ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-854/2021 от 26.08.2021 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-854/2021

56RS0019-01-2021-001728-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Кургановой Ю.Ф.,

с участием

истца УмбетоваМаксатаАйдарбековича и его представителя адвоката Болдиной Татьяны Владимировны,

представителя ответчика ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-854/2021 по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки, приказа о наказании, решения по итогам рассмотрения служебного спора,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Оренбургской области, в котором просил: признать заключение по результатам служебной проверки от 04 марта 2021 года незаконным, признать приказ от 11 марта 2021 года «О наказании» незаконным, признать решение по итогам рассмотрения служебного спора незаконным.

В обоснование иска указал, что 04 марта 2021 года выдано заключение служебной проверки в отношении него о том, что он нарушил порядок выезда должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона на пожары, происшествия, ЧС, а именно - нарушение абз. 17, 18 раздела IV Должностной инструкции заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ.

На основании этого заключения 11 марта 2021 года издан приказ о вынесении ему дисциплинарного взыскания в виде выговора.

С заключением служебной проверки и приказом о наказании не согласен, считает их незаконными.

11 января 2021 года не смог в кратчайшие сроки прибыть на пожар по <адрес>, поскольку не мог оставить <данные изъяты>, о чем по телефону доложил начальнику службы пожаротушения 5 ПСО майору вн. службы К.Д.А. Данные обстоятельства изложил в объяснениях в рамках служебной проверки, а также были указаны иные, заслуживающие внимания обстоятельства, однако их комиссия не приняла во внимание.

С заключением служебной проверки не согласен:

-при проведении проверки не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильности и законности решения,

- нарушены сроки проведения служебной проверки.

- заключение не соответствует требованиям приказа МЧС России № 550 от 17 октября 2016 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

С 02 октября 2019 года по настоящее время в 10 пожарно-спасательной части 5 ПСО ФПС ГПСГлавного управления по Оренбургской области отсутствует начальник, должность вакантная. Он же с 02 октября 2019 года фактически исполнял его обязанности.

Пунктом 1 ст.31 Федерального закона №141 предусмотрено, что на сотрудника федеральной противопожарной службы с его согласия или в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) могут быть временно возложены служебные обязанности по вышестоящей должности с одновременным освобождением от выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности либо без такового.

Срок исполнения служебных обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником федеральной противопожарной службы) должности в федеральной противопожарной службе не может превышать шесть месяцев в течение календарногогода (пункт п.2 ст.31)

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю ( пункт 2 ст.54 Федеральногозакона №141).

Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников ФПС, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в ФПС, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности перечнем должностей в ФПС, что указывается в контракте. Сотруднику, имеющему ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 59 настоящего Федерального закона.( пункт 5 ст.54 Федерального закона №141).

Его должность не относится к должностям старшего и высшего начальствующего состава, имеет нормированное трудовое время - 40-часов в неделю; дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем не получает.

При проведении служебной проверки и вынесении заключения по результатам служебной проверки не учтены обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок.

В его семье совместно с <данные изъяты> есть <данные изъяты>, за которыми требуется в силу их возраста постоянный уход.

11 января 2021 года по окончании рабочего времени <данные изъяты> передала ему <данные изъяты>., так как оставить ребенка больше было не с кем, а <данные изъяты> уехали на занятия по дополнительному дошкольному образованию в <адрес>.

В соответствии со ст.11 Федерального закона №141, сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на государственную защиту жизни и здоровья членов его семьи (п. 17).

Статья 4 Федерального закона №124 от 24.07.1998 (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в частности, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В объяснениях в рамках служебной проверки указал на невозможность прибыть на пожар в кратчайшие сроки, так как не мог оставить одного малолетнего ребенка.

Приказом МЧС России № 550 от 17 октября 2016 года «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в системе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» должны быть отражены все данные, которые должны содержаться в заключении по результатам служебной проверки, в частности:

- (п.32) в описательной части указываются обстоятельства смягчающие или отягчающиеответственность сотрудника;

(п.33) Резолютивная часть должна содержать выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия).

Заключение не содержит вышеуказанных пунктов.

Кроме этого, в п.17 и п.36 приказа МЧС России №550 от 17 октября 2016 года указано, что служебная проверка должна быть завершена не позднее 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

Проверка проводилась в период с 27 января 2021 года по 04 марта 2021 года, то есть более 30дней, срок проведения проверки нарушен.

Поскольку приказ от 11 марта 2021 года вынесен на основании заключения служебной проверки от 04 марта 2021года, следовательно он также является незаконным и подлежащем отмене.

В силу ст. 11 Федерального закона №141 «О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в федеральной противопожарной службе (п.15).

Обратился с рапортом о несогласии с заключением проверки и приказом о наказании к начальнику ГУ МЧС России по Оренбургской области, но получил ответ, что данные акты вынесены с соблюдением законов.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены:

- начальник Главного управления МЧС России по Оренбургской области генерал-майор внутренней службы ФИО3 (поскольку им подписан приказ от 11 марта 2021 года «О наказании», решение по итогам рассмотрения служебного спора),

- заместитель начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области (по ГПС) полковника внутренней службы ФИО4 (поскольку им утверждено заключение служебной проверки).

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.

Пояснил, что работает в системе ГУ МЧС с 2006 года, с 2009 года – служил в 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС.

В 2012 году назначен на должность заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части (далее ПСЧ) ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области. Работодатель - ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области.

В должностные обязанности входит, в том числе,: обеспечение готовности дежурного персонала к тушению пожара.

Рабочий день нормированый. График работы: с 08.00 час. до 17.00 час., выходные суббота, воскресенье. В это время находится в подразделении, в случае пожара- выезжает на пожар

В случае пожара – диспетчер принимает сообщение, высылает дежурный караул к месту пожара. Он в состав дежурного караула не входит.

Начальник караула прибывает на пожар и докладывает обстановку диспетчеру: площадь, место, ранг пожара, нужна ли дополнительная помощь.

Если пожар по 1 рангу- дополнительные силы и средства не привлекаются.

Если пожар ранга 1 БИС- необходимы еще 2 отделения личного состава и техника. По графику выезжает ответственный. Время подъезда - в кратчайшие сроки.

Если нет старшего должностного лица- принимает руководство тушением пожара на себя. Определяет расстановку сил и средств, руководит тушением пожара.

При отряде есть служба пожаротушения- это должностные лица по должности старше начальников пожарных частей.

Если пожар происходит в нерабочее время, то по рапорту предоставляют отгул. Знает, что в его обязанности входит выезд на пожары, организация и руководство их тушением. Но нет приказа о том, что ненормированный рабочий день.

11 января 2021 года- понедельник, рабочий день с 08.00 час. до 17.00 час.

В 16.45 час.от диспетчера Ч.М.В. поступило сообщение: пожар на <адрес>. Дежурный караул выехал к месту пожара.

В17.04 час. –звонок от диспетчера –прибыл на пожар начальник караула Е.К.Е., определил ранг пожара 1 БИС,

В 17.15 час. – звонок диспетчера – площадь пожара 50 кв.м.

В17.28 час.- звонок диспетчера – наместо пожара прибыл начальник службы пожаротушения при отряде К.Д.А., принял на себя руководство тушением пожара. В этот день он дежурил на сутки ( К.Д.А. по должности старше его).

В 17.30 час.- звонок диспетчера : площадь пожара <данные изъяты> Достигнута локализация, созданы условия для дальнейшей ликвидации.

В 17.00 час. за ним на работу приехала <данные изъяты>, забрала его с работы ( в машине находились <данные изъяты>) Поехали домой. Остался дома с <данные изъяты>, а <данные изъяты> повезла на тренировку на спортивную гимнастику в <адрес><данные изъяты>. На этот момент уже знал, что ранг пожара 1 БИС. Позвонил К.Д.А., когда тот ехал к месту пожара. Предупредил, что вовремя в кратчайшие сроки прибыть не сможет. Занятия начинаются с 18.00 час., заканчиваются в 19.30 час. Занятия у дочери в <адрес> платные, чтобы не растерять навыки необходимо заниматься каждый день. <данные изъяты> вернулась с 20.30 час. ОН прибыл на место пожара в 20.40 час., где пробыл до утра. Дотушивали, разбирали конструкцию дома до полной ликвидации.

В городе 3 района: Октябрьский, Ленинский, Советский. 10 пожарно-спасательная часть отвечает за Советский район г. Орска.

12 января 2021 года в рабочее время позвонил начальник 5 пожарно-спасательного отряда К.В.В.Спросил почему не прибыл на пожар, он объяснил. К.В.В. ответил, что это неправильно, ссылаясь на приказы ГУ МЧС и что он доложит об этом руководству в г. Оренбург.

02 февраля 2021 года на электронный адрес от ГУ МЧС области поступило сообщение – дать объяснение о времени прибытия, причинах неприбытия своевременно.

В тот же день дал объяснение. С заключением служебной проверки от 04 марта 2021 года ознакомлен 04 марта 2021 года, не согласен. В заключении указано, что он нарушил абзацы 17,18 раздела IVДолжностной инструкции, то есть неверно указаны абзацы, т.к. по тексту должностной инструкции это абзацы 15,16 раздела IV. Непонятно, с какого числа исполнял обязанности начальника части. Его должность не является должностью старшего и высшего начальствующего состава, которым установлен ненормированный рабочий день. Сейчас написал заявление о предоставлении отгула за ненормированный рабочий день. В заключении служебной проверки работодатель ссылается на пункт 1.5 должностной инструкции, согласно которой в отсутствие начальника 10 ПСЧ его обязанности исполняет зам. начальника. Приказ об исполнении им обязанностей начальника 10 ПСЧ не издавался, хотя согласно ФЗ №141 от 23 мая 2016 года срок исполнения полномочий руководителя по вакантной должности не может превышать более полугода. С приказом о наказании ознакомлен и не согласен.

На вопросы представителя ответчика пояснил, что в 17.00 час. вышел с работы, за минуту сел в машину, в 17.04 час. уже был пожар ранга 1 БИС, но он уже двигался домой. Знал, что должен был в кратчайшие сроки выехать к месту пожара. Позвонил К.А.Д. о невозможности прибыть. Не отрицает, что первым на пожар в Советском районе г. Орска должен был прибыть он, чего не сделал. Жена не могла находиться с 3-х летним ребенком на занятиях дочери в связи пандемией.

Представитель истца ФИО5- Болдина Т.В. (ордер от 11 августа 2021 года) исковые требования поддержала. Пояснила, что Контракт ФИО1 предусматривает его назначение на должность заместителя начальника, его должность не относится к должностям высшего и старшего начальствующего состава, предусмотрен рабочий день 40 часов в неделю.

С октября 2019 года истец, находясь в должности заместителя начальника 10 пожарно -спасательной части (ПСЧ), выполняет фактически обязанности начальника 10 ПСЧ, т.к. данная должность вакантна без приказа. Соответственно, имеются нарушения руководства, истец вынужден работать в своей должности. Дежурства должны осуществлять заместитель либо начальник. В данном случае истец один, выполняет работу за себя и за начальника. При этом никаких поощрений, дополнительных отпусков, компенсации ему не предоставляются.

Был пожар. Действительно, на этот пожар истец прибыл не так быстро, как того желало руководство. Истец прибыл на пожар в 20.40 час..

Срок служебной проверки в настоящее время нарушенным не считают, поскольку истец находился на больничном, и на время больничного проведение служебной проверки было приостановлено. Это не оспаривается.

Заключение служебной проверки не соответствует требованиям Приказа МЧС России №550 от 17 октября 2016 года.

В заключении указано на нарушение абз 17,18 раздела 4 Должностной инструкции, сейчас исправили на абз 16,17, но фактически полагает все равно не верно, а верно – абз.15,16. То есть текст не соответствует описанию тех абзацев, которые указаны в должностной инструкции.

Искажен текст – указано в заключении - «обязан осуществлять руководство тушением пожара до прибытия должностных лиц», но в тексте должностной инструкции фраза «до прибытия вышестоящих должностных лиц» отсутствует.

В заключении указано, что ФИО1 « нарушил срок прибытия к месту пожара», но срок прибытия к месту пожара ни в каких документах не регламентирован.

Не указаны обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину – п.п.32,33 Приказа №550 от 17 октября 2016 года.

В приказе не указаны выводы о причинах и условиях, способствующих совершению дисциплинарного проступка.

Полагает, что срок обжалования решения по результатам служебной проверки не пропущен, поскольку он исчисляется со дня вручения решения. Истец решение не получал, и получил его копию только в ходе рассмотрения дела в судебном заседании. Он с ним был только ознакомлен и не согласен.

Истец доводил информацию, что он не может прибыть на пожар, что у него маленький ребенок, и его не с кем оставить. Кроме того, из детализации звонков, истец неоднократно созванивался с диспетчером и К.А.Д., сообщало невозможности прибыть на пожар по семейным обстоятельствам. В заключении служебной проверки данные моменты не отражены.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО2 (доверенность от 24 ноября 2020 года ) в судебном заседании исковые требования не признал.

Пояснил, что 11 января 2021 года в 16.45 час. диспетчером 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Оренбургской области (далее - Главное управление) Ч.М.В. до заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ капитана внутренней службы ФИО1 доведена информация о пожаре по <адрес>.

По прибытию в 17.00 час. в район тушения пожара начальник караула 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ ст. лейтенант вн.службы Е.К.Е.. провел разведку, объявил ранг пожара «Вызов № 1- БИС», приступил к поиску пострадавших и тушению пожара.

11 января 2021 года в 17.02 час. диспетчер Ч.М.В., получив данную информацию, незамедлительно сообщила её зам. начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ - ФИО1

Однако, ФИО1 в нарушение раздела IV (должностных обязанностей) должностной инструкции, утверждённой приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области» (с должностной инструкцией ознакомлен под роспись) и п. 44.1 Приложения № 1 к приказу Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29.12.2020 № 1117 «Об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области» (приказ доведен для использования и применения при исполнении служебных и должностных обязанностей), зная о том, что в 17.02 час. объявлен ранг пожара «Вызов № 1-БИС»,проигнорировал это и на место пожара в кратчайшие сроки не прибыл, а прибыл лишь только спустя 3 часа 40 минут в 20.40 час.,когда пожар был локализован.

В соответствии с должностной инструкцией, утверждённой приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области», заместитель начальника 10 пожарно-спасательной части 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления ФИО1 обязан выезжать на пожары (чрезвычайные ситуации) и осуществлять руководство тушением пожара (руководство ликвидацией ЧС), проведением аварийно-спасательных работ лично или выполнять действия на порученном ему участке руководителем тушения пожара (руководителем ликвидации ЧС).

Согласно п. 44.1 Приложения № 1 к приказу Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29 декабря 2020 года № 1117 «Об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области» при возникновении пожара на место пожара должен прибыть начальник либо заместитель начальника пожарно-спасательной части в районе выезда подразделения, которого произошёл пожар.

Таким образом, не надлежащее исполнение ФИО1 своих должностных обязанностей выразившееся в несвоевременном прибытии на пожар по рангу «Вызов № 1-БИС»могло привести к неблагоприятной обстановке, что могло повлечь за собой тяжкие последствия.

Доводы ФИО1 по вопросу нарушения п. 2 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части исполнения обязанностей начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления свыше шести месяцев в течение календарного года, не обоснованы.

Так, исполнение обязанностей начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления в период его отсутствия определены должностной инструкцией заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления ФИО1, утверждённой приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области».

По вопросу ФИО1 о нарушение п. 17, 36 приказа МЧС России от 17 октября 2016 года № 550 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - приказ МЧС России от 17 октября 2016 года № 550), содержащего информацию о том, что служебная проверка должна быть завершена не позднее 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, не обоснованы. Так, докладная записка начальника 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления (далее - 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления) подполковника вн.службы К.В.В. о нарушении порядка выезда должностных лиц территориального пожарно-спасательного гарнизона на пожары, происшествия и ЧС поступила 18 января 2021 года заместителю начальника Главного управления (по ГПС) полковнику вн.службы ФИО4 (исполняющему обязанности начальника Главного управления согласно приказу) и в соответствие с резолюцией, в течение 10 дней издан приказ Главного управления от 27 января 2021 года «О создании комиссии для проведения служебной проверки».

Согласно рапорту гл. специалиста отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ капитана вн. службы О.Д.В., на период с 15 февраля 2021 года по 02 марта 2021 года (листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности ) временной нетрудоспособности заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ ФИО1, служебная проверка была приостановлена.

04 марта 2021 заключение служебной проверки утверждено зам. начальника ГУ (по ГПС) полковником вн. службы ФИО4, так как ранее служебная проверка им была назначена.

Исходя из изложенного, сроки проведения служебной проверки не нарушены, служебная проверка проведена в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 17 октября 2016 года № 550.

Доводы истца по вопросу отсутствия в заключении служебной проверки п.п. 32, 33 приказа МЧС России от 17.10.2016 № 550, подтверждения не нашли.

Комиссией объективно и всесторонне изучены (рассмотрены) представленные документы в материалах служебной проверки, по результатам проведения, которой учтены смягчающие и отягчающие обстоятельства по отношению допущенных ФИО1 нарушений требований федеральногозаконодательства.

Приказом Главного управления МЧС России по Оренбургской областиот 30 июля 2021 года № №661 « О внесении изменений в приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 11 марта 2021 года №194 «О наказании» внесены изменения, абзац 8 изложен в следующей редакции: На основании заключения служебной проверки от 04 марта 2021 года приказано: пункт 1 в следующей редакции:

«За нарушение абзаца 16,17 раздела IV Должностной инструкции заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления, утвержденной приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области», а также пункта 44.1 приложения №1 приказа Главного управления от 29 декабря 2020 года №1117 «Об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области», наложить на заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления капитана внутренней службы ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде «выговор»».

Приказ издан в связи с тем, что в должностной инструкции абзацы не пронумерованы, и абзацы 17,18 раздела IV были указаны ошибочно.

Заявил о пропуске срока обжалования решения по служебному спору, который предусмотрен п.8 ст.73 ФЗ №141 от 23 мая 2016 года и составляет 10 дней со дня вручения копии решения. Истец получил копию решения 29 апреля 2021 года, а в суд обратился 10 июня 2021 года.

Обратил внимание суда на то обстоятельство, что истец прибыл для тушения пожара, когда его роль была практически выполнена другими должностными лицами. В кратчайший срок не прибыл. Зная в 17.02 час., что горит многоквартирный жилой дом, ранг пожара 1-БИС, убыл домой. Как пояснила в судебном заседании <данные изъяты> ФИО1, на тренировки по гимнастике необходимо ездить каждый день, но они ездят 2-3 раза в неделю.

Тогда могли и в другой день поехать с учетом необходимости прибытия должностного лица на пожар.

Как пояснила в судебном заседании свидетель Ч.М.В., ФИО1 и ранее игнорировал вызовы на пожар.

К.В.В.- непосредственный начальник ФИО1, при этом тот непосредственного начальника в известность не поставил.

Истец давал присягу спасать людей и имущество.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. При осуществлении служебной деятельности сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со статьями 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Приказом МЧС России от 17 октября 2016 года № 550 утвержден Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 2,3 Порядка служебная проверка проводится по решению начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий (далее - должностное лицо, назначившее проверку) при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), а также по заявлению сотрудника.

Должностное лицо, назначившее проверку, назначает должностное лицо или должностных лиц, ответственных за ее организацию и проведение. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.

При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:

1) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вина сотрудника;

3) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе (пункт 7 Порядка).

Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются должностному лицу, назначившему проверку ( пункт 10- Порядка)

.

Основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в …… рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации

Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:причину и основания для назначения служебной проверки;сроки проведения служебной проверки;состав комиссии (председатель, члены комиссии) по проведению служебной проверки;должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

В состав комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, включаются должностные лица МЧС России, обладающие необходимыми знаниями и опытом. ( пункты 11-13 раздела II Порядка)

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

На период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или в командировке сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, на основании рапорта должностного лица, проводящего служебную проверку, решением должностного лица, назначившего проверку, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки приостанавливается.

В случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, должностное лицо, назначившее проверку, может продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения.

В случае, если последний день служебной проверки приходится на нерабочий день, то днем окончания срока проведения служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день (пункты 17-21 раздела IIПорядка).

Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:представлять заявления, ходатайства и иные документы;обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, проводящих служебную проверку, должностному лицу, назначившему проверку;ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки (далее - заключение), если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну;обжаловать заключение в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 25 Порядка).

Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны, в том числе: документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину;проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником, или происшествии с его участием;осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение;предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений составить соответствующий акт, подписанный комиссией в составе не менее 3 человек;

опросить очевидцев дисциплинарного проступка (происшествия);немедленно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;предложить проведение профилактических мероприятий;подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку;ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением ( пункт 28 раздела IV Порядка).

Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии.Должностное лицо, назначившее проверку, не позднее 5 дней со дня представления заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки. ( пункт 29 раздела V Порядка).

Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной ( пункт 30 раздела V Порядка).

В вводной части указываются:должность, инициалы, фамилия должностного лица, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должности, фамилий и инициалов председателя комиссии и членов комиссии);основания проведения служебной проверки;должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, стаж службы в системе МЧС России и в занимаемой должности (пункт 31 раздела V Порядка).

.

В описательной части указываются:

факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства;какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника;обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (количество поощрений, взысканий, наличие или отсутствие не снятых дисциплинарных взысканий) пункт 32 раздела V Порядка).

