ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-855/19 от 15.05.2019 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-855/2019

УИД 49RS0008-02-2019-000931-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Усть-Омчуг 15 мая 2019 года

Хасынский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Горбачевой С.Д.,

при секретаре Токаревой Г.М.,

с участием и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области Пашковского В.Л.,

ответчика ФИО1,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – администрации Тенькинского городского округа Магаданской области – ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2019 года, ФИО3, действующего на основании доверенности от 13.05.2019 года,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Собрания представителей Тенькинского городского округа – ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Усть-Омчуг гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту интересов муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области неправомерно полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора в защиту интересов муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области неправомерно полученных денежных средств.

В обоснование заявленного иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлен факт несоблюдения требований законодательства при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплат главе Тенькинского городского округа.

В соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается представительным органом.

Подпунктом 3 пункта 2 Решения собрания представителей Тенькинского городского округа № 22 от 26.10.2015 года (в редакции решения № 101 от 28.12.2016 года) «Об оплате труда лиц, замещающих должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» установлено, что денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ», состоит, в том числе, из единовременной выплаты в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год и материальной помощи в размере одного должностного оклада.

При этом пунктом 4 вышеприведенного решения установлено, что выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3, производятся в порядке, установленном для муниципальных служащих.

В соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 Решения собрания представителей Тенькинского городского округа № 100 от 28.12.2016 года «О размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска (его части продолжительностью не менее 14 календарных дней) производится единовременная выплата в размере должностного оклада.

Таким образом, собранием представителей Тенькинского городского округа установлено, что единовременные выплаты производятся при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части продолжительностью не менее 14 календарных дней.

Данное положение корреспондирует общей норме трудового законодательства, согласно которой ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (статья 125 Трудового кодекса РФ).

Проведенной проверкой установлено, что главе Тенькинского городского округа ФИО1 на основании распоряжения от 27.09.2018 года был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в период с 01 по 05 октября 2018 года, каких-либо иных отпусков в течение 2018 года он не использовал.

При этом в нарушение вышеприведенных требований законодательства ФИО1 распоряжением от 27.09.2018 года произведено единовременное начисление в размере двух должностных окладов с районным коэффициентом и северной надбавкой на сумму 390650 рублей, после удержания обязательных платежей выплачено 339865 рублей 50 копеек.

Внесенное 23.01.2019 года в адрес главы Тенькинского городского округа представление прокуратуры об устранении нарушения законодательства оставлено без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также положения ч. 1 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пп. 7 ч. 2 ст. 10 Закона Магаданской области «О муниципальной службе в Магаданской области», полагает, что неправомерными действиями главы Тенькинского городского округа ФИО1 нарушены права муниципального образования «Тенькинский городской округ», в связи с чем на основании ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ просил суд взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области неправомерно полученные денежные средства в размере 339865 рублей 50 копеек.

Определением суда от 06.05.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Тенькинского городского округа Магаданской области, Собрание представителей Тенькинского городского округа.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации Тенькинского городского округа Магаданской области ФИО2, ФИО3 в судебном заседании против заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Собрания представителей Тенькинского городского округа ФИО4 полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в разъяснениях юриста Собрания представителей Тенькинского городского округа о законности Решений Собрания представителей Тенькинского городского округа.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.

В силу положений ст. 21 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» глава муниципального образования «Тенькинский городской округ» является высшим должностным лицом муниципального образования и наравне с Собранием представителей Тенькинского городского округа, администрацией Тенькинского городского округа Магаданской области и контрольно-счетной палаты Тенькинского городского округа составляет структуру органов местного самоуправления городского округа.

Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 37 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом городского округа, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Глава муниципального образования избирается Собранием представителей из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

В силу положений п. 9 ч. 2 ст. 23 Устава муниципального образования «Тенькинский городской округ» к иным полномочиям Собрания представителей Тенькинского городского округа отнесено установление в соответствии с законодательством денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, установление в соответствии с действующим законодательством размеров должностных окладов муниципальных служащих, а также размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления.

Как следует из Решения Собрания представителей Тенькинского городского округа № 22 от 26.10.2015 года «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» оплата труда лиц, замещающих должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ», в том числе главы Тенькинского городского округа, производится в виде денежного вознаграждения в фиксированной сумме (п. 1).

В соответствии с п. 2 вышеуказанного Решения денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» состоит из: должностного оклада, установленного в соответствии с приложением к решению (пп. 1); ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в случае если эти лица допущены к государственной тайне на постоянной основе, выплачиваемой в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях (пп. 2); единовременной выплаты в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год и материальной помощи в размере одного должностного оклада (пп. 3).

Выплаты, указанные в пп. 3 п. 2 вышеуказанного Решения, произво-дятся в порядке, установленном для муниципальных служащих.

В соответствии с п. 4 Решения фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, формируется с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно п. 5 Решения иные условия оплаты труда, помимо установленных настоящим решением, к лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» не применяются, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 8.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области, утвержденного Решением Собрания представителей Тенькинского городского округа № 100 от 28.12.2006 года, при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска (его части продолжительностью не менее 14 календарных дней) производится единовременная выплата в размере одного должностного оклада.

В силу положений п. 8.2 вышеуказанного Решения единовременная денежная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается на основании личного заявления муниципального служащего.

Единовременная денежная выплата производится один раз в календарном году (п. 8.3).

Единовременная денежная выплата осуществляется на основании муниципального правового акта работодателя (п. 8.4).

В ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжением Главы Тенькинского городского округа от 27.09.2018 года на основании заявления от 27.09.2018 года главе Тенькинского городского округа ФИО1 предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с 09.11.2015 года по 08.11.2016 года продолжительностью 5 календарных дней с 01.10.2018 года по 05.10.2018 года в выплатой среднего дневного заработка за дни предоставляемого отпуска, единовременной выплаты в размере двух должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, единовременной выплаты материальной помощи в размере одного должностного оклада.

Начисление единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску произведено на основании личного заявления ФИО1 от 27.09.2018 года.

Как следует из расчетного листка ФИО1 за сентябрь 2018 года ответчику начислена единовременная выплата к отпуску в размере двух должностных окладов с применением районного коэффициента и надбавок 390650 рублей.

Оценивая доводы искового заявления о неправомерном получении ответчиком единовременной выплаты в размере двух должностных окладов, суд полагает их необоснованными, поскольку условия и порядок выплаты спорных денежных сумм был соблюден, выплата произведена на основании действующего нормативно-правового акта уполномоченного органа, в установленном порядке и размере.

Довод прокурора, а также представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Собрания представителей Тенькинского городского округа о том, что Собранием представителей Тенькинского городского округа установлено, что единовременные выплаты производятся при предоставлении отпуска или его части продолжительностью не менее 14 календарных дней, в связи с чем ответчиком при предоставлении отпуска продолжительностью 5 календарных дней неправомерно получены денежные средства, основаны на неверном толковании норм материального права.

Реализуя свои полномочия на установление денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Собрание представителей Тенькинского городского округа в решении № 22 от 26.10.2015 года установило условия получения лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» единовременной выплаты в размере двух должностных окладов, а именно предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год, одновременно, указав, что выплаты производятся в порядке, установленном для муниципальных служащих.

Исходя из положений раздела 8 Решения Собрания представителей Тенькинского городского округа от 28.12.2016 года, которым утверждено Положение о размерах и условиях оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Тенькинский городской округ» Магаданской области в качестве порядка выплаты единовременной денежной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указано на выплату на основании личного заявления, один раз в календарном году, на основании муниципального правового акта работодателя.

Условия предоставления данной выплаты, определенные в п. 8.1 (при предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска (его части продолжительностью не менее 14 календарных дней) в размере одного должностного оклада) не могут быть применены к главе городского округа, поскольку условия предоставления данной выплаты лицам, замещающим должности муниципальной службы установлены решением от 26.10.2015 года, в котором отсутствуют условия о начислении единовременной выплаты при предоставлении части отпуска не менее 14 календарных дней.

Ссылки прокурора в обоснование заявленных требований на положения ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не являются обоснованными, поскольку в силу ч. 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона данным нормативно-правовым актом не определяется статус выборных должностных лиц местного самоуправления, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими. Так же как не являются обоснованными доводы о применении к спорным правоотношениям норм Трудового кодекса РФ, поскольку нормы Трудового кодекса РФ направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти о чем неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановления № 15-П от 27.06.2013 года, № 7-П от 02.04.2002 года).

В ходе судебного разбирательства не установлено оснований для признания полученной ответчиком выплаты неправомерной и неосновательно полученной, в связи с чем исковые требования не могут быть признаны обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту интересов муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «Тенькинский городской округ» Магаданской области неправомерно полученных денежных средств, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его принятия в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения 17 мая 2019 года.

Судья подпись С.Д. Горбачева