ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-856/19 от 26.04.2019 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-856/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь 26 апреля 2019 года

Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Кветкиной Н.В.,

при секретаре – Зуеве Д.А.,

с участием:

истца – Названова И.А.,

представителя ответчика ООО «Тикетс ру» - Григорьева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Названова Ильи Александровича к ООО «ТИКЕТС РУ» о взыскании денежных средств (стоимости не оказанной услуги, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, иных расходов), -

У С Т А Н О В И Л :

Названов И.А. обратился в суд с иском к ООО «Тикетс Ру» (далее-Агентство) о защите прав потребителей, просит взыскать с ответчика денежные средства в эквиваленте 1500,00 долларов США по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу решения суда, а именно: стоимость оплаченной, но не оказанной услуги — 400,00 долларов США, моральный вред — 500 долларов США, дополнительные расходы на покупку нового билета — 600,00 долларов США, кроме того, неустойку в размере 3% от 1500,00 долларов США с ДД.ММ.ГГГГ, а именно - 45,00 долларов США, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, судебные расходы.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ООО «Тикетс Ру» предоставило ему услугу по бронированию, оформлению, продаже билетов, а также впоследствии подтвердило предоставление услуги с возможностью вылета по согласованному маршруту. У ответчика им были приобретены авиабилеты на рейсы <данные изъяты> по маршруту <адрес>. Перед вылетом ДД.ММ.ГГГГ ответчик на обращение истца подтверждал, что авиабилет зарегистрирован и он мог вылететь согласно расписанию рейса. Однако за 2 часа до посадки ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что билет аннулирован и необходимо было за два дня уведомить компанию о желании его восстановить, сегодня же есть вариант лишь купить дополнительно билет на тот же рейс, что ему и пришлось сделать. Считает, что умышленными действиями ответчика, его ответом, подтверждающим возможность вылета, был поставлен в заблуждение и понес дополнительные убытки вследствие сорванного перелета по запланированному маршруту. В этой связи в аэропорту после полученного сообщения от ответчика с ним случился приступ тахикардии. Действиями ответчика, включая введение в заблуждение истца о возможности вылета по ранее забронированным билетам, ответчиком были причинены существенные морально-нравственные страдания. Утверждает, что виновными действиями ответчика, связанными с введением его в заблуждение, с последующим односторонним отказом от предоставления оплаченной услуги по договору воздушной перевозки, были причинены убытки в размере не предоставленной, но оплаченной заранее услуги, в связи с чем дополнительно понес материальные затраты на сумму 600 долларов США, выраженные в стоимости нового билета. Истец заявляет, что об отказе от договора перевозки по заявленным маршрутам, полностью предварительно оплаченным и запланированным, истец не заявлял. Обратное ответчиком в досудебном порядке не представлено. Ответчик своими действиями ввел в заблуждение пассажира Названова И.А., так как последний своевременно забронировал маршрут, оплатил его, прибыл на регистрацию и получил на свой запрос заверения компании в действительности договорных обязательств, которые впоследствии оказаны не были. Считает, что Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - Правила № 82), не предоставляют перевозчику в случае аннулирования бронирования право аннулировать билет на последующий участок маршрута или на обратный рейс и не предусматривают односторонний отказ от исполнения обязательства принятого на себя перевозчиком. Поскольку договор воздушной перевозки не расторгнут, соответственно, обязанность перевозчика перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения сохранялась. Утверждает, что фактические обстоятельства указывают, что действия ответчика по введению в заблуждение истца в одностороннем порядке привели к срыву предоставления услуг по договору перевозки, и именно это стало следствием приобретения нового авиабилета на сумму 600,00 долларов США.

Истец Названов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ООО «Тикетс Ру» в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, согласно письменным возражениям ответчика, ООО «Тикетс Ру» не оказывает услуги по авиаперевозкам, поскольку является агентом (субагентом) авиакомпаний, то есть выступает посредником между клиентом и авиакомпаниями, с которыми у Ответчика заключены соответствующие договоры. Названов И.А. является ненадлежащим Истцом по рассматриваемому делу, поскольку Договор оказания Услуг Агентства заключён между Сухачёвым Е. и Ответчиком. Истец не является стороной Договора оказания Услуг Агентства, поскольку является Получателем. Истец не производил акцепт Оферты к заключению Договора оказания Услуг Агентства, такой акцепт был произведён ФИО15 У Истца отсутствуют какие-либо правоотношения с Ответчиком.

В Системе взаиморасчетов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA BSP) производятся расчёты между агентами и авиакомпаниями, а именно: агент посредством Системы взаиморасчетов ВSР перечисляет денежные средства, полученные от пассажиров в счёт оплаты авиабилетов, в ИАТА, а ИАТА, в свою очередь, перечисляет указанные денежные средства в соответствующую авиакомпанию. Поскольку электронные авиабилеты , , , , входящие в бронирование YULPXT, были выписаны (оформлены) ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства, перечисленные ФИО16 в счет оплаты указанных авиабилетов, в размере 105 047 руб., вошли в четвёртый Отчётный период ДД.ММ.ГГГГ г. (). В авиакомпанию <данные изъяты> была направлена общая стоимость всех авиабилетов, оформленных ООО «Тикетс Ру» за расчётный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в который вошли электронные авиабилеты , , , общей стоимостью 105 047 руб. Таким образом, денежные средства в счёт оплаты электронных авиабилетов , , , (бронирование YULPXT) не являются собственностью Ответчика и достигли авиакомпании <данные изъяты>.

Правила применяемого тарифа являются частью договора международной воздушной перевозки, заключённого между Истцом и авиакомпанией Gulf Air. Ответчик, как уполномоченный агент, обязан предоставлять соответствующую информацию каждому клиенту до создания бронирования. Правила применяемого тарифа регулируют порядок использования полётных купонов (сегментов, рейсов) воздушной перевозки, а также порядок возврата денежных средств за электронный авиабилет. Правила применяемого тарифа представляются для ознакомления каждому клиенту Агентства в процессе создания бронирования на Сайте до его оплаты. Электронный авиабилет Истца был аннулирован Перевозчиком на основании Правил WRTACTRU, Правил SRTACTRU по причине неявки Истца к вылету на первые 2 рейса воздушной перевозки.

Суд, выслушав пояснения истца, возражения представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом ст. 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В силу ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

В соответствии с п. 5.2.3 Положения о Минтрансе России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации утверждаются этим Министерством. Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации утверждена Приказом Министра транспорта РФ от 08 ноября 2006 г. № 134.

Согласно п. п. 35, 50, 51 Правил № 82, формы и порядок оплаты провозной платы устанавливаются перевозчиком. На каждого пассажира оформляется отдельный билет, который может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.

В случае оплаты перевозки по безналичному расчету или с отсрочкой платежа билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира, и документов, подтверждающих (гарантирующих) оплату перевозки.

Судом установлено следующее.

Между Агентством и авиакомпанией «<данные изъяты>» заключено Агентское соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Агентское соглашение).

В соответствии с п. 1.1. Агентского соглашения, Авиакомпания предоставляет Агенту соответствующие полномочия, которые позволяют ему оформлять билеты Авиакомпании и осуществлять продажу услуг на пассажирские авиаперевозки, выполняемые рейсами Авиакомпании. Агент обязуется выпускать электронные билеты на рейсы Авиакомпании и её интерлайн-партнёров во всех случаях, где это применимо.

В соответствии с п. 1.2. Агентского соглашения, Авиакомпания является участником ИАТА системы взаиморасчётов ВSР в России. Таким образом, Агент имеет разрешение на оформление проездных документов на нейтральных бланках ИАТА на рейсы Авиакомпании в соответствии с правилами данной системы взаиморасчётов. При оформлении этих документов Агент переводит деньги в ИАТА в соответствии с правилами системы взаиморасчётов ВSР. ИАТА переводит деньги, полученные от Агента, в адрес Авиакомпании в полном объёме.

Неотъемлемым условием создания бронирования на сайте Агентства является совершение пользователем сайта акцепта публичной оферты к заключению с ООО «Тикетс Ру» Договора оказания услуг по бронированию, оформлению, продаже билетов, а также прочих услуг посредством технических возможностей интернет-сайта (далее - Договор оказания услуг Агентства).

В силу ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (ст. 438 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ, публичной офертой является содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым кто отзовется.

