ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-853 от 09.09.2011 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

                                                                                    Воткинский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Воткинский районный суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-853/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2011 года

Воткинский районный суд УР в составе:

Председательствующего судьи Акуловой Е.А.

При секретаре Ивановой И.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.Воткинска о предоставлении в собственность жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском о предоставлении в собственность жилого помещения, восстановлении его в списках лиц на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обосновав их тем, что он родился  в г. Воткинске и как ребенок-сирота воспитывался в , после окончания которой был направлен на обучение в . В  он году был поставлен на учет органами опеки и попечительства Администрации г. Воткинска для получения жилья после окончания училища. После окончания училища в  он прибыл на постоянное место жительства в г. Воткинск УР, где сразу же обратился в Администрацию г. Воткинска с заявлением о постановке на учет как нуждающийся в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей), о чем у него имеется анкета №*** за подписью Главы Администрации г. Воткинска Ф., а также ответ Главы Администрации г. Воткинска Ф.. директору  о постановке его на учет для получения жилья. Собранный пакет документов был передан им сотруднику органов опеки и попечительства Администрации г. Воткинска П., ежегодно им приносились требуемые справки, но жилье ему предоставлено не было.  он вновь обратился в Администрацию г. Воткинска с заявлением о постановке на учет, на которое  им был получен ответ за №*** об отказе в постановке на учет как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду предоставления им документов в  в возрасте 29 лет. На поданное им вновь заявление от  им снова был получен отказ. Считает действия Администрации г. Воткинска по непредоставлению ему жилого помещения как лицу, относящемуся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным, так как в  Администрацией г. Воткинска он был своевременно поставлен на соответствующий учет, считает, что его документы в  были утрачены Администрацией г.Воткинска.

На основании изложенного ввиду нарушения конституционных прав предусмотренных ст.ст. 6,7,18,19,40 Конституции РФ, в соответствии со ст.ст. 11,12 ГК РФ, гл. 2 Закона УР от 06.03.2007г. №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец ФИО1 просит суд признать за ним право на внеочередное получение жилья в соответствии с гл. 2 Закона УР от 06.03.2007г. №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать Администрацию г. Воткинска УР восстановить его в списках лиц на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить ему жилое помещение с оформлением в его собственность.

В ходе рассмотрения дела от истца поступило заявление об отказе от части заявленных требований - о восстановлении его в списках лиц на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отказ принят судом, о чем  вынесено определение.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал по мотивам, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить, дополнительно пояснил, что в  его как несовершеннолетнего привезли в Воткинск из , в течение недели он ходил в Администрацию, жил на улице. Как ребенок-сирота он являлся на тот момент нуждающимся в получении жилья. После визита к мэру г. Воткинска Ф. он в тот же день был трудоустроен на завод и ему было выделено койко-место в общежитии по адресу: , где он проживает по настоящее время. Данное жилье считает непригодным для проживания ввиду несоответствия его санитарным нормам: один душ на несколько этажей, в кухне всюду тараканы. Согласно закону, минимальная норма жилья должна составлять не менее 18 кв.м., а площадь его комнаты составляет  кв.м. Ему как сироте должно быть предоставлено жилье с лучшими условиями для проживания в собственность. На протяжении многих лет он обращался в Орган опеки и попечительства Администрации г. Воткинска к П., с , по её требованию он ежегодно приносил справки об отсутствии у него в собственности жилого помещения. Однако в последующем оказалось, что в Администрации нет его документов и на учете в качестве нуждающегося он не состоит. В ответ на обращение в органы прокуратуры им был получен ответ о том, что ему один раз уже было предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Однако комната, на которую им в  был заключен договор социального найма, была предоставлена ему по месту работы , а не выделена Администрацией города. Все необходимые документы вместе с его личным делом были отданы специалисту Органа опеки и попечительства Администрации г. Воткинска П., на тот момент никаких дополнительных документов от него не требовали, когда он предоставлял справки, ему говорили, что он состоит в очереди под номером восемь. Считает, что ответчик обязан предоставить ему жилое помещение в собственность, чтобы в дальнейшем у него были гарантии, что жилье останется за ним.