. Резолютивная часть должна содержать:заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка (происшествия);выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия);предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания;предложения о направлении информации в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения;предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины; рекомендации предупредительно-профилактического характера (пункт 33 раздела V Порядка).

.

Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии (в случае проведения служебной проверки комиссией), и утверждается должностным лицом, назначившим проверку (пункт 34 раздела V Порядка).

.

О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя (ч. 9 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).

Порядок рассмотрения служебного спора в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы утвержден приказом МЧС России от 20 декабря 2016 года № 682.

Служебный спор в МЧС России по рапорту сотрудника, письменному заявлению гражданина, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу, а также ранее состоявшего на службе в федеральной противопожарной службе, рассматривается уполномоченным должностным лицом, руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника, гражданина с его решением рассматривается вышестоящим должностным лицом, руководителем (начальником) ( пункт 2.1) в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина, поступающего на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшего на службе в федеральной противопожарной службе ( пункт 2.5).

По результатам рассмотрения служебного спора оформляется решение, которое в течение трех дней вручается сотрудником кадрового подразделения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшему на службе в федеральной противопожарной службе, под роспись, а в случае невозможности вручения лично - направляется по почте с уведомлением ( пункт 2.7).

Решение по служебному спору может быть обжаловано в суде в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения сотрудником или гражданином, поступающим на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявшим на службе в федеральной противопожарной службе, обратившимся для разрешения служебного спора. (пункт 2.11).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходит службу заместителем начальника 10 пожарно-спасательной части по охране Советского района г. Орска Оренбургской области 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Оренбургской области по контракту от 27 декабря 2019 года с 01 января 2020 годана основании приказа Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 27 декабря 2019 года . (в ГПС с 01 сентября 2003 года)

Согласно должностной инструкции заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления Оренбургской области, утвержденной приказом от 30 декабря 2019 года, в отсутствие начальника ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ ФИО1 исполняет его обязанности.( пункт 1.5); а также обязан, в том числе, выезжать на пожары (чрезвычайные ситуации);осуществлять руководство тушением пожара (руководство ликвидацией ЧС), проведением аварийно-спасательных работ лично или выполнить действия на порученном ему участке руководителем тушения пожара (руководителем ликвидации ЧС)- раздел IVДолжностной инструкции).

Истец с должностной инструкцией ознакомлен.

Основанием к привлечению к дисциплинарной ответственности истца послужило заключение по результатам служебной проверки от 04 марта 2021 года, утвержденное заместителем начальника Главного управления МЧС России по Оренбургской области (по ГПС) ФИО4.

Приказом МЧС России от 18 декабря 2020 года генерал-майору внутренней службы ФИО3- начальнику ГУ МЧС России по Оренбургской области предоставлен дополнительный отпуск на период с 12 января по 05 февраля 2021 года.

Временное исполнение обязанностей на период отпуска руководителя возложено на зам. начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области полковника внутренней службы ФИО4

18 января 2021 года от начальника 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области подполковника внутренней службы К.В.В. на имя ФИО4 поступила докладная записка о том, что 11 января 2021 года в 16.40 час. поступило сообщение о пожаре на <адрес>. В 17.00 час. по прибытии на место пожара начальника караула 10 ПСЧ ст. лейтенанта вн.службы ФИО12 ранг пожара поднят до 1 БИС. В 17.21 час. на место пожара прибыл начальник СПТ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области майор вн. службы К.Д.А., который принял руководство тушением пожара на себя (РТП-2) и подтвердил ранг пожара 1БИС. В 17.30 час. наступила локализация пожара на площади <данные изъяты> Он прибыл к месту пожара в 17.36 час., принял доклад от РТП-2 и принял руководство тушением пожара на себя (РТП-3), подтвердил ранг пожара 1БИС. В 19.43 час. наступила ликвидация открытого горения. Зам. начальника 10 ПСЧ капитан вн. службы ФИО1 прибыл на место пожара в 20.40 час. (спустя 3 часа 40 минут с момента объявления ранга пожара 1БИС. Пожар ликвидирован в 22.51 час. Огнем уничтожен 8 квартирный одноэтажный жилой дом на общей площади <данные изъяты>

Приказом от 27 января 2021 года зам начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области на основании докладной записки К.В.В. о нарушении порядка выезда должностных лиц на пожары, происшествия, с целью установления фактов и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, создана комиссия ГУ для проведения служебной проверки: председатель комиссии -начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ полковник внутренней службы Е.А.П., зам. председателя комиссии – начальник отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения спасательных работ ГУ подполковник внутренней службы В.С.В., члены комиссии: главный специалист отдела воспитательной работы и профилактики коррупционных нарушений управления кадровой, воспитательной работы и профессионального обучения ГУ подполковник внутренней службы С.Е.В., начальник службы пожаротушения ФПС ГПС ГУ майор внутренней службы Г.А.Ю., главный специалист отдела организации пожаротушения управления пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ капитан внутренней службы О.Д.В., помощник начальника дежурной смены службы пожаротушения ФПС ГПС ГУ ст. лейтенант вн. службы Т.Н.А., юрисконсульт юридического отдела ГУ Е.А.В. Срок проверки- в соответствии с приказом МЧС России от 17 октября 2016 года.

В ходе проверки 27 января 2021 года под роспись с приказом о проведении проверки ознакомлен ФИО1, истребованы объяснения должностных лиц по перечню вопросов.