В п. 2.59. Договора оказания услуг Агентства указано, что услуги Агентства - это услуги, указанные в п.4.2. Оферты. Услуги Агентства оказываются ООО «Тикетс Ру» в соответствии с условиями Договора оказания услуг Агентства, а также в соответствии с условиями партнерских/агентских/субагентских/иных договоров, заключенных Агентством с Перевозчиками/Поставщиками Услуг.

Основной Услугой Агентства является услуга, указанная в пп. «в» и «г» п.4.2. Договора, а именно:

в) осуществление Бронирования согласно созданному Клиентом Заказу;

г) оформление и направление Бланка (выписка Авиабилета и направление Маршрутной квитанции в подтверждение такой выписки и др.).

ДД.ММ.ГГГГ на сайте Агентства (https://tickets.ru) клиентом ФИО17.) был создан заказ, принятый Агентством в качестве бронирования под номером YULPXT, на воздушную перевозку по маршруту:

- <адрес>, рейс , выполняется авиакомпанией «<данные изъяты>», вылет ДД.ММ.ГГГГ в 14:50, прилёт ДД.ММ.ГГГГ в 19:40;

- <адрес>, рейс , выполняется авиакомпанией «<данные изъяты>», вылет ДД.ММ.ГГГГ в 09:05, прилёт ДД.ММ.ГГГГ 19:35;

- <адрес>, рейс , выполняется авиакомпанией «<данные изъяты>», вылет ДД.ММ.ГГГГ в 11:00, прилёт ДД.ММ.ГГГГ в 14:40;

- <адрес>, рейс , выполняется авиакомпанией «<данные изъяты>», вылет ДД.ММ.ГГГГ в 09:00, прилёт ДД.ММ.ГГГГ в 14:00;

- <адрес>, рейс , выполняется авиакомпанией «<данные изъяты>», вылет ДД.ММ.ГГГГ в 10:30, прилёт ДД.ММ.ГГГГ в 11:45.

ДД.ММ.ГГГГ на cайте Агентства, согласно вышеуказанному заказу были оформлены следующие электронные авиабилеты:

- на пассажира ФИО18;

- на пассажира ФИО19;

- на пассажира ФИО20;

- на пассажира ФИО21.

Валидирующим перевозчиком в указанных авиабилетах является авиакомпания «<данные изъяты>».

Маршрутные квитанции авиабилетов были направлены на адрес электронной почты, указанный ФИО26. при регистрации на сайте — <данные изъяты>.

Плательщиком заказа является ФИО23ФИО24. Как пояснил истец в судебном заседании, он перечислил ФИО25. (на банковскую карту на имя ФИО27) денежные средства в размере стоимости авиабилетов, приобретенных для него ФИО28

Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспорены.

Таким образом, исходя из положений ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103, п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, между вышеуказанными лицами, в том числе и истцом, и авиакомпанией «Gulf Air» как перевозчиком, был заключен договор международной воздушной перевозки.

Довод ответчика, что Названов И.А. является ненадлежащим истцом по делу, суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что также корреспондируется с п. 2.43. Договора оказания услуг Агентства, в котором указано, что Получатель — лицо, которое непосредственно не является заказчиком Услуг/Услуг Агентства (Клиентом), но при создании Заказа было указано Клиентом в качестве получателя Услуг/Услуг Агентства. В случае, если в результате использования Клиентом Услуг Агентства между Получателем и Перевозчиком/Поставщиком Услуг заключается Соответствующий договор, по отношению к Перевозчику/Поставщику Услуг Получатель приобретает соответствующий статус (Авиапассажир, Страхователь и др.).

Таким образом, поскольку авиабилеты приобретались, в том числе, и для перелета истца, он является потребителем услуг.

Согласно доводам истца, ООО «Тикетс Ру» предоставило ему услугу по бронированию, оформлению, продаже билетов, а также впоследствии подтвердило предоставление услуги с возможностью вылета по согласованному маршруту. У ответчика им были приобретены авиабилеты на рейсы <данные изъяты> по маршруту <адрес>, <адрес>. Перед вылетом ДД.ММ.ГГГГ ответчик на обращение истца подтверждал, что авиабилет зарегистрирован и он мог вылететь согласно расписанию рейса. Однако за 2 часа до посадки ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что билет аннулирован и необходимо было за два дня уведомить компанию о желании его восстановить, сегодня же есть вариант лишь купить дополнительно билет на тот же рейс, что ему и пришлось сделать.

