Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 30 октября 2020 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Савиловой О.Г.,
при секретаре Андросенко Ю.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Череповецкого района Вологодской области Костиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого района Вологодской области к муниципальному учреждению культуры «Коротовское социально-культурное объединение» о возложении обязанности провести категорирование, разработать и утвердить паспорт безопасности объекта культуры,
у с т а н о в и л:
Прокурор Череповецкого района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Вологодской области «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» и Федерального закона «О противодействии терроризму», направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры и спорта. Правительством Российской Федерации издано постановление № 176 от 11 февраля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», и утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры. Требованиями предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Из вышеуказанных положений законодательства в сфере культуры следует, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Для проведения категорирования объектов (территорий), находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (далее - орган в сфере культуры), по решению руководителя органа в сфере культуры, создается комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий) (далее - Комиссия). Срок работы Комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа в сфере культуры в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней. В отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) категорирование осуществляется не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Требований в сфере культуры (то есть не позднее 21.05.2017), при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания необходимых мероприятий по его вводу в эксплуатацию. Результаты работы Комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами Комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории). На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется Комиссией на каждый объект (территорию) в 2 экземплярах, подписывается членами Комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления. В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком до настоящего времени не обеспечено категорирование объектов в сфере культуры - здания МУК «Коротовское СКО», расположенного по адресу: <данные изъяты>. По факту указанных нарушений <дата> года прокуратурой района руководителю администрации Череповецкого муниципального района было вынесено предписание об устранении нарушений. До настоящего времени учреждением мер к устранению нарушений не принято, комиссия для проведения категорирования объектов в сфере культуры не создана, как следствие, категорирование не проведено, паспорта безопасности на объекты не разработаны и не утверждены. Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих указанные объекты культуры и спорта, а также работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, в том числе антитеррористическую защищённость. Просит возложить на МУК «Коротовское социально-культурное объединение» обязанность до 31 декабря 2020 года провести категорирование, разработать и утвердить паспорт безопасности объекта культуры, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 176 от 11 февраля 2017 года, на здание, находящееся в оперативном управлении, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Череповецкого района Костина Е.Н. исковые требования поддержала. Пояснила, что срок до 31 декабря 2020 года для исполнения ответчиком обязанностей по проведению категорирования, разработки и утверждения паспорта безопасности объекта культуры полагает достаточны, поскольку часть работы уже проведена; ответчик исковые требования признает, полагая указанный срок достаточным.
В судебное заседание представитель ответчика - МУК Коротовское социально-культурное объединение» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил отзыв, в котором исковые требования признает, последствия признания иска известны и понятны; указал, что паспорт безопасности МУК «Коротовское СКО» в настоящее время находится в разработке, акт комиссионной проверки состояния антитеррористическое защищенности учреждения культуры будет согласован 27 октября 2020 года; просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица - администрации Череповецкого муниципального района не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв, в котором не возражает против удовлетворения требований прокурора, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные документы, полагает требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1, части 3 статьи 14, пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), статьей 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-03 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, а также на территории муниципального района в целом.
В силу пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Из пункта 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-ФЗ следует, что обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), форма паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации издано постановление №176 от 11.02.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере культуры.
Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры (далее - органы (организации) в сфере культуры).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий) (пункт 3).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) (пункт 7).
В состав комиссии включаются: а) руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии); б) работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство; в) представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория); г) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
В ходе своей работы комиссия: а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения; д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования (пункт 11).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18). На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления.
Паспорт безопасности объекта (территории) после завершения его актуализации направляется для согласования в территориальный орган безопасности, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (пункты 41,42,43,47).
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Череповецкого района Вологодской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры и спорта, в результате которой установлено, что в нарушение требований закона до настоящего времени не обеспечено категорирование объекта в сфере культуры - здания МУК «Коротовское социально-культурное объединение», расположенного по адресу: <данные изъяты>, паспорт безопасности на объект не утвержден. Здание принадлежит на праве оперативного управления МУК «Коротовское социально-культурное объединение».
По факту указанных нарушений <дата> года прокуратурой района руководителю администрации Череповецкого муниципального района было вынесено предписание об устранении нарушений (л.д.10-11). Из представленных ответчиком документов следует, что приказом директора МУК «Коротовское социально-культурное объединение» З. от <дата> года № ХХХ создана антитеррористическая группа (л.д. 27-28).
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, в статье 39 определяет право ответчика на признание иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (часть 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ). В силу части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиками, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание, что до настоящего времени ответчиком выявленные нарушения в полном объеме не устранены, категорирование не проведено, паспорт безопасности на объект на день рассмотрения дела в суде не утвержден, признание иска ответчиком соответствует обстоятельствам дела, не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и иных лиц, суд принимает признание иска ответчиком и в соответствии с частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает исковые требования прокурора Череповецкого района к МУК «Коротовское социально-культурное объединение» о возложении обязанности провести категорирование, разработать и утвердить паспорт безопасности объекта культуры подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что выполнение ответчиком данных обязанностей направлено на обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих указанные объекты культуры и спорта, а также работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, в том числе антитеррористическую защищённость. При отсутствии возражений ответчика суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчику необходимо провести указанные мероприятия, до 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Череповецкого района Вологодской области к муниципальному учреждению культуры «Коротовское социально-культурное объединение» - удовлетворить.
Возложить на муниципальное учреждение культуры «Коротовское социально-культурное объединение» обязанность в срок до 31 декабря 2020 года провести категорирование, разработать и утвердить паспорт безопасности объекта - здания, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации № 176 от 11 февраля 2017 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Г. Савилова
Согласовано
Текст мотивированного решения составлен 03 ноября 2020 года.
Судья О.Г. Савилова