ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-856/2013 от 07.02.2013 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2-856/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2013 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Югай А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на действия Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, о возложении обязанности осуществить кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с жалобой на действия Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю и просил признать незаконными решения от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 2500кв.м., категория земель категория земель - земли населённых пунктов, для строительства индивидуального
жилого дома, категория земель - земли населённых пунктов, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), местоположение установлено примерно в 220 м по направлению на юго-запад от ориентира
жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, одноквартирные жилые дома усадебного типа, мотивируя свои требования следующим.

Постановлением Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О предоставлении земельного участка ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома» заявителю предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 2 500 кв. м для строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населённых пунктов, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), местоположение установлено примерно в 220 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, одноквартирные жилые дома усадебного типа.

На основании этого постановления обществом с ограниченной ответственностью «Геос-Инфо» был составлен межевой план на земельный участок для постановки земельного участка на кадастровый учёт. Со всеми этими документами заявитель обратился в межрайонный отдел XXXX (г. Уссурийск) Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка. Однако решением № XXXX от ДД.ММ.ГГ был приостановлен кадастровый учет земельного участка заявителя. Из указанного решения следует, что между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости имеются противоречия. В настоящее время на территории г. Уссурийска и Уссурийского района действуют Правила землепользования и застройки, утверждённые Решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года № 104 «О Правилах землепользования и застройки земель муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район». В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны, а именно в «Иную зону» («Зона городских лесов» (ЕЛ 2) и «Жилую зону» («Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1»). В списке видов разрешённого использования, утверждённых для вышеперечисленных территориальных зон, разрешённое использование «для строительства индивидуального жилого дома, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), одноквартирные жилые дома усадебного типа» отсутствует ( нарушается ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ). Затем решением от 27.07. 2012 года № Ф01/12-35637 заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета. Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку при вынесении обжалуемого решения кадастровой палатой указано, что подлежат применению Правила землепользования и застройки с изменениями от 03 июня 2009 г., 25 февраля, 5 мая, 7 сентября 2010 г., 31 марта, 7 сентября 2011 г. Однако ни одна из редакций Правил, на которые ссылается кадастровая палата, не содержит в себе такой территориальной зоны как «Зона городских лесов» (ЕЛ 2). Указанная зона появляется лишь в редакции Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Думы Уссурийского городского округа от 22 декабря 2011 г. N 505-НПА, то есть уже после вынесения Администрацией Уссурийского городского округа постановления о предоставлении заявителю земельного участка под строительство. Таким образом, территориальная зона - Ж-2П, в которой находится предоставленный в аренду участок, а также разрешённое использование земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома, одноквартирные жилые дома усадебного типа, строго соответствовали Правилам землепользования и застройки, в редакции, действовавшей на дату оформления соответствующего постановления. Согласно п. 1.1 Решения Думы Уссурийского городского округа от 12 сентября 2012 года № 617-НПА «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утверждённых решением Думы муниципального образования город Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года № 104 «О правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа» действие настоящих Правил не распространяется на использование земельных участков, предоставленных для строительства до вступления в силу настоящих Правил. Заявитель просил восстановить пропущенный процессуальный срок подачи заявления о признании незаконным, и отмене решения Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, ссылаясь на то, что срок пропущен им по уважительной причине, поскольку в решения от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ не содержат в себе разъяснений о порядке и сроках обжалования. Кроме того, решение от ДД.ММ.ГГXXXX по месту жительства заявителя не направлялось, получил он его в межрайонном отделе XXXX г. Уссурийска филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю лишь ДД.ММ.ГГ.

В судебном заседании заявитель настаивал на своих требованиях, привел доводы аналогичные изложенным выше.

Представитель Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которого с требованиями заявителя не согласен по следующим основаниям. Заявителю была предоставлена возможность устранить допущенные нарушения в установленном действующим законодательством порядке. Трех месячный срок истек, заявитель не предпринял никаких мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства. В своем заявлении заявитель не просит признать незаконным решение о приостановлении кадастрового учета, из чего следует, что он с ним согласился. Решение от ДД.ММ.ГГXXXX «Об отказе в осуществлении кадастрового учета» было вынесено в связи с непоступлением от заявителя в орган кадастрового учета, заявлений и документов подтверждающих устранение установленных нарушений. В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета указано, что оно может быть обжаловано в судебном порядке. Законодательного документа обязывающего орган кадастрового учета прописывать в своих решениях порядок и сроки обжалования этих самых решений нет, а орган кадастрового учета в свою очередь не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Кроме этого, истец не утратил возможность в осуществлении кадастрового учета своего земельного участка. Для этого ему необходимо в любой момент подать в орган кадастрового учета заявления и документы по форме и содержанию соответствующие действующему законодательству.

Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Суд полагает возможным восстановить заявителю срок для обращения в суд, поскольку процессуальный срок пропущен им по уважительной причине, так как решение от ДД.ММ.ГГXXXX по месту жительства заявителя не направлялось, а было получено им в межрайонном отделе XXXX г. Уссурийска филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю ДД.ММ.ГГ. С указанным заявлением заявитель обратился ДД.ММ.ГГ

Как установлено судом заявителю на основании постановления Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О предоставлении земельного участка ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома» был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 2 500 кв. м для строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населённых пунктов, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), местоположение установлено примерно в 220 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX, одноквартирные жилые дома усадебного типа.

Заявитель обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, однако решением № XXXX от ДД.ММ.ГГ кадастровый учет земельного участка заявителя был приостановлен.

Из указанного решения следует, что между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости имеются противоречия. В настоящее время на территории г. Уссурийска и Уссурийского района действуют Правила землепользования и застройки, утверждённые Решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года № 104 «О Правилах землепользования и застройки земель муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район». В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны, а именно в «Иную зону» («Зона городских лесов» (ЕЛ 2) и «Жилую зону» («Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1»). В списке видов разрешённого использования, утверждённых для вышеперечисленных территориальных зон, разрешённое использование «для строительства индивидуального жилого дома, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), одноквартирные жилые дома усадебного типа» отсутствует ( нарушается ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ).

Затем Решением от 27.07. 2012 года № Ф01/12-35637 в осуществлении государственного кадастрового учета заявителю было отказано.

По смыслу частей 1 - 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (т.е. систематизированного свода сведений, в частности, об учтенном в соответствии с этим Законом недвижимом имуществе), с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества (действиями уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений) и с осуществлением кадастровой деятельности (выполнения управомоченным лицом - кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Законом, кадастровых работ - работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе).

Таким образом, данный закон регулирует вопросы учета объектов недвижимости. Основания же возникновения, осуществления и прекращения прав на эти объекты определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а в данном случае - также Земельным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 16 Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 этого Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно ч. 2 этой же статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных, указанных в этой статье сведений, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно пункту 2 части 2 ст. 27 Закона орган кадастрового учета в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами среди прочего является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Пунктом 4 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В решении № XXXX от ДД.ММ.ГГ о приостановлении кадастрового учета земельного участка, имеется ссылка на то, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок попадает в две территориальные зоны, а именно в «Иную зону» («Зона городских лесов» (ЕЛ 2) и «Жилую зону» («Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1»). В списке видов разрешённого использования, утверждённых для вышеперечисленных территориальных зон, разрешённое использование «для строительства индивидуального жилого дома, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), одноквартирные жилые дома усадебного типа» отсутствует.

Вместе с тем, орган кадастрового учета в своем решении и в представленном в суд отзыве не представил доказательств вхождения спорного земельного участка в зону (ЕЛ 2) («Зона городских лесов» и «Жилую зону» («Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1»). Заявителю земельный участок предоставлен под строительство индивидуального жилого дома по постановлению Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX «О предоставлении земельного участка ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома».

Из материалов дела усматривается, что на указанный земельный участок, ООО «Геос-Инфо» в установленном законом порядке был составлен межевой план.

Кроме того, городских лесов на спорном земельном участке не имеется, что подтверждается фотографиями, произведенными при межевании земельного участка, следовательно, в сведениях кадастрового учета о наличии в этом месте городских лесов имеется противоречие.

Таким образом, документы, представленные заявителем в Отдел кадастрового учета XXXX филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю соответствуют закону по форме и содержанию.

При таких обстоятельствах, отказ Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю в постановке указанного земельного участка на кадастровый учет является незаконным, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 214 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Восстановить ФИО1 срок для обращения в суд.

Признать незаконным решение Отдела кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГ № Ф01/12-35637 об отказе ФИО1 в постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 2500кв.м., категория земель категория земель - земли населённых пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населённых пунктов, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), местоположение установлено примерно в 220 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, одноквартирные жилые дома усадебного типа.

Обязать Отдел кадастрового учета XXXX Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю осуществить кадастровый учет земельный участок площадью 2500кв.м., категория земель категория земель - земли населённых пунктов, для строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населённых пунктов, зона жилой усадебной застройки в периферийной части г. Уссурийска и сельских населённых пунктов (Ж-2П), местоположение установлено примерно в 220 м по направлению на юго-запад от ориентира
жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, одноквартирные жилые дома усадебного типа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рогалев Е.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.