В ходе исследования судом переписки между истцом и ответчиком установлено, что действительно, Названов И.А. запрашивал информацию у Агентства об актуальности его авиабилета и подтверждения бронирования, при этом сообщения не содержали информацию, что ФИО29 либо истец уведомляли ответчика о том, что истец не воспользовался первыми двумя сегментами воздушной перевозки (рейсами). Как указывает ответчик, это стало причиной подтверждения актуальности авиабилета истца. После сообщения истца о том, что перевозчик не подтверждает бронь, последнему был сообщён номер бронирования авиабилета у перевозчика для проверки статуса авиабилета непосредственно на сайте перевозчика, в последующем сотрудники Агенства повторно сообщили истцу информацию для проверки статуса авиабилета на сайте перевозчика. После поступления информации от истца о том, что его авиабилет аннулирован, Агентство по внутренним каналам связи обратилось к перевозчику с целью уточнения причины аннулирования авиабилета истца. После получения информации от перевозчика, Агентством истцу было направлено электронное письмо, в котором Агентство сообщило о том, что авиабилет истца был аннулирован перевозчиком в связи с неявкой истца на первые 2 рейса воздушной перевозки. Истцу было рекомендовано создать запрос на сайте ответчика на возврат денежных средств и разъяснено, с учетом того, что истец не является клиентом ответчика, данный запрос должен был быть подан ФИО31., так как именно ФИО32 является клиентом Ответчика.

Истец считает, что умышленными действиями ответчика, его ответом, подтверждающим возможность вылета, был поставлен в заблуждение и понес дополнительные убытки вследствие сорванного перелета по запланированному маршруту.

Однако, согласно п. 10.13.28. Договора оказания Услуг Агентства, в случае, если Клиент/Авиапассажир до окончания времени регистрации Авиапассажиров на рейс, указанный в Авиабилете, не прибыл к такой регистрации и заранее не сообщил Агентству/Авиаперевозчику об изменениях в своем перелёте, Авиаперевозчик вправе аннулировать Авиабилет не только в части рейса, на регистрацию которого не прибыл Клиент/Авиапассажир, но и на все следующие рейсы, указанные в Авиабилете, в том числе на обратные рейсы, без предварительного уведомления Клиента/Получателя.

Согласно п. 10.13.29. Договора оказания Услуг Агентства, во избежание возникновения ситуации, указанной в п. 10.13.28 Оферты, Агентство рекомендует Клиенту заранее сообщать Агентству/Авиаперевозчику об изменениях в перелёте Клиента/Авиапассажира.

Согласно п. 10.13.30. Договора оказания Услуг Агентства, Авиаперевозчик вправе не признать Авиабилет, если первый полетный купон (первый сегмент) Авиабилета не использован, а Авиапассажир начинает поездку в любом пункте остановки в пути.

Согласно электронному авиабилету истца , воздушная перевозка истца рейсами регламентируется правилами применяемого тарифа авиакомпании <данные изъяты> с названием <данные изъяты> что указано в маршрутной квитанции электронного авиабилета истца.

Согласно п. 7 Правил № 82, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Согласно п. 2.46. Договора оказания Услуг Агентства, Правила применяемого тарифа (для Договора воздушной перевозки) - правила, разрабатываемые исключительно конкретными Авиаперевозчиками, содержащие все существенные условия Договора воздушной перевозки, заключаемого Клиентом/Получателем в качестве Авиапассажира напрямую с конкретным Авиаперевозчиком в результате успешного создания Бронирования и успешного оформления Услуги по воздушной перевозке (оформления (выписки) Авиабилета), входящей в это Бронирование. Правила применяемого тарифа содержат, в том числе, следующую информацию: о порядке заказа и бронирования Услуги по воздушной перевозке; о правилах, порядке и условиях возврата Авиабилета и уплаченной за воздушную перевозку провозной платы; о правилах, порядке и условиях внесения изменений в Авиабилет; о размере денежных средств (сборов, штрафов и т.п.), удерживаемых Авиаперевозчиком в случае отказа Авиапассажира от воздушной перевозки; о размере денежных средств (сборов, штрафов и т.п.), взимаемых Авиаперевозчиком в случае внесения изменений в Авиабилет; о размере денежных средств, возвращаемых Авиаперевозчиком в случае отказа Авиапассажира от Договора воздушной перевозки. Правила применяемого тарифа представлены в Системе бронирования на Сайте в том виде, в каком они опубликованы в Глобальной дистрибутивной системе конкретным Авиаперевозчиком.

