Дело № 2-9/2021
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
11 марта 2021 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Михайличенко К.А. при секретаре судебного заседания Леман Е.А., с участием представителя истца ФИО1 по доверенности - ФИО2, представителя ответчика Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО3, представителя ответчика Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
04.03.2020 истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Электросталь Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что она, ФИО1, является членом СНТ «Берёзка», расположенного по адресу: Московская область, сельское поселение Стёпановское, вблизи д. Пушкино. В ее пользование выделен земельный участок под № площадью 628 кв.м., который входит в состав земельного участка, ранее предоставленного СНТ «Берёзка» под коллективное садоводство до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Границы земельного участка существуют более пятнадцати лет, закреплены на местности с использованием объектов искусственного ограждения, позволяющих однозначно определить местоположение границ земельного участка. Пользователем смежного земельного участка № является ФИО5, пользователем смежного земельного участка № является ФИО6 С целью приобретения в собственность данного земельного участка ФИО1 была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой площадь земельного участка № составляет 628 кв.м. Заключением СНТ «Берёзка» подтверждается, что описание местоположения границ земельного участка, составленное кадастровым инженером, соответствует местоположению границ земельного участка, фактически занимаемого ФИО1, споров по размеру земельного участка или по его использованию между ФИО1 и её смежными землепользователями не имеется. 20.01.2020 за № ФИО1 получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В качестве причины отказа указано, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности, так как по заключению Главного управления Архитектуры и градостроительства земельный участок полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 №. Истец ФИО1 полагает вышеуказанный отказ незаконным, поскольку в соответствии с п. 10.1. и 11 ст. 1 ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Исходя из положений ГрК РФ следует, что проект планировки территории представляет собой схему будущего развития территории, при этом проект планировки территории не устанавливает и не изменяет права на земельные участки или объекты недвижимости. Отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории при детальной разработке и установлении красных линий линейного объекта. Как ранее действующий порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения, так и ныне действующий порядок, предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории, поскольку правовое регулирование с учетом позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 25.10.2016 № 242-О, не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, красные линии в зоне планируемого размещения линейного объекта в соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ не установлены. Истец полагает, что планируемое развитие земель, предназначенных для нужд организации транспорта, в отсутствие установленных в порядке, предусмотренном законодательством, красных линий на испрашиваемом земельном участке не исключает её право на его бесплатную приватизацию. Кроме того, как указывает истица, до межевания площадь земельного участка составляла 628 кв.м., после проведения по делу землеустроительной экспертизы – 738 кв.м. Согласно утвержденным решением Совета депутатов г.о. Электросталь Московской области от 21.12.2017 № 244/40 Правил землепользования и застройки г.о. Электросталь Московской области» минимальный размер земельных участков с разрешенным использованием «для садоводства» составляет 400 кв.м.. Таким образом, площадь спорного земельного участка по фактическому пользованию за вычетом площади наложения на земли лесного фонда увеличивается на 110 кв.м. по сравнению с правоустанавливающими документами, т.е. на величину менее установленного Правилами землепользования и застройки г.о. Электросталь Московской области, утвержденных решением Совета депутатов г.о. Электросталь от 21.12.2017 № 244/40.
С учетом уточнения исковых требований истица, ссылаясь на ст.ст. 304, 305 ГК РФ, ст. ст. 60, 64 ЗК РФ, просит суд установить границы земельного участка № в СНТ «Берёзка», расположенного по адресу: Московская область, сельское поселение Стёпановское вблизи д. Пушкино, предоставленного в пользование ФИО1 площадью 738 кв.м. в соответствии со следующими координатами:
№ точки | Мера линий, м. | Х | Y |
1 | 472209.23 | 2242994.92 | |
2 | 21.00 | 472203.01 | 2242974.86 |
3 | 34.86 | 472236.22 | 2242964.25 |
4 | 21.47 | 472242.33 | 2242984.83 |
1 | 34.60 | 472209.23 | 2242994.92 |
признать право собственности ФИО1 на земельный участок № в СНТ «Берёзка», расположенный по адресу: Московская область, сельское поселение Стёпановское вблизи д. Пушкино площадью 738 кв.м. в соответствии со следующими координатами:
№ точки | Мера линий, м. | Х | Y |
1 | 472209.23 | 2242994.92 | |
2 | 21.00 | 472203.01 | 2242974.86 |
3 | 34.86 | 472236.22 | 2242964.25 |
4 | 21.47 | 472242.33 | 2242984.83 |
1 | 34.60 | 472209.23 | 2242994.92 |
указать в решении суда, что решение суда является основанием для внесения сведений в ГКН и ЕГРН.
В судебное заседание истица не явилась, ее представитель ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные, изложенному в иске и в заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика- Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, представленные ранее, указала, что испрашиваемый истцом земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку согласно заключению Мособлархитектуры полностью расположен в зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта и в силу ч. 3 ст. 27, ст. 39.16, 39.17 ЗК РФ не может быть передан в частную собственность.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь Московской области по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала, по доводам, аналогичным доводам Администрации г.о. Электросталь Московской области.
Представители третьих лиц- Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, СНТ «Берёзка», третьи лица ФИО5 и ФИО6, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Московского областного совета народных депутатов от 23.06.1981 № 771/2 «Об отводе земельного участка электро-металлургическому заводу «Электросталь» под коллективное садоводство отведён земельный участок площадью 13,2 га, фактически используемый под коллективное садоводство рабочими и служащими завода из земель кв. 39-41 Ногинского лесничества Ногинского лесхоза. При заводе Электросталь создано СТ «Берёзка» завода Электросталь.
18.06.1986 Электрометаллургическому заводу «Электросталь» был выдан государственный акт №, закрепляющий в бессрочное и бесплатное пользование 13,2 га в границах согласно плану землепользования, для организации коллективного садоводства. 24.12.1996 г. Администрацией Ногинского района произведена регистрация СНТ «Берёзка», 21.08.2003 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице – СНТ «Берёзка». В период выделения земельного участка действовал ЗК РСФСР 1970 года, который не запрещал предоставление земель лесного фонда под коллективное садоводство (ст. ст. 74,76,13,34 Кодекса).
Из заключения правления СНТ «Берёзка» следует, что ФИО1 является членом СНТ «Берёзка» с 09.03.2014 г., за нею закреплен земельный участок № площадью 628 кв.м.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъекта РФ.
Согласно п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. Частью 3 ст. 14 Федерального закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», предусмотрено, что земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков, в собственность или в аренду без проведения торгов в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно п. 2.7. и 2.8. ст. 3 Федерального закона «О введение в действие ЗК РФ» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу вышеуказанного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой создано или организованно указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК Ф земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ФИО1, будучи членом СНТ «Берёзка», обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность выделенного в её пользование земельного участка под № площадью 628 кв.м., входящего в состав земельного участка, ранее предоставленного СНТ «Берёзка» под коллективное садоводство до вступления в силу Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» и Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Границы спорного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков. Согласно данному временному порядку при поступлении заявлений граждан об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора купли-продажи, безвозмездного пользования орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности, в том числе о нахождении земельного участка в зоне реконструкций автомобильных дорог.
20.01.2020 г. за № ФИО1 получено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, которым отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Причиной отказа указано, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности, так как по заключению Главного управления Архитектуры и градостроительства земельный участок полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта.
Согласно п. 1,3 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ. Подпунктом 7 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, помимо прочего, отнесены земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечислены в ст. 39.16 ЗК РФ. В данной статье, в числе прочих, приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: 1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6); 2) указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (п. 7); 3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального, местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Сведения об ограничении в обороте испрашиваемого земельного участка в связи с его предназначением для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 года N 230/8, равно как и сведения о резервировании для государственных или муниципальных нужд испрашиваемого земельного участка в материалах дела отсутствуют.
