УИД – 92RS0№-82
Дело №
Категория 2.042
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,
при секретаре – ФИО5,
с участием истца – ФИО1,
представителя истца – ФИО2, действующей на основании ордера,
представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Вр.и.о начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, третье лицо – Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по <адрес>, о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и решения аттестационной комиссии незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с исковым требованием, в котором, с учетом уточненных требований, просит признать решение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в протоколе № (пункт №), а именно в части касающейся подполковника внутренней службы ФИО1 о том, что не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулированию конфликта интересов незаконным, недействительным; признать Приказ №-н от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника внутренней службы ФИО1 о том, что он не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулированию конфликта интересов незаконным, недействительным в связи с пропуском срока привлечения к дисциплинарной ответственности и отсутствии личной заинтересованности.
Исковые требования мотивированы тем, что Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-н заместитель начальника отдела – начальник отделения организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по <адрес> подполковник внутренней службы ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.
По результатам проведенной проверки (Выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что при исполнении подполковником внутренней службы ФИО1 своих служебных обязанностей имелась возможность возникновения конфликта интересов, связанная с проведением проверок несения службы дежурного караула 4 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по <адрес>, в составе которого несла службу сержант внутренней службы ФИО6, имеющая с ним отношения, подпадающие под понятие личной заинтересованности, определенное в ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Истец считает, что обжалуемый приказ вынесен незаконно, необоснованно, вопреки имеющимся доказательствам, а также, с нарушением срока привлечения к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Приказом №-н от ДД.ММ.ГГГГ начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> подполковник внутренней службы ФИО1 назначен на должность заместителя начальника отдела – начальника отделения организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по <адрес>, освободив от замещаемой должности «Заместитель начальника отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со ст. 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
Часть1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ дает токование понятию служебная дисциплина, под которой понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу положений статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом РФ.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликтом интересов расценивается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. (ч.1.) Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2). Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч.3). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч.4). Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.5). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.6). В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством (ч.7)
Как следует, из пункта 3 ст. 3 и части 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) (в частности начальниками подразделения и его заместители или сотрудник федеральной противопожарной службы, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести, совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка, относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.
В силу частей 6 - 9, 11, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя.
В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания.
Об отказе или уклонении сотрудника федеральной противопожарной службы от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
В соответствии с ч. 8 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 7, ч. 9, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 550 утвержден Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок).
В соответствии с п. 10 указанного Порядка основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией (п. 11 Порядка).
В силу п. 18 Порядка на период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или в командировке сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, на основании рапорта должностного лица, проводящего служебную проверку, решением должностного лица, назначившего проверку, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки приостанавливается.
Согласно п. 28 Порядка должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны, в том числе, разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде); подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку; ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.
Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии (в случае проведения служебной проверки комиссией), и утверждается должностным лицом, назначившим проверку (п. 34 Порядка).
Согласно решению заседания Аттестационной комиссии Главного Управления МЧС России по <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению федеральным государственным служащих и урегулированию конфликтов интересов, изложенного в Протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов рекомендовано начальнику Главного управления МЧС России по <адрес> применить к подполковнику внутренней службы ФИО1 меру ответственности в виде выговора.
Приказом №-н от ДД.ММ.ГГГГ ВРиО начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> заместитель начальника отдела – начальник отделения организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по <адрес> подполковник внутренней службы ФИО1 за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в несоблюдении ограничений и запретов, требований о предоставлении или об урегулировании конфликта интересов привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
В данном приказе отсутствует указание на то, когда истцом был совершен дисциплинарный проступок. Однако из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что аттестационной комиссией были выявлены нарушения служебных обязанностей, совершенные подполковником внутренней службы ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно в из этого же Протокола усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ аттестационной комиссией рассматривалась возможность возникновения конфликтов интересов у подполковника внутренней службы ФИО1, в связи с чем принимались решения по этому вопросу.
Из пояснений истца следует, что в 2018 году он подавал заявления о возможном конфликте интересов, его заявления рассматривались аттестационной комиссией и принимались решения относительно кадровых вопросов в целях недопущения возникновения конфликта интересов.
Таким образом, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, суд находит, что у ответчика отсутствовали основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что дисциплинарное взыскание истцу назначено за пределами срока, установленного законом для привлечения к дисциплинарной ответственности, в связи с чем суд находит требования истца в этой части обоснованными.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании недействительной записи в трудовой книжке об объявленном выговоре, поскольку в представленной суду трудовой книжке истца такая запись отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Вр.и.о начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, третье лицо – Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по <адрес>, о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и решения аттестационной комиссии незаконными – удовлетворить частично.
Признать решение аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в протоколе № (пункт 4), а именно в части касающейся подполковника внутренней службы ФИО1 незаконным.
Признать приказ №-н от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника внутренней службы ФИО1 незаконным.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд <адрес>.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий –