Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2022 года
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 августа 2022 года
УИД:66RS0037-01-2022-000980-46
2-852/2022
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
гор. Лесной Свердловской области 11 августа 2022 года
Городской суд гор. Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еремеевой Д.А., с участием прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации ГО «Город Лесной», МКУ «Управление городского хозяйства», МКУ «Управление капитального строительства» о понуждении к совершению действий
установил:
прокурор ЗАТО «Город Лесной» обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации ГО «Город Лесной», МКУ «Управление городского хозяйства», Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (далее МКУ «УКС») о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований указал, что Прокуратурой ЗАТО г. Лесной в мае 2021 года проводилась проверка по доводам обращения Н.А.С., являющегося арендатором земельного участка, в части соблюдения законодательства об обеспечении транспортной доступности.
Установлено, что между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Лесной» и Н.А.С. заключен *** договор аренды *** земельного участка по адресу: ***. Указанный земельный участок предоставлен Н.А.С. для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в соответствии с пп.18 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (заявитель является ветераном боевых действий).
В апреле 2021 года Н.А.С. обратился в прокуратуру ЗАТО г. Лесной с заявлением о проведении проверки бездействия администрации городского округа «город Лесной», указывая, что до настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой, а именно - отсутствуют подъездные дороги к нему.
Проверкой установлено, что строительство проездов в районе *** на территории *** осуществляется в соответствии с проектной документацией на объект «Квартал жилых домов усадебного типа в ***» и ведется в несколько этапов: 1 очередь- благоустройство проездов по ***; 2 очередь- благоустройство проездов по *** и ***. В 2017 году проведены работы по благоустройству 1 очереди проездов, благоустройство проездов по *** не проведено до настоящего времени.
По результатам проверки прокурором города *** в адрес главы городского округа «***» внесено представление об устранении нарушений закона. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен, администрация городского округа «***» в ответе сообщила, что вопрос об обеспечении квартала жилых домов усадебного типа транспортной инфраструктурой будет рассмотрен при формировании бюджета городского округа «***» на 2022-2023 годы.
В текущем периоде 2022 года при анализе реального исполнения актов прокурорского реагирования установлено, что фактически представление прокурора осталось без исполнения, денежные средства на проведение соответствующих работ не были выделены.
Распоряжением Администрации городского округа «***» от 29.10.2021 года № 454-р утвержден План мероприятий по осуществлению благоустройства территории индивидуальной жилой застройки городского округа «***», в соответствии с которым по микрорайону усадебной застройки в *** должны быть проведены следующий мероприятия: в 2021 году – уточнение сметы на отсыпку дорог щебнем; внесение в титул работ на 2022 год; подготовка заявки в рамках бюджетного финансирования; в марте 2022 года- комплексные инженерные изыскания; в августе 2022 года- разработка проектной и рабочей документации; в декабре 2022 года- получение положительного заключения экспертизы проектной документации, утверждение ПСД; в 2023 году- строительство. Однако, запланированные на 2022 год мероприятия не проведены из-за отсутствия финансирования.
Кроме того, в рамках проверки по поручению прокуратуры области от 19.05.2022 №7/1-23-2022 исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, коммунальной и транспортной инфраструктурой установлено, что в 2015-2018 г.г. многодетным семьям предоставлены по договорам аренды для индивидуального жилищного строительства земельные участки по *** и по *** в ***.
Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение длительного периода времени, превышающего разумные сроки, администрацией городского округа «город Лесной» должных мер для обеспечения предоставленных по договорам аренды земельных участков, необходимой транспортной инфраструктурой.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся в частности: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Свердловской области не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Пунктом 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ также предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится организация на территории городского округа обеспечения его жителей инженерной инфраструктурой.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Устава городского округа «город Лесной», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мет), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям Администрации городского округа «город Лесной».
В свою очередь, согласно Уставу МКУ «Управление капительного строительства» к основным видам деятельности учреждения относятся в том числе инженерные изыскания, деятельность связанная с инженерно-техническими проектами, управлением проектами строительства, выполнении строительного контроля.
В соответствии с положениями Устава МКУ «Управление городского хозяйства» к основным видам деятельности относятся в том числе осуществление деятельности по содержанию и уборке автомобильных дорог и дорожных сооружений местного значения в границах городского округа.
Бездействие органа местного самоуправления влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает права граждан и многодетных семей, круг лиц которых заранее определить не представляется возможным, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению и является незаконным, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, прокурор просит суд возложить на администрацию городского округа «***» обязанность по обеспечению финансированием в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда работ по строительству дорог по *** и *** в ***; на МКУ «Управление капительного строительства» возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнению работ, предусмотренных пунктом 1 Плана мероприятий по осуществлению благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки городского округа «***», утвержденного распоряжением Администрацией городского округа «***» ***-р от ***; на МКУ «Управление городского хозяйства» возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт на строительство дорог по *** в ***.
В настоящем судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении исковых требований к ответчикам – администрация ГО «***» и МКУ «Управление городского хозяйства» по основаниям, изложенным в исковом заявлении, от требований к ответчику МКУ «Управление городского хозяйства» отказалась.
Представитель ответчика администрации ГО «***» в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен письменный отзыв на требования прокурора, из которых следует, что распоряжением администрации городского округа «***» ***-р от *** «Об утверждении плана мероприятий по осуществлению благоустройства территории индивидуальной жилой застройки городского округа «Город Лесной» утвержден план мероприятий по осуществлению благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки городского округа «***» в том числе по *** в ***. Указанный план мероприятий предусматривает проведение следующих мероприятий: уточнение сметы на отсыпку дорог щебнем; внесение в титул работ на 2022 год; подготовка заявки в рамках бюджетного финансирования (срок исполнения- 2021 год); комплексные инженерные изыскания (срок исполнения - март 2022 года); разработка проектной и рабочей документации (срок – март 2022 г.); получение положительного заключения экспертизы проектной документации, утверждение ПСД (срок исполнения -2022 год); строительство (срок исполнения -2023 год). Ответственным исполнителем по указанному плану мероприятий является муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства», учредителем данного учреждения является городской округ «***». Согласно п. 2.1., п. 2.2. Устава МКУ «УКС» основной деятельностью МКУ «УКС» признается деятельность по выполнению заданий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объектов производственного, жилищно-коммунального, социально-культурного назначения. Пункт 4.7. Устава МКУ «УКС» предусматривает следующее: финансовое обеспечение деятельности МКУ «УКС» осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы. Заключение и оплата МКУ «УКС» муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 4.9. Устава МКУ «УКС»). Работы по строительству дорог по *** в *** должны быть предусмотрены в городском бюджете на 2023 год.
Представитель ответчика МКУ «УКС» также в судебное заседание не явился, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен письменный отзыв на требования прокурора, из которых следует, что с целью строительства автомобильной дороги в ***, МКУ «Управление капитального строительства» в 2021 году в рамках муниципальных контрактов, заключенных с подрядными организациями, выполнены работы: разработана проектно-сметная документация по объекту строительства, получено положительное заключение государственной экспертизы, Постановлением администрации городского округа «Город Лесной» от ****** данная документация утверждена; при планировании бюджетных ассигнований бюджета городского округ «***» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, будет предусмотрен объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения строительства объекта, продолжительность строительства дороги составит 12 месяцев без учету проведения электронного аукциона.
Представитель МКУ «Управление городского хозяйства» в суд не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Определением суда от *** принят отказ прокурора от исковых требований к ответчику МКУ «Управление городского хозяйства».
Заслушав доводы прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу положений п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся в частности дорожная деятельность, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, и в дорожном хозяйстве в границах муниципального городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Устава городского округа «город Лесной», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мет), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям Администрации городского округа «город Лесной».
В соответствии с п. 1.7. Устава МКУ «УКС» является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество на праве оперативного управления, имеет печать со своим наименованием, штампы, фирменные бланки и другую атрибутику.
Учредителем МКУ «УКС» является городской округ «***» (п. 1.6. Устава МКУ «УКС»),
Согласно п. 2.1., п. 2.2. Устава МКУ «УКС» основной деятельностью МКУ «УКС» признается деятельность по выполнению заданий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и вводу в эксплуатацию объектов производственного, жилищно-коммунального, социально-культурного назначения.
Пункт 4.7. Устава МКУ «УКС» предусматривает следующее: финансовое обеспечение деятельности МКУ «УКС» осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата МКУ «УКС» муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 4.9. Устава МКУ «УКС»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Лесной в мае 2021 года проводилась проверка по доводам обращения Н.А.С., являющегося арендатором земельного участка, в части соблюдения законодательства об обеспечении транспортной доступности.
Установлено, что между МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Лесной» и Н.А.С. заключен *** договор аренды *** земельного участка по адресу: ***. Указанный земельный участок предоставлен Н.А.С. для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в соответствии с пп.18 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (заявитель является ветераном боевых действий).
