ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-852/2021 от 04.10.2021 Карачаевского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело № 2-852/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Карачаевск 4 октября 2021 года.

Карачаевский городской суд КЧР в составе председательствующего - судьи Кубанова Э.А.,

при секретаре Лайпановой З.С-Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР о признании жилого дома многоквартирным и обязании включить многоквартирный жилой дом в Республиканскую адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда КЧР на 2019-2025 годы с ускоренной реализацией до 31.12.2020»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 обратились в суд с иском к Администрации Карачаевского городского округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР о признании жилого дома многоквартирным и обязании включить многоквартирный жилой дом в Республиканскую адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда КЧР на 2019-2025 годы с ускоренной реализацией до 31.12.2020».

В иске указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме расположенном по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен) «а». Согласно заключению о техническом состоянии многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: КЧР (адрес обезличен) «а», составленному ООО «Эскиз», физический износ многоквартирного жилого дома составляет 79.4%, то есть ремонтно-восстановительные работы проводить нецелесообразно. В 2016 годы они обратились с коллективным заявлением на имя Мэра Карачаевского городского округа о признании нашего многоквартирного дома аварийным и включении в программу переселения из аварийного жилищного фонда. Согласно ответу Администрации Карачаевского городского округа КЧР от (дата обезличена), для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, следующие документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) (далее Положение). Все необходимые документы ими были предоставлены в администрацию Карачаевского городского округа. Однако, письмом администрации Карачаевского городского округа от (дата обезличена) за (номер обезличен) им сообщено, что дом, находящейся по адресу: (адрес обезличен) не включен в список жилых домов, признанных межведомственной комиссией аварийными и непригодными для проживания от 29.12.2006г. (номер обезличен), т.к. в администрацию коллективного обращения не поступало до (дата обезличена) и, соответственно они не могут быть расселены в данное время по причине истечения срока действия программы. На их обращение в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР им пришел ответ, что в соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда включены многоквартирные дома признанные аварийными до (дата обезличена) в установленном законом порядке. Согласно представленному заключению о техническом состоянии многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен) «А», дом признан аварийным после (дата обезличена). В соответствии с представленным техническим паспортом на жилой многоквартирный дом от (дата обезличена), каждое помещение имеет отдельный выход на земельный участок (дом блокированной застройки). В соответствии с требованиями Федерального закона от (дата обезличена) №185-ФЗ, дома блокированной застройки не отнесены к многоквартирным. Аналогичные ответы получены ими из администрации Карачаевского городского округа (дата обезличена), а также (дата обезличена). Таким образом, они лишены права участия в адресной программе «Обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фон/да Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2025 годы», поскольку их многоквартирный дом не был признан аварийным в срок до (дата обезличена), поскольку, по мнению администрации Карачаевского городского округа, является домом блокированной застройки. В связи, с чем им приходиться жить на съемных квартирах, поскольку в их квартирах проживание невозможно и небезопасно. На основании изложенного, истцы и просят признать жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, (адрес обезличен) «А» - многоквартирным и обязать администрацию Карачаевского городскою округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен). 101 «А», в Республиканскую адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2025 годы, с ускоренной реализацией до 31.12.2020».

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в таковое не явились, представитель истцов обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие истцов.

Представитель ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, а также с объяснениями по исковому заявлению, в которых пояснил, что в связи с истечением срока реализации Республиканской адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2025 годы, с ускоренной реализацией до 31.12.2020» включение в нее многоквартирного жилого дома не представляется возможным. Однако, Министерством будет организована необходимая работа по включению в формирующуюся программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2022 - 2023 годы», по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после (дата обезличена) в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права серии 09-АА (номер обезличен), (номер обезличен), серии 09-АВ (номер обезличен), 09-(номер обезличен), ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 являются собственниками пяти квартир, расположенных по адресу: КЧР, (адрес обезличен) «А».

Как установлено в судебном заседании, в 2016 годы собственники этих квартир, обратились с коллективным заявлением на имя Мэра Карачаевского городского округа о признании многоквартирного дома аварийным и включении в программу переселения из аварийного жилищного фонда.

