Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Североуральск ДД.ММ.ГГГГ
Североуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
с участием помощника прокурора города Североуральска Богатырева О.А-М.,
представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» - ФИО1, действующей на основании доверенности от № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре – Шарафутдиновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Североуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о признании бездействия МУП «Комэнергоресурс» по устранению нарушений п.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, о возложении обязанности произвести вокруг склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска сплошное глухое ограждение высотой не менее 2м, с глухими плотно закрывающимися воротами,
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Североуральска обратился в Североуральский городской суд Свердловской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» (далее по тексту МУП «Комэнергоресурс») о признании бездействия МУП «Комэнергоресурс» по устранению нарушений п.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, о возложении обязанности произвести вокруг склада хлора насосно-фильтровальной станции <адрес> сплошное глухое ограждение высотой не менее 2м, с глухими плотно закрывающимися воротами, указав в обоснование, что прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 16:10 по 17:15 совместно с ОВО ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на опасных производственных объектах МУП «Комэнергоресурс».
В ходе проверки установлено, что склад хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска не имеет сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метров, с глухими, плотно закрывающимися воротами.
Склад хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска является опасным производственным объектом, эксплуатация которого осуществляется МУП «Комэнергоресурс».
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч.1 ст.9 Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
Согласно п.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2013 №554, склад хлора должен иметь сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 метров, с глухими плотно закрывающимися воротами.
Кроме того, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35_ФЗ «О противодействию терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер по противодействию терроризма; приоритет мер предупреждения терроризма.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер и мероприятий, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Непринятие МУП «Комэнергоресурс» мер по антитеррористической защищенности опасного производственного объекта и не выполнение в полном объеме требований о безопасности, в случае проявлений либо предупреждений антитеррористического характера на территории склада хлора насосно-фильтровальной станции г.Североуральска, несомненно повлечет за собой рост социальной напряженности среди населения, недоверию граждан в способности органов власти, в том числе и президентской, обеспечить гарантированные Конституцией РФ социальные права граждан, общества и государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просил суд признать бездействие МУП «Комэнергоресурс» по устранению нарушений п.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, возложить на МУП «Комэнергоресурс» обязанность произвести вокруг склада хлора насосно-фильтровальной станции <адрес> сплошное глухое ограждение высотой не менее 2м, с глухими плотно закрывающимися воротами.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Богатырев О.А-М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. При этом помощник прокурора согласился с утверждением представителя ответчика, что насосно-фильтровальная станция <адрес> не имеет склада хлора.
Представитель ответчика МУП «Комэнергоресурс» «ФИО1 суду пояснила, что с исковыми требованиями прокурора <адрес> ответчик не согласен.
В соответствии с Приложением к свидетельству о регистрации А 54-06139 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в перечень опасных производственных объектов МУП «Комэнергоресурс» входит Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции. Склада хлора насосно-фильтровальной станции в деятельности МУП «Комэнергоресурс» не имеется.
Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, не является обособленно стоящим объектом, он входит в территорию насосно-фильтровальной станции, которая расположена в капитальном строении – кирпичном здании, построенном на фундаменте.
Помещение, в котором расположен непосредственно участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции находится за плотно закрывающимися металлическими дверями.
Кроме того, по всему периметру территории насосно-фильтровальной станции имеется ограждение в виде бетонных столбов с несколькими рядами колючей проволоки.
Также у предприятия заключен договор на охрану данного объекта со специализированной организацией – отделом вневедомственной охраны, в соответствии с которым территория оборудована камерами наружного видеонаблюдения, имеется тревожная кнопка с выводом на ПЦО ОВО.
Ограждение здания, в котором распложен участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, не предусмотрено проектом. В проекте застройки данного объекта предусмотрена и имеется в наличии водяная завеса-дренчерная установка, представляющая собой перфорированную трубу.
На предприятии имеется План локализации и ликвидации Аварийных ситуаций на участке подготовки воды (хлорирования) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, в котором подробно расписаны действия персонала, а также используемые средства в различных аварийных ситуациях.
МУП «Комэнергоресурс» заключен договор с ООО «Огнеборец» для ликвидации аварийных ситуаций.
В соответствии со ст.135 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», на который ссылается прокурор, указано, что вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 метров с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада. Сплошное глухое ограждение не является обязательным единственным способом выполнения законодательства о пром.безопасности. Закон позволяет проводить иные мероприятия.
МУП «Комэнергоресурс» имеет в наличии средства и проводит мероприятия, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию участка подготовки воды. Предприятием приняты меры по соблюдению законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
С учетом изложенного, просит в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории Российской Федерации
Согласно абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор <адрес>, полагая, что ответчиком – МУП «Комэнергоресурс» нарушаются требования законодательства о противодействии терроризму, а также нарушаются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред» на эксплуатируемом указанным предприятием опасном производственном объекте, обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из текста искового заявления и пояснений помощника прокурора Богатырева О.А-М., нарушение требований законодательства в действиях ответчика было выявлено в ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму на опасных производственных объектах МУП «Комэнергоресурс», проведенной прокуратурой <адрес> совместно с ОВО ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе указанной проверки было установлено, что склад хлора насосно-фильтровальной станции <адрес> не имеет сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метров, с глухими, плотно закрывающимися воротами.
