ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8559/2015 от 10.12.2015 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-8559/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2015 г. Центральный районный суд г. Читы в составе,

председательствующего судьи С.Э. Волошиной,

при секретаре Ю.А. Болдыревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Забайкальского края, муниципальных образований «Забайкальский район», Нерчинский район», «Каларский район», «Город Петровск-Забайкальский», «Хилокский район», неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

читинский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188 утверждена Государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды». на территории Забайкальского края отсутствуют специализированные полигоны захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО). Согласно пунктам 1.2.3.1, 1.2.3.2, 1.2.1.13, 1.2.1.1, 1.2.1.2 Основных мероприятий, мероприятий, показателей и объемов финансирования Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» (Приложение к Государственной программе) предусмотрены мероприятия «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2014 году -4700 тысяч рублей, в 2015 году - 7330,4 тысяч рублей; «Строительство полигона ТКО в г. Хилке» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2014 году - 5000 тыс. руб., в 2015 году - 7593,5 тыс. рублей, «Обустройство полигона по захоронению зо-лошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2014 году - 1800 тыс. рублей, «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2015 году - 5750 тыс. руб., «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» с объемом финансирования из краевого бюджета в 2015 году - 5750 тыс. руб. исполнителем мероприятий является Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, которое в связи с дефицитом бюджета Забайкальского края выполнение данных мероприятий в 2014-2015 году не осуществляло. решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, исполнения Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды» в части вышеуказанных мероприятий Правительством Забайкальского края не принималось. Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не реализации
мероприятий по строительствам и обустройству полигонов ТКО в перечисленных районах; бездействие Минфина Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета За байкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнова
ний на реализацию этих мероприятий; бездействие Правительства Забайкальского края,
выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в
2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию
мероприятий. Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий; Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий; Министерство природных ресурсов Забайкальского края реализовать мероприятия.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.

Представители административных ответчиков Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края Бондаренко И.А., Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края Борщевская О.В., Яшкина Ю.В. возражали по доводам, изложенным в отзывах.

Представитель главы Забайкальского района Простакашин В.Б. поддержал иск.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188 утверждена Государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Согласно ч.1 ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Частью 2 ст. 179 БК РФ установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем является Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Государственной программой предусмотрена потребность в финансировании мероприятий программы, в том числе за счет средств краевого бюджета - 1248289,7 тыс. рублей, из них по годам: в 2014 год - 188405,9 тыс. рублей; в 2015 год - 175088,1 тыс. рублей.

Следовательно, финансирование программы должно входить в состав общего объема расходов бюджета Забайкальского края.

Согласно ст. 215.1 БК РФ исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края (ст. 43 Устава Забайкальского края).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 № 93, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом Забайкальского края.

Таким образом, реализация Государственной программы возможна при наличии бюджетных ассигнований, распределения финансирования, организации мероприятий программы, а соответственно при взаимодействии Правительства Забайкальского края, финансового органа и ответственного исполнителя.

В судебном заседании установлено, что в 2014г было принято решение о сокращении бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2014г. до 5,5 млн.рублей. при этом, в Законе Забайкальского края от 23 декабря 2014 № 116-ЗКК «О бюджете Забайкальского края» не отражены бюджетные ассигнования на реализацию вышеназванной программы в 2015г.

Таким образом, отсутствие финансирования в рамках предусмотренных средств в 2014 и не включение расходов на реализацию программы в 2015 годах свидетельствуют о том, что Правительством и финансовым органом не созданы финансовые условия для исполнения программы. При этом, часть 3 ст. 179 БК РФ позволяет исполнительному органу субъекта федерации провести оценку эффективности ее реализации, принять решение в том числе и о ее прекращении, изменении. Такими правами Правительство Забайкальского края не воспользовалось. В свою очередь, исполнителем программы не были осуществлены меры направленные на обеспечение исполнения мероприятий программы в 2014-2015г. в рамках утвержденного программой финансирования, а разработка министерством Порядка реализации мероприятий разработанных в 2014 году, издание приказов о распределении бюджетных ассигнований, направление уведомлений о лимитах, направление заявок в кассовый план об обратном не свидетельствуют, поскольку такие меры не позволили ответчику реализовать мероприятия 2014-2015годов.

Изложенное свидетельствует о бездействии ответчиков в отсутствии законных оснований.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов
и промышленной политики Забайкальского края, выразившееся в нереализации мероприятий «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске» в 2014- 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г. Хилке» в 2014 - 2015 г., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» в 2015г., «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета За
байкальского края в 2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-
Забайкальске» в 2014 - 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г. Хилке» в
2014 - 2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» в 2015 г., «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края,
выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Забайкальского края в
2014, 2015 годах в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию
мероприятий «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске» в 2014- 2015 гг., «Строительство полигона ТКО в г. Хилке» в 2014 - 2015 гг., «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара» в 2014 г., «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск» в 2015г., «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в 2015 г. Государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Обязать Правительство Забайкальского края обеспечить исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г. Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014-2015 гг.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края организовать исполнение бюджета Забайкальского края в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г. Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015 гг.

Обязать Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края реализовать мероприятия «Строительство полигона ТКО в г. Петровск-Забайкальске», «Строительство полигона ТКО в г. Хилке», «Обустройство полигона по захоронению золошлаковых и твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Каларский район» в пгт. Новая Чара», «Строительство полигона ТКО в пгт. Забайкальск», «Строительство полигона ТКО в г. Нерчинске» в объемах, предусмотренных на эти мероприятия Государственной программой Забайкальского края «Охрана окружающей среды» на 2014 - 2015 г.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья С.Э. Волошина

Копия верна С.Э. Волошина