ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-853/2021 от 27.05.2021 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

дело ...

Решение

Именем Российской Федерации

с.Октябрьское 27 мая 2021 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего – судьи Байсангуровой Л.К., при секретаре Гиоевой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзукаева М.Н. к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания (далее – УСЗН Пригородного района РСО-Алания) о взыскании суммы задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения,

установил:

Дзукаева М.Н. обратилась в суд с иском к УСЗН Пригородного района РСО-Алания о взыскании за счет средств республиканского бюджета суммы задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения в размере ... руб. В обоснование иска указала, что является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, согласно ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и п.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", предоставлено право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг должно производиться органами социальной защиты населения по месту жительства в форме денежной выплаты. Однако указанные компенсационные выплаты истцу не выплачены, тем самым были существенно нарушены ее права. В соответствии с п.п. «е», «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Таким образом, Конституция наделила органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. Вместе с тем, данное право не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Правильность такой правовой позиции подтверждается Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439- ФЗ (в ред. 29.12.2010 и 29.12.2012), согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и п.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона. Правительством Республики Северная Осетия-Алания принято Постановление от 30 декабря 2008 № 304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» вместе с Положением «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», в котором указанно, что с 1 января 2009 года предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания должно производиться в денежной форме (п.1). Министерству финансов Республики Северная Осетия- Алания следует обеспечить своевременное финансирование расходов по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п.3). На Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность провести разъяснительную работу по реализации настоящего постановления (п.5). Министерство труда и социального развития РСО-А обязано ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов РСО-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов РСО-Алания было обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий (п. 5.3.). Положением «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» предусмотрено, что решения о предоставлении социальных гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания - управлениями социальной защиты населения (далее - Управления социальной защиты населения (п.п.2 п.1.) Социальные гарантии отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются в денежной форме, по месту постоянного жительства или по месту регистрации (п.п. 2.1. п. 2).

В силу Закона Республики Северная Осетия-Алания № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» от 30 июня 2010 г. педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания, предоставляется право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч.1 ст.1). Закон предусматривает возмещение указанных расходов в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением (ст. 3). На основании п.6 ст.13 Закона РСО-Алания от 30 декабря 2015 г. №48 РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия – Алания на 2016 год», которым приостановлено действие Закона РСО-Алания от 30 июня 2010 г. №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» с 2016 года прекращена выплата ему компенсации расходов по оплате отопления и освещения, право на которые он имеет как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, на основании ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании», п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ч.1 ст.1 Закона РСО-Алания 32-РЗ от 30 июня 2010 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Вместе с тем, наличие у органов государственной власти субъектов РФ права на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет возникновения у них права на снижение уровня социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Правильность такой правовой позиции подтверждается Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439-ФЗ (в ред. 29.12.2010 и 29.12.2012), согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» и п.8 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" законодатель вправе приостанавливать действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут изменяться, но объем не должен уменьшаться. Между тем, Закон РСО - Алания от 30 декабря 2015 года № 48 с приостановлением мер социальной поддержки, не предусмотрел соответствующее их возмещение.

На исковое заявление ответчиком представлены возражения, где УСЗН Пригородного района РСО-Алания исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что в силу п.1.2. Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016 года №107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» и п. 1.2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Республики Северная Осетия-Алания, утвержденное Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года № 304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», действие которого распространяется на правоотношение до 01.01.2016г., решение о предоставлении социальных гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Управлениями социальной защиты населения. В соответствии с 5.3 Положением о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания (утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016г. №107) Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает финансирование на выплату социальных гарантий до 23 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Управление социальной защиты населения принимает решение о предоставлении социальных гарантий и не производит выплату социальных гарантий. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РСО- Алания от 13 сентября 2010 года № 248 «Вопросы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания» Министерство финансов осуществляет исполнение республиканского бюджета. Согласно п.1 Положения, Министерство финансов РСО-Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, которое осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую.

