ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-855/2018 от 22.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-855/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе:

председательствующего судьи Курсевич А.И.,

при секретаре Чайко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «22» марта 2018 года гражданское дело № 2-855/2018 по иску ФИО1 к Военному комиссариату Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области о признании незаконным решения об отказе в выплате пособия на погребение пенсионера из числа военнослужащих, обязании выплатить пособие,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области о взыскании пособия на погребение Х.Р.Л. ., указав, что является вдовой умершего Х.Р.Л. Х.Р.Л. . был пенсионер Министерства обороны РФ, в связи с чем на основании ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» члены семьи умершего пенсионера имеют право на получение пособия на погребение, в выплате которого ответчик отказал по формальным основаниям.

Просит признать незаконным решение Военного комиссариата Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области об отказе ФИО1 в выплате пособия на погребение пенсионера из числа военнослужащих Х.Р.Л. Обязать Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области выплатить ФИО1 пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением Ленинского районного суда города Омска от 06.03.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омкой области».

Истец ФИО1 в судебном заседании уточнила исковые требования, просила обязать выплатить пособие на погребение в размере 66 834,48 рублей, настаивала, что надлежащим ответчиком является Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области.

Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Омской области», Военного комиссариата Ленинского и Октябрьского административных округов Омской области ФИО2 заявленные требования не признал, указал, что Х.Р.Л. являлся пенсионером Министерства обороны РФ, в связи с непредставлением истцом справки о смерти по форме в выплате пособия на погребение отказано. В отзыве на иск отмечал, что если регистрация смерти произведена органом ЗАГС РФ, то справка о смерти установленного законодательством образца для получения пособия на погребение выдается данным органом. Государственная регистрация смерти гражданина РФ за пределами территории РФ производится консульским учреждением РФ, при этом справка о смерти установленного образца для получения пособия на погребение выдается архивно-информационным отделом ЗАГС РФ, после передачи Министерством иностранных дел РФ в указанный отдел ЗАГС записи акта о смерти гражданина РФ. Поскольку смерть Х.Р.Л. наступила при его нахождении в Арабской Республике Египет и не зарегистрирована органами ЗАГС РФ, государственная регистрация смерти Х.Р.Л. . должна была производиться консульским учреждением РФ в Арабской Республике Египет, а справка о смерти должна выдаваться после передачи на хранение записи акта о смерти гражданина Х.Р.Л. в органы ЗАГС на территории РФ.

Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах.

Согласно п. п. 2, 4 Положения военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

В соответствии с пп. 39 п. 17 указанного Положения основными задачами военных комиссариатов являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетов вышеуказанных положений законодательства рассмотрение заявлений о выплате пособий и предоставление пособий на погребение на территории Омской области отнесено к компетенции Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Омской области».

В судебном заседании установлено, что Х.Р. .Л. являлся <данные изъяты> в запасе (л.д. 13).

Как следует из справки Военного комиссариата Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области от ДД.ММ.ГГГГХ.Р.Л. . получал пенсию через военный комиссариат Омской области по линии МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии на день смерти составлял 22 278,16 рублей 16 (л.д. 16).

Х.РЛ скончался ДД.ММ.ГГГГ в Арабской Республике Египет, что подтверждается дубликатом свидетельства о смерти (л.д. 7).

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе, справки о смерти (форма N 33), которая выдается органом записи актов гражданского состояния и предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, необходима для реализации определенных прав и гарантий и изымается у представившего его лица при оформлении пособия на погребение.

В случае смерти гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации факт его смерти регистрируется в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства, которые выдают свидетельство о смерти (п. п. 44 - 46, 83 - 84 Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 29.06.2012 N 10490). Выдача справки о смерти в данном случае Административным регламентом не предусмотрена.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Как следует из положений пункта «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Согласно ст. 34 Консульской конвенция между СССР и Арабской Республикой Египет от 03.02.1975 консульское должностное лицо имеет право, в частности, легализовать документы, выданные властями или официальными лицами представляемого государства или государства пребывания, а также удостоверять копии, переводы и выписки из этих документов; переводить документы и удостоверять правильность перевода. В этом случае составленные или удостоверенные, или переведенные консульским должностным лицом документы будут признаваться действительными в той мере, в какой это совместимо с законодательством государства пребывания.

Судом установлено, что ФИО1 является вдовой Х.Р.Л. ., умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией свидетельства о заключении брака (л.д. 9)

Х.Р.Л. . являлся пенсионером Министерства обороны РФ и получал пенсию по выслуге лет. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Юридически значимым для решения вопроса о выплате пособия на погребение является установление факта наступления смерти. Факт смерти подтверждается представленным в материалы дела дубликатом свидетельства о смерти и не оспаривается соответчиками.

Как следует из дубликата свидетельства о смерти , Х.Р. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданин Российской Федерации, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> провинции <адрес> Арабской Республике Египет, причина смерти: <данные изъяты> о чем произведена запись о смерти в книге регистрации отделения здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Дубликат свидетельства о смерти выдан ДД.ММ.ГГГГ, переведен с арабского языка на русский язык, верность перевода удостоверена консульским отделом Посольства России в Арабской Республике Египет, содержит заверение Министерства здравоохранения Египта от ДД.ММ.ГГГГ, штамп легализации МИД Египта от ДД.ММ.ГГГГ, дубликат заверен двумя гербовыми печатями Управления здравоохранения <адрес>, гербовой печатью Министерства здравоохранения Египта, двумя гербовыми печатями МИД Египта (л.д. 7,8).

ФИО1 обратилась в Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области с заявлением о выплате причитающегося пособия в связи со смертью супруга. ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омска Омской области, входящим в структуру ФКУ «Военный комиссариат Омской области», отказано в выплате пособия в связи с отсутствием у заявителя справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Ленинский отдел управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области с заявлением на получение справки о смерти супруга.

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского отдела управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области, государственная регистрация смерти Х.Р. произведена компетентным учреждением Арабской Республики Египет, дубликат свидетельства о смерти рассматривается как официальный на территории России и пользуется на территории России доказательственной силой официального документа. Выдача справки о государственной регистрации смерти по форме не представляется возможным в виду отсутствия записи акта о смерти Х.Р.Л. в Ленинском отделе управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области (л.д. 10-11).

В ходе судебного разбирательства установлено, что смерть Х.Р.Л. наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульским учреждением Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния», а компетентными органами иностранного государства - Управлением здравоохранения района <адрес> Министерства здравоохранения Департаментом ЗАГС Министерства внутренних дел, с удос.

Принимая во внимание, что полученные ФИО1 документы о смерти Х.Р.Л. содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке о государственной регистрации смерти по форме , отсутствие такой справки, которая не могла быть выдана истцу, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, учитывая, что ответчиком не оспаривается право истца на получение пособие, а также факт смерти Х.Р.Л. , следовательно, оснований для отказа в выплате пособия у Военного комиссариата не имелось.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить заявленные ФИО1 требования и обязать ФКУ «Военный комиссариат Омской области» выплатить за счет средств федерального бюджета пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омской области» выплатить за счет средств федерального бюджета ФИО1 пособие на погребение после смерти Х.Р.Л. , умершего ДД.ММ.ГГГГ, в размере 66 834 (шестьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать четыре рубля) 48 копеек.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.И. Курсевич

В окончательной форме решение изготовлено 26.03.2018.

Судья А.И. Курсевич