Согласно ответу Администрации Карачаевского городского округа КЧР (номер обезличен) от (дата обезличена), для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, указанные в п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) (далее Положение), которые собственники и предоставили.

Из письма администрации Карачаевского городского округа (номер обезличен) от (дата обезличена) видно, что дом, находящейся по адресу: (адрес обезличен) не включен в список жилых домов, признанных межведомственной комиссией аварийными и непригодными для проживания от 29.12.2006г. (номер обезличен), так как в администрацию коллективного обращения не поступало до (дата обезличена) и, соответственно они не могут быть расселены в данное время по причине истечения срока действия программы.

Из заключения о техническом состоянии многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен) «А», составленного ООО «Эскиз», следует, что физический износ многоквартирного жилого дома составляет 79,4%, то есть ремонтно-восстановительные работы проводить не целесообразно. Согласно произведенного визуального обследования жилого дома, расположенного по адресу: КЧР, (адрес обезличен) можно сделать следующие выводы: основные конструктивные элементы многоквартирного жилого дома потеряли свои технико-эксплуатационные качества и находятся в аварийном состоянии. Установленная категория технического состояния объекта согласно ГОСТ 53878-2010 п. 3.13 аварийное состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформация, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Дальнейшая эксплуатация здания барака невозможна, рекомендуется его демонтировать во избежание несчастных случаев от обрушения конструкций. Риск получения повреждений при эксплуатации здания превышает допустимые пределы.

Согласно письму (номер обезличен) от (дата обезличена) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, а также письму (номер обезличен) от (дата обезличена) Администрации Карачаевского городского округа, в соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в республиканскую адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда включены многоквартирные дома признанные аварийными до (дата обезличена) в установленном законом порядке. Согласно представленному заключению о техническом состоянии многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес обезличен) «А», дом признан аварийным после (дата обезличена). В соответствии с представленным техническим паспортом на жилой многоквартирный дом от (дата обезличена), каждое помещение имеет отдельный выход на земельный участок (дом блокированной застройки). В соответствии с требованиями Федерального закона от (дата обезличена) № 185-ФЗ, дома блокированной застройки не отнесены к многоквартирным.

Так, жилым домом блокированной застройки принято считать жилой дом: в нём более чем три этажа, каждый этаж состоит из блоков, блоков не больше десяти, каждый блок предназначен для проживания одной семьи, блоки имеют общую стену или стены без проёмов с соседним блоком или соседними блоками, каждый блок расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 49 ГК РФ).

Многоквартирный дом, как и дом блокированной застройки (ст. 16 ЖК РФ), это вид жилого дома. Это дом, который состоит из двух и более квартир. Каждая квартира имеет свой выход на земельный участок дома или в помещение общего пользования.

Каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования (п. 2 ч. 2 ст. 49 ГК РФ).

Когда жилой дом блокированной застройки вводится в эксплуатацию, каждый его блок ставится на государственный кадастровый учёт в качестве отдельного здания с назначением «жилое» (письмо Росреестра от (дата обезличена)(номер обезличен)-ГЕ/17).

Согласно уведомлению № (номер обезличен) от (дата обезличена) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: КЧР (адрес обезличен) «а».

Таким образом, в данном конкретном случае отсутствует один из самых важных критериев для признания дома расположенного по адресу: КЧР (адрес обезличен) «а», домом блокированной постройки, а именно то, что каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке. В то время как указанный дом находится на одном целом земельном участке и является многоквартирным домом.

Согласно технической документации представленной в суд КЧРГУП «БТИ по Карачаевскому ГО» дом, расположенный по адресу: КЧР (адрес обезличен) «а», является многоквартирным домом.

Кроме того, истцы в 2016 году обращались с коллективным заявлением на имя Мэра Карачаевского городского округа о признании многоквартирного дома аварийным и включении в программу переселения из аварийного жилищного фонда, что в судебном заседании сторонами не оспаривается и у суда сомнений не вызывает.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от (дата обезличена) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (дата обезличена) принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от (дата обезличена) № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников адресной программы. Реализация адресной программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.

Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до (дата обезличена) или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после (дата обезличена) аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям как объектам прав относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, то есть, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, расположенный по адресу: КЧР (адрес обезличен) «а», указанный дом имеет назначение «многоквартирный дом», в указанном многоквартирном доме расположены пять квартир.

Предметом технического обследования дома не являлось определение его конструктивных особенностей, позволяющих отнести данный дом к домам блокированной застройки, в понятии, определяемом Градостроительным кодексом РФ.

Спорный жилой дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, указанные в ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Общим имуществом являются: фундамент, чердак, крыша, земельный участок, что прямо предусмотрено пунктами 1, 3 и 4 указанной статьи.

Спорный дом является единым целым, имеет одну крышу, покрытую черепицей, единое чердачное помещение, без внутренних перегородок.

Исходя из конструкции чердака, крыши, не предполагается ремонт и содержание лишь части крыши только над одной из квартир.

Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ и ст. 49 ГК РФ в доме блокированной застройки общей может быть только общая стена без проемов, иных общих конструктивных элементов у самостоятельных блоков в доме блокированной застройки не имеется, что противоречит характеристике дома.

В соответствии со Сводом правил СП 55.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ о (дата обезличена), блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков, не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт, коммуникаций.

В Приказе Минстроя России от (дата обезличена)(номер обезличен)/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» разъяснено, что 1) многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством; 2) жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Отсутствует расположение каждого жилого помещения на отдельном земельном участке и наличие выхода на территорию общего пользования.

Дом состоит из пяти квартир, каждая из которых имеет самостоятельный выход на общий земельный участок, прилегающий к данному жилому дому.

Так в силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 47 постановления Правительства Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилою помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» по результатам работы в отношении многоквартирного дома комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания: о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу: о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона, аварийный жилищный фонд совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до (дата обезличена) аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Статьей 16 Федерального закона от (дата обезличена) № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до (дата обезличена) в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена)(номер обезличен) утверждена республиканская адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2019 - 2025 годы, с ускоренной реализацией до 31.12.2020».

В соответствии с республиканской программой Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики является уполномоченным органом государственной власти, ответственным за реализацию Программы и главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы.

Приложением 1 к республиканской программе является Перечень многоквартирных домов, признанных до (дата обезличена) в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется переселение граждан в рамках Программы.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от (дата обезличена)(номер обезличен) утверждена республиканская адресная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2019 - 2025 годы, с ускоренной реализацией до 31.12.2020». Приложением 1 к республиканской программе является Перечень многоквартирных домов, признанных до (дата обезличена) в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых планируется переселение граждан в рамках Программы. Указанный Перечень многоквартирных домов формировался на основании заявок муниципальных образований. В указанный Перечень дом по адресу: Карачаево-Черкесская Республика нос. Малокурганный, (адрес обезличен) «а» не включен.

При таких обстоятельствах суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

По правилам ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы. За исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчик пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

По смыслу закона, государственная пошлина присуждается истцу с ответчика лишь вследствие виновных действий ответчика, которые повлекли рассмотрение спора в суде.

Однако, доказательств виновных действий Администрации Карачаевского городского округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР истцами суду не представлено, равно как не установлено таких фактов и при рассмотрении спора судом, а при таких обстоятельствах государственная пошлина возмещению за счет ответчика не подлежит. Отсутствуют правовые основания для её возвращения и за счет средств бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 к Администрации Карачаевского городского округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР о признании жилого дома многоквартирным и обязании включить многоквартирный жилой дом в Республиканскую адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда КЧР на 2019-2025 годы с ускоренной реализацией до 31.12.2020» удовлетворить.

Признать жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен) «А» - многоквартирным.

Обязать администрацию Карачаевского городскою округа и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен). 101 «А», в Республиканскую адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2025 годы, с ускоренной реализацией до 31.12.2020».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР через Карачаевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое принято (дата обезличена).

Судья Э.А. Кубанов.