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Северная Осетия-Алания» от 09.01.2020г. № 2-РЗ лицам, имевшим в период с 1 января 2016г. по 31 декабря 2019г., право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», компенсационные выплаты за указанный период осуществляются в порядке и размере, установленных Правительством РСО-Алания. В настоящее время утвержденного Правительством РСО- Алания порядка нет. Осуществление выплат без нормативно-правового акта может повлечь некорректные выплаты за счет средств республиканского бюджета. Так же истцом не предоставлены доказательства размера производимых расходов на оплату коммунальных услуг и не представлены расчеты задолженности за период, указанный в исковом заявлении. Таким образом, заявленные исковые требования не соответствуют принципам разумности и обоснованности. Удовлетворение исковых требований может повлечь необоснованные финансовые нагрузки на орган социальной защиты. Таким образом, обязательства по назначению социальных гарантий произведены Управлением истцу, Дзукаевой М.Н., в полном объеме. При исполнении возложенных обязанностей Управлением не было допущено нарушений прав Дзукаевой М.Н. на получение мер социальной поддержки, которые бы послужили основанием для обращения в суд. В рамках поступившего финансирования Управление выполнило свои обязательства перед Дзукаевой М.Н. и перед бюджетом. Управление не обеспечивает финансирование средств на предоставление социальной поддержки и не является ответчиком по данным исковым требованиям. Кроме того, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3, осуществляется из республиканского бюджета и является целевым, следовательно, Управление социальной защиты населения, как государственный орган, выступает в защиту государственных интересов и в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Истец Дзукаева М.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика УСЗН Пригородного района РСО-Алания, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в адресованном суду письменном заявлении ФИО4, действующая на основании доверенности от ...... просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо-Министерство финансов РСО-Алания, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки в суд не сообщили.

При таких обстоятельствах, в силу статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 г. N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" предусмотрено, что возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания: педагогическим работникам образовательных учреждений; медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения; специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации; социальным работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания; медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием; работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних (часть 1 статьи 1). Указанная мера социальной поддержки гарантирована также названным категориям граждан, вышедшим на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях, предусмотренных Законом (часть 2 статьи 1).

В Республике Северная Осетия-Алания данная мера социальной поддержки предоставлялась в 2012 - 2015 годах. Однако в связи с приостановлением действия Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года N 32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2015 года N 48-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год" (абзац 6 статьи 13) выплаты, обеспечивающие эти меры социальной поддержки, были прекращены на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Установленные Конституцией Республики Северная Осетия-Алания в статьях 2, 18, 39, 45, 55 гарантии обязывают обеспечивать в Республике Северная Осетия-Алания как субъекте правового социального государства осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, на принципах справедливости и равенства, а также выполнять требование о запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3 Конституции Российской Федерации).

При осуществлении правового регулирования необходимо учитывать также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П). Кроме того, поскольку бюджет Республики Северная Осетия-Алания составляет с федеральным бюджетом единую бюджетную систему, произвольный отказ от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств недопустим для Республики Северная Осетия-Алания. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель вправе приостанавливать действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут изменяться, но объем не должен уменьшаться (постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 5 июля 2005 года N 246-О, от 21 февраля 2008 года N 106-О-О от 22 декабря 2015 года N 2999-О и др.).

При этом законодательством Республики Северная Осетия-Алания наряду с приостановлением предоставления мер социальной поддержки не было предусмотрено соответствующее возмещение.

Как следует из справки МБДОУ «Детский сад ......» от ...... Дзукаева М.Н. работает в МБДОУ «Детский сад ......» с ... воспитателем (пр.... от 02.09.1991г.) по настоящее время.

Справкой АМС Камбилеевского сельского поселения от ...... установлено, что Дзукаева М.Н. проживает на территории ....

Как усматривается из паспорта 90 09 910880, выданного Отделом УФМС по РСО – Алания в ...... Дзукаева М.Н. зарегистрирована по адресу: ....

Согласно справке Управления социальной защиты населения по Пригородному району от ... о начислении средств по домохозяйству по адресу: ... за период с ... по ... задолженность перед педагогическим работником гос.учреждения в сельской местности Дзукаевой М.Н. составляет ... руб.

Иной допустимый расчет, подтверждающий задолженность в размере исковых требований в сумме ... руб. истец суду не представила, в связи с чем, суд принимает за основу справку, представленную ответчиком.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения за период с ... по ... в размере ... руб. за счет средств бюджета РСО-Алания (республиканского бюджета).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дзукаева М.Н. к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания, о взыскании суммы задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения удовлетворить частично.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания за счет средств бюджета РСО-Алания в пользу Дзукаева М.Н. задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения в размере ... копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Дзукаева М.Н. к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.К.Байсангурова