Как следует из пункта 11 ст. 1 ГрК РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что существенное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела является установление обстоятельств расположения испрашиваемого спорного земельного участка в границах красных линий и сам факт наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования в пределах испрашиваемого земельного участка.
Определением суда от 25.06.2020 г. по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО НПП Румб.
Из представленного суду заключения следует, что фактическая площадь земельного участка № по натурным обмерам составила 1002 кв.м.; по северной (зафасадной) стороне земельный участок № граничит с землями лесного фонда. В соответствии со сведениями ЕГРН границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № уточнены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Часть фактически используемой территории земельного участка № в СНТ «Берёзка» площадью 265 кв.м. расположена в пределах границ по сведениям ЕГРН земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №. Пересечение, площадью 265 кв.м., границ по сведениям ЕГРН земельного участка лесного фонда с фактической территорией земельного участка № в СНТ «Берёзка» вблизи д. Пушкино, не является реестровой ошибкой; координаты границ земельного участка №, площадью 628 кв.м., расходятся с координатами фактических границ земельного участка №, определенными при проведении натурных измерений в рамках экспертизы; испрашиваемый земельный участок № площадью 628 кв.м. находится в границах территории СНТ «Берёзка», о чём свидетельствуют огороженные земельные участки смежных землепользователей. Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8. Координаты границ и оси зоны планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения № 0174 «Западный обход г. Ногинска» в Постановлении отсутствуют. В составе постановления имеется Схема развития объектов транспортной инфраструктуры и Схема зон с особыми условиями использования объектов транспортной инфраструктуры, по которым определить координаты зоны планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения № 0174 «Западный обход г. Ногинска» не представляется возможным. Из письма Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области № 28 исх. 13806 от 10.09.2020 г., полученного на запрос № 2-856/2020 от 18.08.2020 г. следует, что требований к координатному описанию границ зон с особыми условиями использования территории ГрК РФ не содержит. Из ответного письма Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области № 28 исх.34851/08-01 от 28.08.2020 г. следует, что СТП ТО МО подготовлена в масштабе 1:20000 в векторном виде и координирование зон документами не предусмотрено, в связи с чем определить координаты зоны с особыми условиями согласно схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области не представляется возможным, однако, по картам границ ЗОУИТ ПЗЗ с.п. Стёпановское и генплана с.п. Стёпановское Московской области усматривается, что земельный участок № в СНТ «Берёзка» вблизи д. Пушкино, полностью расположен внутри зоны с особыми условиями, согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
Определением суда от 20.11.2020 г. назначена дополнительная землеустроительная экспертиза. По результатам проведенного исследования экспертом определена площадь земельного участка № по фактическому землепользованию в пределах СНТ «Берёзка» до смежного земельного участка лесного фонда, которая составляет 738 кв.м. В экспертном заключении приведены координаты поворотных точек.
Не доверять заключениям эксперта и сомневаться в объективности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности и подписавшего заключения с заверением подписей оттисками печати экспертного учреждения, оснований у суда не имеется, поскольку при проведении указанных экспертиз, по которому экспертом были соблюдены нормы процессуального права, выводы эксперта соответствуют поставленным вопросам, экспертом приняты во внимание все представленные на экспертизу материалы (гражданское дело) и исследование было проведено полно, объективно, на основе нормативных актов и специальных знаний. Объективность, всесторонность и полнота проведенного экспертного исследования соответствует норме, изложенной в ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», и сомнений у суда не вызывает. Лицами, участвующими в деле, о проведении дополнительной или повторной экспертиз не заявлено.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи. Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (ст. ст. 69,70 ЗК РФ). Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ст. 70 ЗК РФ). Исходя из ч. 2 ст. 8 данного Федерального Закона РФ № 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально – определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ).