Получены объяснения от 27 января 2021 года от начальника 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России К.В.В., начальника СПТ 5 ПСО К.Д.А., зам начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФИО1, диспетчера 10 ПСЧ, диспетчера Восточного местного пожарно –спасательного гарнизона, оперативного дежурного территориального пожарно-спасательного гарнизона, диспетчера территориального пожарно-спасательного гарнизона.

На период временной нетрудоспособности ФИО1 с 15 февраля по 02 марта 2021 года проведение служебной проверки приостановлено.

Заключение служебной проверки подписано руководителем и членами комиссии, утверждено 04 марта 2021 года зам. начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области (по ГПС) полковником вн. службы ФИО4,

Из заключения служебной проверки следует: 11 января 2021 года в 16.40 час. на центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения 5 ПСО ФПС ГПСГУ ( далее ЦППС СПТ) поступило сообщение о пожаре по адресу: <адрес>, объект пожара 8-ми квартирный одноэтажный жилой дом размерами 17х30х2,5м., стены и перекрытие деревянные, кровля шифер по деревянной обрешетке, освещение 220 в, газифицирован, отопление от АОГВ/электрических котлов, 5 СО.

Согласно «Расписанию выезда подразделений Восточного местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории МО г. Орск, диспетчером ЦППС СПТ направлены силы и средства по рангу пожара «Вызов №1» в составе 2 отделений на АЦ 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления.

В 16.45 час. диспетчером 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления Ч.М.В. информация о пожаре доведена до зам.начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления- ФИО1.

По прибытию в 17.00 час. на место вызова РТП-1 начальник караула 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ Е.К.Е. провел разведку пожара и объявил ранг пожара «Вызов № 1- БИС», приступил к поиску пострадавших и тушению пожара.

В 17.02 час. получив данную информацию, диспетчер Ч.М.В.незамедлительно сообщила её на ЦППС СПТ и зам. начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ - ФИО1

В 17.21 час. к месту пожара прибыл начальник службы пожаротушения 5 ПСО ФПС ГПС ГУ К.Д.А. (РТП-2) и принял руководство тушением пожара на себя, подтвердил ранг пожара «Вызов №1-БИС», и не обнаружив на месте пожара заместителя начальника 10 ПСЧ ФИО1, дал указание ЦППС СПТ вызвать ФИО1 к месту пожара.

В 17.25 час. данная информация диспетчером ЦППС СПТ ФИО20 доведена до диспетчера 10 ПСЧ Ч.М.В., которая в 17.28 час. довела ее до ФИО1

В 17.30 час. РТП-2 объявил локализацию пожара на общей площади <данные изъяты>

В 17.36 час. к месту пожара прибыл начальник 5 ПСО ФПС ГПС ГУ К.В.В., приняв доклад от РТП-2 принял руководство тушением пожара на себя (РТП-3), подтвердил ранг пожара «Вызов №1-БИС», в дальнейшем руководил тушением пожара.

В 20.40 час. (спустя 3 часа 40 минут с момента объявления ранга пожара «Вызов №1-БИС») к месту пожара прибыл ФИО1 и поступил в распоряжение РТП-3.

В 23.07 час. РТП-3 объявил ликвидацию последствий пожара на общей площади <данные изъяты>

В своем объяснении зам. начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ капитан вн.службы ФИО1 поясняет, что в момент пожара находился дома с <данные изъяты> и не мог оставить его без присмотра.

Исходя из изложенного, комиссией установлено, что ФИО1 нарушил абз 17,18 раздела IV должностной инструкции заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 ПСО ФПС ГПС ГУ, утверждённой приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области»- выезжать на пожары (чрезвычайные ситуации) и осуществлять руководство тушением пожара до прибытия вышестоящих должностных лиц, а также п. 44.1 Приложения № 1 к приказу Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 29.12.2020 № 1117 «Об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области»- при возникновении пожара наместо пожара незамедлительно должен прибыть начальник либо заместитель начальника пожарно-спасательной части в районе выезда подразделения которого произошел пожар. Таким образом, ФИО1 нарушил срок прибытия к месту пожара.

Комиссия пришла к выводу о привлечении ФИО1 к дисциплинарному взысканию в виде выговора.

Из текста заключения видно, что работодателем при проведении проверки и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности учтено семейное положение ФИО1, отсутствие дисциплинарных взысканий.

Уважительных причин неприбытия к месту пожара в кратчайший срок не установлено.

Суд приходит к выводу, что послужившая основанием к привлечению ФИО1 к дисциплинарной ответственности служебная проверка, проведена с соблюдением требований Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ, Порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17 октября 2016 № 550.

Приказом от 11 марта 2021 года ГУ МЧС России по Оренбургской области истец привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей- нарушение абз.17,18 раздела IVДолжностной инструкции заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ, утвержденной приказом Главного управления от 30.12.2019 №778 «Об утверждении Положений и должностной инструкций личного состава ПСО ГУ МЧС России по Оренбургской области», а также п.44.1 приложения №1 приказа Главного управления от 29.12.2021 г. №1117» об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области», наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Приказом Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 30 июля 2021 года № « О внесении изменений в приказ Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 11 марта 2021 года «О наказании» внесены изменения, абзац 8 изложен в следующейредакции: На основании заключения служебной проверки от 04 марта 2021 года приказано: пункт 1 в следующей редакции:

«За нарушение абзаца 16,17 раздела IV Должностной инструкции заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления, утвержденной приказом Главного управления от 30 декабря 2019 года № 778 «Об утверждении Положений и должностных инструкций личного состава пожарно-спасательных отрядов Главного управления МЧС России по Оренбургской области», а также пункта 44.1 приложения №1 приказа Главного управления от 29 декабря 2020 года №1117 «Об организации гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах Оренбургской области», наложить на заместителя начальника 10 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления капитана внутренней службы ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде «выговор»».