Представитель Администрации г. Воткинска, действующая на основании доверенности №*** от , ФИО2 в суде иск не признала, просила в иске отказать, в связи с несоблюдением ФИО1 процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предоставлением им своевременно всего пакета необходимых для этого документов, обращением истца с заявлением о постановке на учет нуждающегося в жилом помещении по истечении 23-летнего возраста и наличием у него права пользования жилым помещением в г.Воткинске на условиях договора социального найма, отвечающего всем нормам закона. После окончания училища истец был трудоустроен и обеспечен жильем от завода, и на то время его это видимо устраивало, в связи с чем, он в органы опеки с заявлением о постановке его на учет для получения жилья как ребенок-сирота не обращался. А обращение с таким заявлением после исполнения 23-летнего возраста является основанием для отказа в постановке на учет, что и было сделано.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела и оценив добытые по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что истец ФИО1,  рождения относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1, являвшаяся в отношении ФИО1 одинокой матерью, решением  УР от  была признана безвестно отсутствующей.

Также судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован и проживает с  по адресу: , на условиях договора социального найма от . Общая площадь занимаемого ФИО1 жилого помещения составляет  кв.м., жилая –  кв.м. Данное жилое помещение первоначально было предоставлено ФИО1  по ордеру №***, выданного на основании совместного решения администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола ГПО «Воткинский завод», как работнику данного предприятия. В настоящее время указанным жилым помещением истец пользуется на условиях договора социального найма, заключенного с ним  (л.д.34-37).

 истцом в Администрацию г. Воткинска подано заявление о предоставлении ему жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Ответом Администрации г. Воткинска от  за №*** истцу сообщено, что на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не состоит, решения о постановке его на учет не принималось, разъяснен порядок обращения с таким заявлением с указанием перечня необходимых к приложению документов.

Из представленных суду сведений из Воткинского отдела Управления Росреестра по УР судом установлено, что истец на праве собственности жилого помещения не имеет, а имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать вывод, что в установленном законом порядке истец малоимущим не признан.

Указанные выше обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1, являвшаяся в отношении ФИО1 одинокой матерью, решением  УР от  была признана безвестно отсутствующей.

В связи с этим на него распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, Законом УР от 6 марта 2007г. №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №2-РЗ).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 2-РЗ в УР предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения вне очереди детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

За получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты, а также лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет (п. 5 ст. 5 Закона № 2-РЗ).

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 159-ФЗ, а также из ст. 1 данного закона, ст. 5 Закона № 2-РЗ, их положения распространяются на детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Вышесказанное означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми, оставшимися без попечения родителей 23-летнего возраста. Следовательно, достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Из искового заявления следует и подтверждено материалами дела, что истец родился , обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении к ответчику в , т.е. по достижению 31-летнего возраста.

Ссылка истца на факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении еще до окончания училища, т.е. в , по мнению суда несостоятельна, ввиду того, что достоверных и допустимых доказательств обращения с данным заявлением в период с  и после окончания , истцом суду не представлено.

Ответ Главы Администрации Ф. от  таким доказательством, по мнению суда, не может быть признан, поскольку как следует из показаний свидетеля П., (указанной в данном ответе исполнителем, т.е. готовившей данный ответ), допрошенной в судебном заседании, что в данном случае речь шла об учете ФИО1 как ребенка-сироты, выявленного на территории г.Воткинска в целях упорядочения и уточнения количества таких лиц. Поскольку на то время существовала устная договоренность между Администрацией города и руководством Воткинского завода о трудоустройстве детей-сирот, директору школы-интернат и было сообщено, что после окончания ФИО1 училища вопрос о трудоустройстве и обеспечении жильем будет решен, что и было сделано по прибытии ФИО1 в г.Воткинск в . Также из показаний свидетеля П. установлено, что она, как лицо ответственное за решение вопросов, касающихся детей-сирот, неоднократно приходила в общежитие, где проживал ФИО1 и другие лица, имеющие аналогичный статус, с целью разъяснения им порядка постановки на учет и перечня документов, необходимых для этого, однако ФИО1, вскоре после заселения в общежитие, с завода рассчитался и длительное время его в городе не было. С заявлением о постановке его на учет как сироты, для получения жилья, он к ней, в период ее работы в отделе опеки, не обращался, все необходимые документы им представлены не были. Все лица, подавшие заявления и представившие полный пакет документов, учитывались ею в журнале, копия которого представлена была ей в судебном заседании и имеется в материалах дела.