Согласно исследованному судом нотариально заверенному переводу правил WRTACTRU в разделе: «Применение правил и другие условия», содержится следующий текст: «Если билет используется в иной последовательности, GF оставляет за собой право отменить PNR или аннулировать оставшиеся полетные купоны. Если пассажир не смог добраться до забронированного сектора, GF оставляет за собой право отменить оставшийся сектор GF».

Согласно исследованному судом нотариально заверенному переводу правил SRTACTRU в разделе: «Применение правил и другие условия», содержится следующий текст: «Если билет используется в иной последовательности, GF оставляет за собой право отменить PNR или аннулировать оставшиеся полетные купоны. Если пассажир не смог добраться до забронированного сектора, GF оставляет за собой право отменить оставшийся сектор GF».

Следовательно, со стороны авиаперевозчика не было допущено безосновательного отказа от перевозки, а истец не смог реализовать свое право по причине, зависящей от него самого. Между тем, ответчик связывался с истцом, чтобы урегулировать возникшую ситуацию и пояснил причину аннулирования электронных билетов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что перевозчик обоснованно, действуя в соответствии с правилами применяемого тарифа авиакомпании, аннулировал электронный авиабилет истца по причине неявки к вылету на первые 2 рейса воздушной перевозки.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Правил № 82 при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

Согласно п. 5.1.1. Договора оказания Услуг Агентства, Клиент создает Заказ и обязуется использовать Услуги/обеспечить их использование Получателем исключительно в соответствии с Правилами применяемого тарифа/Правилами оказания Услуг самостоятельно выбранного Клиентом Перевозчика/Поставщика Услуг, оказывающего конкретную Услугу. Клиент самостоятельно и осознанно осуществляет выбор Услуг/Услуг Агентства и несет полную и единоличную ответственность за все свои действия и бездействия, основанные на информации, размещенной на Сайте, а также предоставляемой Агентством.

Согласно п. 5.6.3. Договора оказания Услуг Агентства, создавая Заказ на имя Получателя и совершая Акцепт Оферты, Клиент обязуется: а) до создания Заказа уведомить Получателя обо всех условиях, правилах и информации, представленных Клиенту на Сайте во время создания Заказа, в том числе об условиях Договора оказания Услуг Агентства, об условиях оказания Дополнительных Услуг Агентства, об условиях Правил применяемого тарифа, об условиях Правил оказания Услуг и др. Ответственность за последствия, вызванные таким неуведомлением, а также за действия Получателя, вызванные таким неуведомлением, несет исключительно Клиент.

Согласно п. 2.46. Договора оказания Услуг Агентства, Правила применяемого тарифа (для Договора воздушной перевозки) - Правила применяемого тарифа представлены в Системе бронирования на Сайте в том виде, в каком они опубликованы в Глобальной дистрибутивной системе конкретным Авиаперевозчиком.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ч. 1).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии со ст. 10 вышеназванного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, обязанность предоставлять информацию об условиях перевозок содержится и в п.37 Правил № 82, согласно которому при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.

Материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о предоставлении Клиенту как потребителю информации, в наглядной и доступной форме, касающейся наступления последствий в случае неявки к вылету на первые 2 рейса воздушной перевозки, и которую он должен был предоставить истцу как Получателю в соответствии с п. 5.6.3. Договора оказания услуг Агентства до создания заказа, которым, в том числе, определено, что ответственность за последствия, вызванные таким неуведомлением, а также за действия Получателя, вызванные таким неуведомлением, несет исключительно Клиент.

Как следует из копии страницы с веб-сайта https://avia.tickets.ru, предоставленной ответчиком и приобщенной к материалам дела, при оформлении заказа в процессе создания бронирования предоставляется возможность ознакомиться с полными правилами тарифа и конкретно разделом «Применение правил и другие условия», в том числе с возможностью выбора русского и других языков.