Доводы заместителя начальника 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления ФИО1 по вопросу отсутствия в заключении служебной проверки п.п. 32, 33 приказа МЧС России от 17.10.2016 , подтверждения не нашли.

Комиссией полно, объективно и всесторонне изучены представленные документы в материалы служебной проверки, по результатам проведениякоторой учтены смягчающие (ранее к дисциплинарной ответственностине привлекался) и отягчающие обстоятельства (отсутствие отягчающих обстоятельств).

Ошибка в нумерации абзацев раздела IV должностной инструкции, по которым истец привлечен к дисциплинарной ответственности, является технической, исправлена путем вынесения приказа от 30 июля 2021 года .

Формальные нарушения в виде описок сами по себе не являются основанием для признания заключения служебной проверки, приказа о наказании, решения по итогам рассмотрения служебного спора незаконными.

Судом допрошена свидетель У.Г.Т., которая пояснила, что является <данные изъяты> истца. 11 января 2021 года была <данные изъяты>. <данные изъяты>. Приехала на автомобиле к 17.00 час. за <данные изъяты>, он остался с <данные изъяты> дома, она с <данные изъяты> уехала на спортивную гимнастику в <адрес>. Занятия гимнастикой платные, ежедневные, но они ездят 2-3 раза в неделю. Оставить сына было не с кем. Начало занятий в 18.00 час., окончание в 19.30 час. Вернулась с <данные изъяты> с занятий примерно 20.20 час. Ездила на своем автомобиле.

До дома они ехали минут 10. <данные изъяты> разговаривал по телефону, ей ничего не говорил, но точно не помнит. Знала, что в этот день был пожар, после тренировки <данные изъяты> истец уехал на пожар. До тренировки знала, что истцу нужно ехать на тушение пожара.

После их возвращения <данные изъяты> сразу уехал.

Свидетель К.В.В. - начальник 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по <адрес> подтвердил пояснения, которые давал в ходе проведения служебной проверки. Дополнил, что спрашивал у К.Д.А., где ФИО1, на что тот ответил, что не знает. Дал команду, чтобы дозванивались и вызывали. ФИО1 работает давно, но требует контроля для выполнения задач. Ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался. Истец ему, как непосредственному начальнику, не звонил и причинах отсутствия не сообщал. ФИО1 в отсутствие начальника пожарной части исполняет его обязанности согласно докладной инструкции, был обязан выехать на место пожара, оценить обстановку, организовать тушение пожара, руководить тушением пожара, убедиться, что людей в пожаре нет. Если бы ФИО1 лично ему доложил, что возникли трудности, этой докладной записки не было бы. Кроме того, истец мог дать устное распоряжение назначить ответственного дежурного караула и сообщить именно ему, а не К.Д.А. о своем отсутствии, т.к. К.Д.А. не мог давать ему разрешения приезжать или нет. Считает, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности обоснованно.

Свидетель Ч.М.В.- диспетчер 10 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС Главного управления, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение о пожаре в 16:40ч. от диспетчера ЦППС: <адрес>. Ею направлены силы и средства их пожарной части. В течение пяти минут сообщила руководителю ФИО1 о пожаре. Он сказал держать его в курсе. По прибытии боевого расчета на место пожара сообщили о сложности пожара «Вызов №1- БИС» в 17.00 час. Все фиксируется в журнале пункта связи части. После сообщения и объявления ранга, сообщила об этом ФИО1

Он ответил, что сообщение принял. Позвонила диспетчер ЦППС- где руководитель, ответила, что уточнит. Позвонила ФИО1. В 17.15 час. он ответил, что на место пожара прибыть не может по семейным обстоятельствам. Сообщила об этом диспетчеру ЦППС.

Через некоторое время диспетчер ЦППС сообщила, что поступило задание К.В.В.- срочно вызывать ФИО1 в связи с рангом пожара. Вновь позвонила У.М.АБ., чтобы срочно прибыл на пожар, он ответил, что сам позвонит руководителю. ФИО6 прибыл на место пожара в 20.20 час. Такие пожары не часто бывают, примерно в месяц 1 раз. Если сложный пожар, должен выезжать заместить начальника ПЧ. Ранее были факты, что ФИО1 не выезжал на пожар. Аудиозапись телефонных разговоров диспетчеров не ведется.

Свидетель О.Д.В.- главный специалист отдела организации пожаротушения управления организации пожаротушения и проведения аварийно-пожарных работ ГУ МЧС России по Оренбургской области пояснил, что являлся членом комиссии при проведении служебной проверки. Основание проведения проверки - докладная записка К.В.В., в которой сообщал, что 11 января 2021 года при тушении пожара по <адрес> на месте пожара незамедлительно в кратчайший срок не прибыл заместитель начальника 10 ПСЧ ФИО1

На основании докладной записки издан приказ о проведении служебной проверки, определен состав комиссии.. При проведение проверки истребованы объяснения диспетчеров, К.Д.А., ФИО1, личного состава, принимавшего участие в тушении пожара. Установлено, что сообщение о пожаре поступило в ЦППС 16.40 час.Направлены силы и средства, сообщено должностным лицам.