Анкета за №*** о нуждаемости истца в получении жилого помещения, не содержащая даты ее составления, копия которой представлена истцом (далее – анкета), также, по мнению суда, не свидетельствует о подаче им заявления и постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до достижения 23-летнего возраста.

Реальная возможность постановки истца на учет и получения им жилья при своевременном обращении путем подачи соответствующего заявления и приложения необходимых документов, подтверждаются показаниями свидетеля К., допрошенной в судебном заседании, которая, так же как ФИО1, была трудоустроена на завод после и ей была предоставлена комната в общежитии. ФИО1 рассказал ей о возможности получения ими жилья от государства как сиротами при обращении в Администрацию г. Воткинска с соответствующим заявлением, что ею и было сделано. В последующем она была внесена в список нуждающихся в жилье, поставлена на очередь и получила жилье большей площади. Показания свидетелей подтверждаются исследованной в судебном заседании и имеющейся в материалах дела книгой  учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (очередность детей-сирот) л.д.21-32, где на обороте л.28 имеются данные об учете К. и ее несовершеннолетнего сына К. Указанные сведения содержатся и в Списке –Приложении к Постановлению Муниципалитета г.Воткинска № 420 от 21.02.2000 года (л.д.17-20), где под № 33 также значится ФИО3 При этом судом установлено, что как в книге 03-18, так и в Списке, утвержденном вышеуказанным Постановлением, лица, состоящие на учете перечислены в хронологическом порядке в зависимости от даты подачи ими заявления, однако в указанных документах фамилия ФИО1 отсутствует. Отсутствуют сведения о подаче ФИО1 заявления и после 2000 года, что подтверждается Списком на л.д.16. У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности указанных документов.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 марта 2009 г. №376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ в системном единстве с ч. 1 данной статьи, а также частью ст. 49, ст. 51, п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Жилищный кодекс РСФСР, действовавший на день окончания ФИО1. образовательного учреждения (1997 год), утративший силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ», определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ст. 33) и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются в первоочередном порядке (ст. 36) и вне очереди (ст. 37). Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР к гражданам, которым жилые помещения предоставлялись вне очереди отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Вместе с тем, общими условиями предоставления гражданам жилого помещения, в том числе во внеочередном порядке в соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, также были закреплены - подача гражданином соответствующего заявления (ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР), представление документов о его нуждаемости в жилом помещении (п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР).

Такое заявление с приложением документов, подтверждающих нуждаемость истца в жилом помещении до . (даты исполнения 23 лет) истцом не подавалось. Решения о принятии ФИО1 на учет органом местного самоуправления не принималось.

Показания свидетеля О., допрошенной в судебном заседании не могут быть признаны судом достоверными и достаточными доказательствами в этой части, поскольку как показала свидетель, она действительно приходила с ФИО1 в органы опеки, но в кабинет заходил он один, и какие документы он передавал специалистам отдела опеки она не видела и подтвердить не может.

Доводы иска ФИО1 о несоблюдении нормы жилой площади жилого помещения, предоставленного ему на основании договора социального найма -  кв.м. вместо положенных по закону 18 кв.м., также не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

В соответствии с действовавшим на период предоставления ФИО1 жилого помещения Жилищным кодексом РСФСР норма жилой площади была установлена в размере 12 кв.м. на одного человека (ст. 37). На территории муниципального образования «Город Воткинск» решением Воткинской городской Думы от 15.02.2006г. за №53 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Общая площадь занимаемого ФИО1 по договору социального найма жилого помещения по адресу:  составляет  кв.м., жилая – 12,8 кв.м., что соответствует действовавшим ранее правовым нормам по размеру предоставляемого жилого помещения, требований к благоустройству ранее действовавшие в тот период правовые акты не предъявляли. Требование о предоставлении жилого помещения площадью не менее 18 кв.м. содержится в Законе УР от 06.03.2007 года № 2-РЗ в связи с внесенными в него изменениями в , тогда как истец заявляет о нуждаемости его в жилом помещении в 1997 году.

Таким образом, совокупность вышеизложенных и установленных судом доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что несоблюдение истцом порядка обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, исключает обязанность ответчика по предоставлению истцу жилого помещения, тем более на праве собственности, что противоречит прямому указанию законов как Удмуртской Республики, так Российской Федерации, предусматривающих право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Администрации г.Воткинска о предоставлении в собственность жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2011 года.

Председательствующий судья: Е.А. Акулова