В апреле 2021 года Н.А.С. обратился в прокуратуру ЗАТО г. Лесной с заявлением о проведении проверки бездействия администрации городского округа «город Лесной», указывая, что до настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой, а именно - отсутствуют подъездные дороги к нему.
Проверкой установлено, что строительство проездов в районе *** на территории *** осуществляется в соответствии с проектной документацией на объект «Квартал жилых домов усадебного типа в ***» и ведется в несколько этапов: 1 очередь- благоустройство проездов по ***; 2 очередь- благоустройство проездов по *** и ***. В 2017 году проведены работы по благоустройству 1 очереди проездов, благоустройство проездов по *** не проведено до настоящего времени.
По результатам проверки прокурором города *** в адрес главы городского округа «***» внесено представление об устранении нарушений закона. Акт прокурорского реагирования рассмотрен и удовлетворен, администрация городского округа «***» в ответе сообщила, что вопрос об обеспечении квартала жилых домов усадебного типа транспортной инфраструктурой будет рассмотрен при формировании бюджета городского округа «***» на 2022-2023 годы.
В текущем периоде 2022 года при анализе реального исполнения актов прокурорского реагирования установлено, что фактически представление прокурора осталось без исполнения, денежные средства на проведение соответствующих работ не были выделены.
Распоряжением Администрации городского округа «***» от ******-р утвержден План мероприятий по осуществлению благоустройства территории индивидуальной жилой застройки городского округа «***», в соответствии с которым по микрорайону усадебной застройки в *** должны быть проведены следующий мероприятия: в 2021 году – уточнение сметы на отсыпку дорог щебнем; внесение в титул работ на 2022 год; подготовка заявки в рамках бюджетного финансирования; в марте 2022 года- комплексные инженерные изыскания; в августе 2022 года- разработка проектной и рабочей документации; в декабре 2022 года- получение положительного заключения экспертизы проектной документации, утверждение ПСД; в 2023 году- строительство. Однако, запланированные на 2022 год мероприятия не проведены из-за отсутствия финансирования.
Кроме того, в рамках проверки по поручению прокуратуры области от ****** исполнения федерального законодательства в сфере обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, коммунальной и транспортной инфраструктурой установлено, что в 2015-2018 г.г. многодетным семьям предоставлены по договорам аренды для индивидуального жилищного строительства земельные участки по *** и по *** в ***.
Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение длительного периода времени, превышающего разумные сроки, администрацией городского округа «***» должных мер для обеспечения предоставленных по договорам аренды земельных участков, необходимой транспортной инфраструктурой.
Указанные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика, более того, согласно представленных суду письменных отзывов, мероприятия по благоустройству запланированы, однако работы по строительству улично-дорожной сети в *** в городском бюджете на 2022 год запланированы не были, что препятствует исполнить данную обязанность своевременно и надлежаще.
Согласно распоряжению администрации городского округа «Город Лесной» ***-р от *** «Об утверждении плана мероприятий по осуществлению благоустройства территории индивидуальной жилой застройки городского округа «***» утвержден план мероприятий по осуществлению благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки городского округа «***» в том числе по *** в ***.
Указанный план мероприятий предусматривает проведение следующих мероприятий:
- уточнение сметы на отсыпку дорог щебнем; внесение в титул работ на 2022 год;
- подготовка заявки в рамках бюджетного финансирования (срок исполнения- 2021 год);
- комплексные инженерные изыскания (срок исполнения - март 2022 года);
- разработка проектной и рабочей документации (срок – март 2022 г.);
- получение положительного заключения экспертизы проектной документации, утверждение ПСД (срок исполнения - 2022 год);
- строительство (срок исполнения -2023 год).
С учетом установленного суд, полагает, что иск прокурором заявлен обоснованно и следовательно подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального Кодекса РФ, в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении сроков устранения имеющихся нарушений суд учитывает требования разумности, характер и объем необходимых работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, Суд
решил:
Исковые требования прокурора ЗАТО «Город Лесной», действующего в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Лесной» в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность обеспечить финансирование работ по строительству дорог по *** и *** в п. Чащавита г. Лесной.
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Управление капительного строительства» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по выполнению работ, предусмотренных пунктом 1 Плана мероприятий по осуществлению благоустройства территорий индивидуальной жилой застройки городского округа «город Лесной», утвержденного распоряжением Администрацией городского округа «Город Лесной» № 454-р от 29.10.2021.
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Управление капительного строительства» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт на строительство дорог по *** в ***.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд г.Лесного Свердловской области.
Судья Т.В.Саркисян