По результатам был составлен Акт.
По мнению прокурора <адрес> отсутствие на указанном объекте сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 метров, с глухими, плотно закрывающимися воротами, является нарушением ст.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№.
По утверждению прокурора <адрес>, непринятие МУП «Комэнергоресурс» мер по антитеррористической защищенности опасного производственного объекта и не выполнение в полном объеме требований о безопасности, в случае проявлений либо предупреждений антитеррористического характера на территории склада хлора насосно-фильтровальной станции <адрес>, несомненно повлечет за собой рост социальной напряженности среди населения, недоверию граждан в способности органов власти, в том числе и президентской, обеспечить гарантированные Конституцией РФ социальные права граждан, общества и государства.
Федеральный закон от 21.07.1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу подпункта "е" пункта 1 данного Приложения к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели.
К указанным опасным производственным объектам относятся и объекты, на которых осуществляется подготовка воды (хлорирование) для питьевого водоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 "Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1371, установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно свидетельству о регистрации А54-06139 (выданному ДД.ММ.ГГГГ АВ014270 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственный реестр опасных производственных объектов)эксплуатируемые организацией - Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» (<адрес>, 624480, ИНН <***>) опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Перечень опасных производственных объектов прилагается в приложении.
Согласно приложению к указанному свидетельству о регистрации А54-06139 в перечень опасных производственных объектов МУП «Комэнергоресурс» входит Участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции.
Такого объекта как Склад хлора насосно-фильтровальной станции в эксплуатации МУП «Комэнергоресурс» согласно указанного приложения не имеется.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу п.1 ст.4 Закона правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно п.3 ст.4 Закона федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред» (Далее Правила).
Согласно ст.135 указанных Правил вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада.
Однако судом установлено и не оспаривалось помощником прокурора <адрес> Богатыревым О.А-М. в судебном заседании, что на территории насосно-фильтровальной станции, эксплуатируемой МКП «Комэнергоресурс» склад хлора отсутствует, имеется участок подготовки воды (хлорирование) питьевое водоснабжение, который и включен в перечень опасных производственных объектов, эксплуатируемых МУП «Комэнергоресурс». Хлор на территории станции не хранится, есть только хлор, используемый непосредственно в производственном процессе.
Помещение, в котором расположен участок подготовки воды (хлорирование) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции находится за плотно закрывающимися металлическими дверями.
По всему периметру территории насосно-фильтровальной станции имеется ограждение в виде бетонных столбов с несколькими рядами колючей проволоки.
МУП «Комэнергоресурс» заключен договор на охрану насосно-фильтровальной станции со специализированной организацией – отделом вневедомственной охраны, в соответствии с которым территория оборудована камерами наружного видеонаблюдения, имеется тревожная кнопка с выводом на ПЦО ОВО.
На указанном объекте имеется в наличии водяная завеса-дренчерная установка. Согласно Акту о проверки исправности данной установки от ДД.ММ.ГГГГ дренчерная установка находится в исправном состоянии.
На предприятии разработан План локализации и ликвидации Аварийных ситуаций на участке подготовки воды (хлорирования) питьевого водоснабжения насосно-фильтровальной станции, в котором подробно расписаны действия персонала, а также используемые средства в различных аварийных ситуациях.
МУП «Комэнергоресурс» заключен договор с ООО «Огнеборец» для ликвидации аварийных ситуаций.
На насосно-фильтровальной станции, эксплуатируемой МУП «Комэнергоресурс», осуществляется круглосуточная охрана этого объекта штатными сотрудниками – сторожами.
Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными в материалы дела представителем ответчика копиями соответствующих договоров, планами, схемами предприятия, свидетельством о регистрации. Кроме того, данные обстоятельства отражены и в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в ходе проверки объектов МУП «Комэнергоресурс», проведенной прокуратурой <адрес> совместно с ОВО ОМВД России по <адрес>.
Из анализа представленных доказательств суд приходит к выводу, что МУП «Комэнергоресурс» на эксплуатируемом опасном производственном объекте – насосно-фильтровальная станция предусмотрел решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию объекта. Бездействие со стороны ответчика в данном случае отсутствует.
Установление вокруг насосно-фильтровальной станции сплошного глухого ограждения высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами, не является обязательным условием эксплуатации указанного объекта.
Согласно федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред» (ст.135), утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ за № Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, вокруг склада жидкого хлора должно быть сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 метров с глухими, плотно закрывающимися воротами, или должны быть предусмотрены иные решения, ограничивающие распространение газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключающие доступ посторонних лиц на территорию склада.
Сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими, плотно закрывающимися воротами не является обязательным и единственным способом выполнения законодательства о промышленной безопасности. Указанная норма позволяет проводить иные мероприятия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска прокурору <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о признании бездействия МУП «Комэнергоресурс» по устранению нарушений п.135 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным, о возложении обязанности произвести вокруг склада хлора насосно-фильтровальной станции <адрес> сплошное глухое ограждение высотой не менее 2м, с глухими плотно закрывающимися воротами, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ: САРМАНОВА Э.В.