Дело № 2-855/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Багратионовск 16 августа 2013 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
судьи Степаненко О.М.,
с участием прокурора Округ Л.Л.,
при секретаре Майдиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.
В обоснование заявленных требований заявитель ФИО1 указала, что она и ФИО2 являются зарегистрированными кандидатами в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4. Однако решение избирательной комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты принято с нарушением требований избирательного законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ст. 25 Федерального закона РФ 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и п.201 Устава Политической партии «Гражданская Платформа» решение о выдвижении кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием. Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона и Устава партии решение о выдвижении ФИО2 в качестве кандидата в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4 не принималось тайным голосованием, что подтверждается представленным в избирательную комиссию решением № 01-07-02 от 17 июля 2013 г. общего собрания Регионального отделения в Калининградской области Политической Партии «Гражданская Платформа», не содержащего указания на осуществление процедуры тайного голосования. Несоблюдение требований законодательства к выдвижению кандидата в соответствии с п.п. «б» п.24 ст. 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и п.2 ст. 79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области) является основанием для отказа в регистрации выдвинутого кандидата.
Кроме того, в соответствии с п.п.3 п.2 ст. 76 Федерального закона РФ при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию также представляется решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу. В документе, предусмотренном п.п.3 п.2 указанной статьи должны быть указаны, в том числе: решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу, с указанием следующих сведений о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости кандидата (при наличии неснятой и непогашенной судимости), а также по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. В решении № 01-07-02 от 17 июля 2013 г. общего собрания Регионального отделения в Калининградской области Политической партии «Гражданская Платформа» указано, что кандидат ФИО2 осуществляет полномочия депутата городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение», однако при этом не указано, на какой именно основе (постоянной или не постоянной), что является нарушением формы предоставления указанного документа для регистрации кандидата в депутаты.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона РФ в случае если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом. Однако, в заявлении ФИО2 о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу не имеется указания на то, что он осуществляет полномочия депутата городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» на не постоянной основе. Не может считаться документом, подтверждающим указанные в заявлении сведения о том, что кандидат является депутатом городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» на непостоянной основе, представленная ФИО2 справка, так как в тексте данной справки отсутствует указание на то, депутатом городского Совета депутатов какого именно муниципального образования является ФИО2 Таким образом, ФИО2 не представлен необходимый для уведомления о выдвижении и регистрации документ, что в соответствии с п.п. «в» п.24 ст. 38 Федерального закона РФ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, кандидат в депутаты ФИО2 не представил в избирательную комиссию в полном объеме сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, как того требует п.3 ст. 33 Федерального закона РФ, что в свою очередь являлось основанием для отказа в его регистрации на основании п.п. «в.2» п.24 ст. 38 вышеуказанного закона.
В связи с изложенным, заявитель ФИО1, ссылаясь на несоответствие принятого избирательной комиссией решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты требованиям избирательного законодательства и нарушающим ее право равенства кандидатов по тому же избирательному округу, полагает, что оспариваемое решение избирательной комиссии подлежит отмене.
Заявитель ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Однако ее неявка в судебное заседание не является, в силу требований ч.1 ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Заявитель ФИО1 доверила представлять свои интересы представителю ФИО3
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании просил не оценивать приведенные в заявлении доводы о несоблюдении политической партией требований законодательства к выдвижению кандидата, о нарушении формы предоставления решения о выдвижении кандидата, о не предоставлении ФИО2 в избирательную комиссию документа необходимого для уведомления о выдвижении и регистрации, так как эти доводы не подтверждаются представленными суду документами. При этом представитель заявителя настаивал на отмене оспариваемого решения избирательной комиссии по тому основанию, что в представленных ФИО2 в избирательную комиссию заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты отсутствуют сведения об осуществлении им приносящей доход деятельности, а в сведениях о доходах и об имуществе - о получении дохода в ООО «Балтийский бриз». В этой связи на основании п.п. «в.2» п.24 ст. 38 Федерального закона РФ избирательная комиссия должна была отказать в регистрации кандидата, а потому оспариваемое решение, принятое с нарушением требований избирательного законодательства, подлежит отмене.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты он указал род занятий – временно не работающий, так как на момент его предоставления в избирательную комиссию он не имел основного места работы, а выполнял работы по договору гражданско-правового характера, заключенному с ООО «КТВ Медиа». Отсутствие в представленных им сведениях о доходах и об имуществе сведений о получении дохода в ООО «Балтийский бриз» является допущенной в связи с имевшим место волнением ошибкой.