Из положений ст. 43, и частей 8,10 ст. 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Как указывалось выше, сведения о земельном участке № в СНТ «Берёзка» в ГКН и ЕГРН отсутствуют, его границы в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Статья 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает требования к межевому плану, а именно местоположение границ земельных участков устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным федеральным законом, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу положений пункта 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 данного федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 6 статьи 72).
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из сведений государственного кадастра недвижимости при условии, что превышение не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка.
Суд принимает во внимание, что согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в том числе, иски об установлении границ земельного участка, которые направлены на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешения спора о принадлежности той или иной его части.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно утвержденным решением Совета депутатов г.о. Электросталь Московской области от 21.12.2017 № 244/40 Правилам землепользования и застройки г.о. Электросталь Московской области» минимальный размер земельных участком с разрешенным использование «для садоводства» составляет 400 кв.м.
До межевания площадь земельного участка по правоустанавливающим документам составляла 628 кв.м., после проведенной по делу дополнительной землеустроительной экспертизы площадь спорного земельного участка по фактическому землепользованию с учетом границ по сведениям ЕГРН земельного участка лесного фонда – 738 кв.м., то есть расхождения сведений о площади, фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании для целей постановки на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами составляет 110 кв.м., что не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца в части установления границ земельного участка № в СНТ «Берёзка» по фактическому землепользованию с учетом границ по сведениям ЕГРН земель лесного фонда подлежат удовлетворению. Координаты характерных точек подлежат описанию в соответствии с заключением дополнительной землеустроительной экспертизы.
Из ответа Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 28.08.2020 г., представленного по запросу суда, следует, что согласно координатному описанию участок № в СНТ «Берёзка» расположенного вблизи д. Пушкино г.о. Электросталь, полностью входит в границы зоны планируемого размещения автомобильной дороги «Западный обход г. Ногинска». СТП ТО МО подготовлена в масштабе 1:20000 и размещена в федеральной государственной информационной системе территориального планирования. В Государственную программу Московской области «Развитие функционирование дорожно-транспортного комплекса» на 2017-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства МО от 25.10.2016 № 782/30 (редакция от 20.10.2019) разработка документации по планировке территории на участок планируемой дороги «Западный обход г. Ногинска» в районе рассматриваемого участка не включена.
Из ответа Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 10.09.2020 г. № 23 исх.-13806, представленного по запросу суда, следует, что схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, предусмотрено строительство автомобильной дороги регионального значения «Западный обход г. Ногинска». Требований к координатному описанию границ зон с особыми условиями использования территории ГрК РФ не содержит. Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обращено внимание на то, что в силу п.1 ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования. Точное расположение и конфигурация планируемых объектов транспортной инфраструктуры и земельные участки, необходимые для его размещения, будут определенны в процессе разработки проекта планировки территории (ППТ) и проекта межевания территории (ПМТ), с учетом выбора варианта прохождения трассы планируемого объекта транспортной инфраструктуры с применением оптимальных конструктивных решений, максимального сохранения существующей застройки и минимального изъятия земельных участков. Государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2024 годы» утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39, строительство автомобильной дороги регионального значения «Западный обход г. Ногинска» не предусмотрено, сроки разработки документации по планировке территории не определены.
Суд принимает во внимание, что согласно ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования РФ; документы территориального планирования субъектов РФ; документы территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктами 10.1 и 11 ст. ГрК РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с Законом Московской области № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области. Согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области.
Статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме в виде карт (ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
На картографическом материале, утверждаемом в составе генерального плана, отображаются, в том числе автомобильные дороги, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значение (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов капитального строительства. Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1,4 ст. 41 ГрК РФ). Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» п.1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и(или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч.2 данной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8, регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150 и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о прядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ», которые применялись в части не противоречащей ГрК РФ.
Из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и указанных инструкций, следует, что проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (п. 4 раздела 3.2.1. Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4. Инструкции РДС 30-201-98).
