики Администрации г.Норильска с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Протоколами от 23.06.2015 с 01.05.2015 ФИО1 предоставлены меры социальной поддержки, как инвалиду: на коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение на общедомовые нужды, взнос на капитальный ремонт, горячее водоснабжение), электроэнергию на общедомовые нужды в размере 50% оплаты услуг. По состоянию на 30.05.2016 у ФИО1 имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.03.2015 по 31.05.2016 в сумме 108709,66 рублей и задолженность на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.05.2015 по 31.04.2016 в сумме 7227,20 рублей. С 01.06.2016 выплата мер социальной поддержки ФИО1 приостановлена, о чем ему направлено уведомление от 21.06.2016 № 240-8060. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца. В последующем Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 28.07.2016 о прекращении с 01.07.2016 выплаты ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 29.07.2016 № 240-9889. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Северныйбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 09.08.2016 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 12.08.2016 принято решение о назначении ФИО1 с 01.08.2016 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ. Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 13.12.2016 о приостановлении с 01.12.2016 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 15.12.2016 № 240-16771. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. 27.01.2017 Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение о прекращении с 01.01.2017 выплаты ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ему направлено уведомление от 31.01.2017 № 240-1099. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо погашение имеющейся задолженности. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Северныйбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 07.07.2017 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 13.07.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.07.2017 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги. С 01.07.2017 и по настоящее время предоставление мер социальной поддержки ФИО1 не приостанавливалось.
Суд считает необоснованными доводы представителя Управления социальной политики Администрации г.Норильска о том, что пп. «в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" позволяет прекратить предоставление мер социальной поддержи инвалиду по оплате жилищно-коммунальных услуг при непогашении образовавшийся задолженности, поскольку указанный пункт не был оспорен в Верховном суде Российской Федерации и подлежит применению.
Подпунктом «в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Действительно, указанный пункт Закона Красноярского края отдельно не обжаловался, однако общее понимание норм законодательства, регулирующего вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в соответствии с п.4 ст.20.1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" наличие у ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края не может служить основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате коммунальных услуг, в этой связи решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протоколов закрытия от 28.07.2016 и решение о прекращении с 01.07.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протоколов закрытия от 27.01.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки - удовлетворить.
Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.07.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз.14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 28.07.2016 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.07.2016 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.
Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 27.01.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 27.01.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.
Обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за период с 01.06.2016 по 01.08.2016 и за период с 01.12.2016 до 01.07.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Решение суда в окончательной форме составлено 24 июля 2018 года.
Председательствующий: судья Е.В. Шевелева