Представители привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Регионального отделения в Калининградской области Политической партии «Гражданская Платформа» ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, пояснив также, что в случае выявления неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия в соответствии с п.1.1 ст. 38 Федерального закона должна была известить об этом кандидата и предложить устранить недостатки. Ввиду отсутствия такового извещения избирательная комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата на основании п.п. «в.2» п.24 ст. 38 Федерального закона, а потому заявленные требования подлежат отказу в удовлетворении.
.Представитель Багратионовской территориальной избирательной комиссии, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Однако его неявка в судебное заседание не является, в силу требований ч.1 ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
На 8 сентября 2013 г. назначены выборы депутатов городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение».
На основании решений Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 57/448-3 от 29 июля 2013 г. и № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. соответственно ФИО1 и ФИО2 были зарегистрированы кандидатами в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п.1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (п.2).
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п.3).
Согласно п.1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В силу п.24 ст.38 Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
п. «в» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
п. «в.2» отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Из материалов дела следует, что 23 июля 2013 г. ФИО2 представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение», в котором указал, что он временно не работает. В подтверждение указанных сведений ФИО2 представил копию трудовой книжки, в которой последняя запись, датированная 2 июля 2012 г. содержит сведения о том, что ФИО2 был уволен из ООО «Балтийский бриз» по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В силу п.57 ст. 2 Федерального закона под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.
Из представленной представителем заявителя ФИО1 - ФИО6 справки от 16 августа 2013 г. следует, что с 1 апреля 2011 г. по настоящее время ФИО2 работает по договору, заключенному с ООО «КТВ Медиа», получая за выполняемую работу оговоренное в договоре вознаграждение. Данное обстоятельство ФИО2 не оспаривал.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2 осуществляя деятельность, приносящую ему доход, не указал об этом в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты и не представил подтверждающие документы.
Кроме того, в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, в графе № 3 «доходы» ФИО2 указал – заработная плата за 2012 г. в размере 212 350 руб.
В примечании к форме, указано, что в графе «Доходы» указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от физических и (или) юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.
По смыслу закона в указанных сведениях, кандидат должен сообщить о всех своих доходах за год, предшествующий году назначения выборов, и обо всем имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Вместе с тем, ФИО2 фактически не представил документ, отвечающий данным требованиям, поскольку не сообщил о доходах, полученных от трудовой деятельности в ООО «Балтийский бриз» за 2012 г. (общая сумма дохода составила 69978,47 руб.).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления и (или) регистрации кандидата, являлось основанием, предусмотренным подпунктом 3 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области и подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 6 статьи 70 Закона Калининградской области, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных, в частности пунктом 2 статьи 79 настоящего Закона, и иных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Учитывая, что решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4 было принято с нарушением вышеуказанных требований закона, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для его отмены.
Доводы представителей Регионального отделения в Калининградской области Политической партии «Гражданская платформа» о несоблюдении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, согласно которым, по их мнению, избирательная комиссия должна была уведомить ФИО2 о выявленных в представленных им документах недостатках и предоставить ему время для их устранения, суд находит не основанными на законе.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в представленные документы. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
По смыслу данной нормы закона на избирательную комиссию возлагается обязанность извещения кандидата только в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.
При этом кандидат вправе вносить лишь уточнения и дополнения в уже представленные в избирательную комиссию документы.
В рассматриваемом же случае судом установлено непредставление ФИО2 в Багратионовскую ТИК требуемых законом документов.
Обязанность же уведомлять кандидата о непредставлении требуемого законом документа у избирательной комиссии отсутствует.
Таким образом, вопреки доводам представителей заинтересованного лица, к возникшим правоотношениям положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона неприменимы.
Руководствуясь статьями 194-199 и 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4 удовлетворить.
Отменить решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии Калининградской области № 60/514-3 от 2 августа 2013 г. о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов МО «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2013 г.
Судья (подпись) О.М.Степаненко
КОПИЯ ВЕРНА: Судья О.М.Степаненко