По журналу пункта связи части, диспетчер фиксирует место пожара, время. Когда проводил проверку, изучал записи в журнале Записываются все вызовы, время выезда, время возвращения, недочеты в процессе дежурных суток. Путевые листы пожарных машин, время вызова, адрес выезда. Путь пройденный автомобилем. Во всех документов время совпадало.

В 16.40 час. поступило сообщение о пожаре, заместителю начальника ФИО1 в 16.45 час..В 17.00 час. по прибытию на место пожара начальник караула ст. лейтенант Е.К.Е. объявил ранг пожара №1- БИС.

Получив информацию, диспетчеру ее с ЦППС диспетчеру 10 ПСЧ, а тот – руководителю в 17.02 час.

В 17:21ч. по истечению 21 минуты, прибыл К.Д.А., принял руководство тушением пожара на себя. ФИО1 на тот момент не было, поэтому К.Д.А. принял доклад от начальника караула ФИО7. К.Д.А. подтвердил ранг пожара №1- БИС. Не обнаружив ФИО1 на пожаре, передал в ЦППС –вызвать ФИО1.

ЦППС, получив команду, позвонил диспетчеру Ч.М.В., передал ей информацию. Ч.М.В. довела информацию до ФИО1.

«Локализация» означает, отсутствие распространения пожара, отсутствие опасности для жизни людей, для соседних строений..

Через шесть минут в 17.36 час.прибыл начальник 5 ОПС К.В.В., принял на себя по пожаротушению. В дальнейшем они занимались пожаротушением. В 20.40 час. – спустя 3 часа 40 минут к месту пожара прибыл ФИО1 В 23.07 час. объявлена ликвидация, подразделение возвращается назад. Все участники следуют распорядку дня. Все прибыли согласно журналу в 23.58 час. При получении сообщения о пожаре диспетчер нажимает кнопку тревоги, сигнал слышен в любой точке здания. Параллельно диспетчер заполняет путевой лист автомобиля с указанием адреса места пожара. Информация о месте пожара немедленно сообщается руководству подразделения - зам начальника ФИО1. После сигнала тревоги диспетчер позвонила ФИО1 В любой точке здания слышно сигнал тревоги и сообщение по громкоговорителю. ФИО1 бы услышал, если бы был на рабочем месте. Должен был дождаться информации, какой ранг пожара. Сам служил в этой должности. Если в его районе выезда проходило сообщение о пожаре, всегда дожидался итога- ранга пожара, поскольку никто не знает, что на месте пожара, возможно дети погибают. ФИО1 должен был ждать. Это его район выезда, его личный состав выехал на место пожара. Должен был насторожиться, прорабатывать маршрут своего движения, чтобы прибыть, в случае если там угроза жизни и здоровью людей. ФИО1 должен был поехать на пожар, подтвердить либо опровергнуть ранг пожара. После этого руководить тушением. Руководству выезжать не надо было. Службы пожаротушения и начальник не выдвигались. Информация от начальника была. До локализации пожара с каждой минутой площадь пожара увеличивается. Если бы ФИО1 выдвинулся к месту пожара, увеличил бы количество личного состава, а ст. лейтенант Е.К.Е., вместо того, чтобы организовывать тушение, отправился бы работать на тушение. Вместо этого Е.К.Е. руководил всей группировкой. В приказе о наказание в абзаце 8 техническая ошибка. Он в пересчете абзацев ошибся. Абзацы посчитаны не верно, но суть нарушения изложена верно. Срок прибытия на место пожара определен приказом №1117 ГУ МЧС России по Оренбургской области.

Истец с Приказом от 11 марта 2021 года ГУ МЧС России по Оренбургской области о наказании ознакомлен в установленный срок- 12 марта 2021 года.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок обжалования Решения по итогам рассмотрения служебного спора от 29 апреля 2021года, суд находит необоснованными, поскольку копия Решения истцу не вручена. С ним он только ознакомлен и не согласился.

Суд приходит к выводу, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности не нарушена.

В связи с чем приказ от 11 марта 2021 года издан обоснованно.

Доказательств уважительности причины невыезда к месту пожара не представлено. Поездка матери со старшим ребенком на тренировку по гимнастике и оставление младшего ребенка с истцом, не является исключительным обстоятельством, препятствовавшим истцу в кратчайший срок прибыть к месту пожара для организации и руководства его тушением.

Прибытие истца к месту пожара спустя 3 часа 40 минут с момента объявления ранга пожара «№1- БИС» не является прибытием в кратчайшие сроки, учитывая разумные сроки прибытия.

Таким образом, у работодателя имелись предусмотренные законом основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работодателем соблюден.

Решение по итогам рассмотрения служебного спора вынесено в установленный законом срок, уполномоченным должностным лицом.

Доводы, изложенные в рапорте ФИО1 от 01 апреля 2021 года рассмотрены в решении в полном объеме.

Доводы истца о нормированном рабочем дне, непредставлении отгулов и доплат предметом иска не являются, юридического значения для рассмотрения данного спора не имеют.

Федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником дисциплинарного проступка на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести, совершенного сотрудником проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 совершен дисциплинарный проступок, выразившийся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Примененное к нему взыскание суд находит соразмерным совершенному дисциплинарному проступку.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований УмбетоваМаксатаАйдарбековича к Главному управлению МЧС России по Оренбургской области о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки от 04 марта 2021 года, приказа о наказании от 11 марта 2021 года, решения по итогам рассмотрения служебного спора, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Орска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 02 сентября 2021 года.

Судья Гук Н.А.