РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 сентября 2019 года дело № 2-853/2019 г. Мегион Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Коржиковой Л.Г., при секретаре Секисовой А.И., с участием помощника прокурора Мельникова Р.В., представителя ответчика ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Славнефть-Мегионнефтегаз» о возложении обязанности устранить нарушение требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, УСТАНОВИЛ: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, в редакции измененных исковых требований, по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов предприятий ТЭК, выявлен факт незаконной эксплуатации ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтепроводов Ватинского месторождения, используемого для целей транспортировки газоводонефтяной эмульсии. Владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ватинского месторождения является ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Проверкой установлено, что транспортировка газоводонефтяной эмульсии, добываемой скважинами куста № Ватинского месторождения, осуществляется ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с ноября 2018 года по нефтесборным трубопроводам <адрес> диаметром 159 мм, протяженностью 329 м. и <адрес> диаметром 159 мм, протяженностью 187 м., построенным в границах лесного участка площадью 30,628 га в квартале 364 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества ТО – Нижневартовское лесничество, представленного по договору аренды № заключенному 26.12.2017 с Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. После ввода в эксплуатацию нефтепроводов соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, идентифицированный как система промысловых (межпромысловых) трубопроводов вышеуказанного месторождения нефти, в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, не внесены. Отсутствие регистрации нефтепроводов в государственном реестре опасных производственных объектов свидетельствует о том, что они не являются частью застрахованного промышленного объекта и не входят в предмет действующего договора страхования опасных производственных объектов. В связи с изложенным, прокурор просит обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов. В судебном заседании прокурор Мельников Р.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 не оспаривала выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, при этом пояснила, что в целях устранения допущенных нарушений ОАО «СН-МНГ» разработан и утвержден План мероприятий устранения замечаний по результату проведенной прокурорской проверки. Заслушав прокурора Мельникова Р.В., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах, в том числе при эксплуатации опасных производственных объектов предприятий ТЭК, выявлен факт незаконной эксплуатации ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтепроводов Ватинского месторождения, используемого для целей транспортировки газоводонефтяной эмульсии. Владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ватинского месторождения является ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Транспортировка газоводонефтяной эмульсии, добываемой скважинами куста № Ватинского месторождения, осуществляется ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с ноября 2018 года по нефтесборным трубопроводам <адрес> диаметром 159 мм, протяженностью 329 м. и <адрес> диаметром 159 мм, протяженностью 187 м., построенным в границах лесного участка площадью 30,628 га в квартале 364 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества ТО – Нижневартовское лесничество, представленного по договору аренды №, заключенному 26.12.2017 с Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. Как установлено в судебном заседании, данные трубопроводы введены в эксплуатацию с нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), что создает угрозу промышленной безопасности. В ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-I «О недрах» закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. На основании ч.1 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В соответствии с данным Приложением к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.По указанным критериям вышеназванные нефтепроводы, транспортирующие газоводонефтяную эмульсию, являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов. В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Согласно ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, подлежащих проверке. Предусмотренная ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешительная процедура ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства является гарантией безопасности эксплуатации этих объектов, подтверждением их соответствия, в том числе требованиям промышленной и экологической безопасности. В п.3 ст.4 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Согласно требованиям ч.1 ст.34 и ч.1 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений, объектов транспортировки, хранения и реализации нефти и газа и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, которые обеспечиваются при соблюдении установленного порядка строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства. В нарушение указанных требований закона эксплуатация нефтепроводов, являющихся опасными промышленными объектами, осуществляется ответчиком без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данных объектов. Согласно п.2 ст.2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В п.2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 (далее – Правила), указано, что государственный реестр ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий для накопления, анализа и хранения систематизированной информации о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях, эксплуатирующих эти объекты. В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» обязанность по предоставлению в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений, необходимых для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов, возложена на юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов. В судебном заседании установлено, что ответчиком после ввода в эксплуатацию нефтепроводов соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект, идентифицированный как система промысловых (межпромысловых) трубопроводов вышеуказанного месторождения нефти, в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, не внесены. На основании изложенного, иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов, подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепроводов удовлетворить. Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до 30.11.2019 получить в Департаменте строительства ХМАО - Югры в порядке, предусмотренном ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство объектов капитального строительства - нефтесборные трубопроводы <адрес> и <адрес> Ватинского месторождения. Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до 11.02.2020, внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект - «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов Ватинского месторождения» в связи с вводом в эксплуатацию » с ноября 2018 объектов капитального строительства - нефтесборных трубопроводов <адрес> и <адрес> Ватинского месторождения. Запретить ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с 12.02.2020 эксплуатацию объектов капитального строительства - нефтесборных трубопроводов <адрес> и «<адрес> Ватинского месторождения при отсутствии разрешений на строительство и ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Взыскать с открытого акционерного общества «Славнефть-Мегионнефтегаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд. Председательствующий судья <данные изъяты> Л.Г.Коржикова <данные изъяты> |