Как указано выше, в них разъяснена информация, касающаяся последствий использования билета в иной последовательности и ситуации, если пассажир не смог добраться до забронированного сектора. Таким образом, суду предоставлены допустимые и достоверные доказательства того, что до Клиента Агентства действительно была доведена необходимая информация, а также доказательства того, что для истца как Получателя была создана возможность получить разъяснения и ознакомиться с такой информацией от Клиента. Исходя из положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", у исполнителя услуги отсутствуют, в том числе, обязательства по последующему, дополнительному информированию третьих лиц, которым первоначальный покупатель передал, действуя в их интересах, либо произвел отчуждение предмета услуги, кроме тех, которые непосредственно не связаны с личностью потребителя, такими, как гарантийные обязательства.

Истцом Названовым И.А. в судебном заседании не приведены доводы, что вся необходимая информация об условиях применения тарифов, об условиях возврата (невозврата) уплаченной за билеты денежной суммы, ему не была предоставлена Клиентом (ФИО33.) либо ООО «Тикетс Ру» до оплаты билетов путем размещения на сайте www.tickets.ru.

Как предусмотрено Правилами № 82, возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (пункт 231). Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм (пункт 232).

В случае предварительной оплаты перевозки в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил возврат провозной платы производится лицу, оплатившему перевозку, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и на основании ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (пункт 233).

Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза (пункт 234).

Поскольку истец не заказывал и не приобретал авиабилеты у ответчика, денежные средства за авиабилеты были уплачены ответчику ФИО34 как лицом, сформировавшим соответствующий заказ, соответственно, обязанность по возврату уплаченных денежных средств, при наличии к тому оснований, может возникнуть у ответчика по отношению к непосредственному потребителю услуги (в данном случае - ФИО12), что не противоречат Федеральным Авиационным правилам.

Как следует из имеющейся в материалах дела переписки между истцом и ответчиком, истцу было рекомендовано создать запрос на сайте ответчика на возврат денежных средств, а также указано, что в связи с тем, что истец не является клиентом ответчика, данный запрос должен быть подан ФИО35, так как именно ФИО36 является клиентом ответчика (сообщение от ДД.ММ.ГГГГ).

Как видно из истории досудебного урегулирования спора, ответчик не проигнорировал претензионные обращения истца, тем самым не нарушив принцип добросовестности.

Кроме того, согласно п. 2.6 Договора оказания услуг Агенством, ООО «Тикетс Ру» наделено правом от имени и за счет Перевозчиков/Поставщиков услуг осуществлять продажу, иные действия в отношении своих услуг.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Как установлено судом, ООО «Тикетс Ру» не является авиаперевозчиком и надлежащим образом оказало заказчику посредническую услугу по бронированию, оформлению авиабилетов и направлению маршрутных квитанций, ООО «Тикетс Ру» не оказывает услуги по авиаперевозкам, поскольку является агентом авиакомпаний, то есть выступает посредником между клиентом и авиакомпаниями, с которыми у ответчика заключены соответствующие договоры, учитывая, что предметом настоящего спора являются правоотношения возникшие не из ненадлежащего исполнения ответчиком договора посреднических услуг, а из услуги авиаперевозки, ответчик не мог своими действиями (бездействием) при сложившихся правоотношениях нарушить права и законные интересы истца в части аннулирования его билетов.

При этом, из совокупного анализа положений Агентского соглашения усматривается, что права и обязанности по исполнению перевозки возникают непосредственно у авиакомпании-перевозчика, которая осуществляет регулярные воздушные пассажирские перевозки и являющаяся участником BSP.

При таких установленных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и приходит к выводу об отказе Названову И.А. в удовлетворении требований к ООО «Тикетс Ру» о взыскании денежных средств: стоимости не оказанной услуги в размере 400 долларов США, компенсации морального вреда в размере 500 долларов США, дополнительных расходов на покупку нового билета в размере 600 долларов США, неустойки в размере 45 долларов США, штрафа, судебных расходов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении искового заявления Названова Ильи Александровича к ООО «ТИКЕТС РУ» о взыскании денежных средств: стоимости не оказанной услуги в размере 400 долларов США, компенсации морального вреда в размере 500 долларов США, дополнительных расходов на покупку нового билета в размере 600 долларов США, неустойки в размере 45 долларов США, штрафа, судебных расходов, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Кветкина

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2019 года.

Судья Н.В. Кветкина