Таким образом, как следует из п. 5 ст. 1, частей 1,11,12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности посредством установления функциональных зон и отображение планируемого размещения объектов регионального значения.
Согласно части 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
По смыслу приведенной нормы, а также ч. 1 ст. 26, ст. 41,43 ГрК РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории транспортного обслуживания Московской области, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяется, а реализуется посредством документации по планировке территории, а также принятия решения и совершения действий, указанных в части 1 ст. 26 ГрК РФ.
При этом проект планировки территории, предусматривающий размещение, в частности, объектов регионального значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих или предоставленных физическим и юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение шести лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 12.6. ст. 45 ГрК РФ). Таким образом, ГрК РФ установлен порядок установления красных линий с даты утверждения проекта планировки территории и его предельные сроки действия.
Исходя из вышеуказанных положений ГрК РФ, отображение на картах генерального плана местоположения объектов регионального значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков. Однако, границы таких территории прорабатываются при подготовке документации по планировки территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает позицию Конституционного суда РФ, изложенную в определении от 25.02.2016 № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий, уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов субъектов РФ и муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Отображение местоположения линейного объекта на картографическом материале схеме территориального планирования транспортного обслуживании МО, являющейся составной частью генерального плана может не совпадать с проектом планировки территории при детальной разработке и установлении красных линий линейного объекта и не является документом устанавливающим красные линии с даты, установления которых вводятся ограничения в отношении земельного участка.
При указанных обстоятельствах и поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта не разработан, Государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2024 годы» утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39, строительство автомобильной дороги регионального значения «Западный обход г. Ногинска» не предусмотрено, сроки разработки документации по планировке территории не определены, красные линии, обозначающие планируемые границы территорий общего пользования и (или) предназначенных для размещения линейного объекта в установленном порядке не установлены, отображение на картах генерального плана местоположения линейного объекта носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этим объектом, которые прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, такое отображение по смыслу ЗК РФ и ГрК РФ не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов истца, являющегося правообладателем земельного участка.
С учетом вышеуказанных норм материального права и перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за ФИО1 права собственности на спорный земельный участок в границах, определенных экспертным заключением.
При этом, суд принимает во внимание, что СНТ «Берёзка» было организованно и зарегистрировано до принятия Федерального закона РФ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», истец является членом СНТ «Берёзка», спорный земельный участок входит в границу отвода СНТ «Берёзка» и истец имеет право на приобретение земельного участка № в собственность бесплатно.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1- удовлетворить.
Установить границы земельного участка № в СНТ «Берёзка», расположенного по адресу: Московская область, сельское поселение Стёпановское вблизи д. Пушкино, предоставленного в пользование ФИО1 площадью 738 кв.м. в соответствии со следующими координатами:
№ точки | Мера линий, м. | Х | Y |
1 | 472209.23 | 2242994.92 | |
2 | 21.00 | 472203.01 | 2242974.86 |
3 | 34.86 | 472236.22 | 2242964.25 |
4 | 21.47 | 472242.33 | 2242984.83 |
1 | 34.60 | 472209.23 | 2242994.92 |
Признать право собственности ФИО1 на земельный участок № в СНТ «Берёзка», расположенный по адресу: Московская область, сельское поселение Стёпановское вблизи д. Пушкино площадью 738 кв.м. в соответствии со следующими координатами:
№ точки | Мера линий, м. | Х | Y |
1 | 472209.23 | 2242994.92 | |
2 | 21.00 | 472203.01 | 2242974.86 |
3 | 34.86 | 472236.22 | 2242964.25 |
4 | 21.47 | 472242.33 | 2242984.83 |
1 | 34.60 | 472209.23 | 2242994.92 |
Решение суда является основанием для внесения сведений в ГКН и ЕГРН.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья К.А. Михайличенко
В окончательной форме решение суда принято 17 марта 2021 года.
Судья К.А. Михайличенко