УИД: 42RS0009-01-2021-000230-96 Дело № 2-856/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кемерово 15 февраля 2021 года
Центральный районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе председательствующего Алхимовой А.Е.,
с участием помощника прокурора города Кемерово Эйзен О.В.,
истца ФИО1,
при секретаре Югай О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кемерово в интересах ФИО1 к Администрации города Кемерово о предоставлении жилого помещения, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Кемерово в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, **.**.**** года рождения, имеет статус лица из числа детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать ЛИЦО_10 умерла **.**.****, отец ЛИЦО_6 решением Федерального суда Заводского района г.Кемерово от **.**.**** лишен родительских прав.
Распоряжением органа опеки и попечительства управления образования Администрации г.Кемерово от **.**.****### над ФИО1 установлена опека. За ФИО1 закреплен жилой дом по адресу: ....
Распоряжением управления образования Администрации г.Кемерово от **.**.****### пункт о закреплении жилого помещения отменен.
Постановлением Администрации г.Кемерово от **.**.****###ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирована по адресу: ..., вместе со своей бабушкой ЛИЦО_7 Между тем, регистрация в указанном жилом помещении носит формальный характер, поскольку ФИО1 проживает в арендуемой квартире.
Таким образом, на момент предъявления настоящего иска у ФИО1 отсутствует жилое помещение, пригодное для проживания.
До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено.
В связи с чем, истец просит суд обязать Администрацию г.Кемерово предоставить ФИО1 однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 14 кв.м.
В судебном заседании помощник прокурора г.Кемерово Эйзен О.В. и истец ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Кемерово ФИО2, действующая на основании доверенности ### от **.**.****, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, а в случае удовлетворения исковых требований, установить срок исполнения решения суда до **.**.**** в порядке ст.206 ГПК РФ.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы искового заявления и возражений, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ст.1 Федерального закона 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст.5 Федерального закона 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные с абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральным законодательством определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
При этом нормы законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации (органом местного самоуправления, в случае наделения отдельными государственными полномочиями) списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования, и отдыха оздоровления детей, опеки и попечительства и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 134-ОЗ).
В соответствии со ст.1 Закона № 134-ОЗ настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п.1 ст.5 Закона № 134-ОЗ гражданам, указанным в ст.1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.3 ст.5 Закона № 134-ОЗ по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п.5 ст.5 Закона № 134-ОЗ).
Статья 50 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2015 г. № 274 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Таким образом, законодателем установлены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, к числу которых относится достижение ребенком возраста 18 лет.
При этом законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ЛИЦО_10 умерла **.**.****, отец ЛИЦО_6 решением Федерального суда Заводского района г.Кемерово от **.**.**** лишен родительских прав.
Распоряжением органа опеки и попечительства управления образования Администрации г.Кемерово от **.**.****### над ФИО1 установлена опека. За ФИО1 закреплен жило дом по адресу: ....
Распоряжением управления образования Администрации г.Кемерово от **.**.****### пункт о закреплении жилого помещения отменен.
Постановлением Администрации г.Кемерово от **.**.****###ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно сведениям, полученным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФИО1 не имеет объектов недвижимого имущества, принадлежащих ей на праве собственности.
Справкой ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» также подтверждается отсутствие сведений о наличии объектов недвижимого имущества по Кемеровской области, принадлежащих на праве собственности ФИО1
До настоящего времени жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения ФИО1 органом местного самоуправления не предоставлено.
При этом доказательства, исследованные в судебном заседании, с достоверностью свидетельствуют о наличии у ФИО1 права на получение жилого помещения в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы представителя ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, о том, что в настоящее время в жилищном фонде Администрации г.Кемерово отсутствует свободное специализированное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, для предоставления истцу, так как лимиты текущего года, доведенные Администрации г.Кемерово для обеспечения детей-сирот, распределены, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку реализация прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Ходатайство представителя ответчика об установлении разумного срока исполнения решения суда - до **.**.**** при удовлетворении исковых требований, по мнению суда, удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
В силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются немедленно после наступления предусмотренных указанным законом обстоятельств.
Кроме того, положения ст.206 ГПК РФ содержат правила об установлении в решении суда срока, в течение которого оно должно быть исполнено (часть 2). Однако установление срока исполнения решения суда предусмотрено лишь для тех категорий дел, решения по которым не связаны с передачей имущества или денежных сумм (часть 1).
Следовательно, указанная норма подлежит применению только тогда, когда возложенные судом на ответчика обязанности не связаны с передачей имущества или денежных сумм. Настоящим решением судом удовлетворено требование о возложении на ответчика обязанности совершить действия, связанные с передачей истцу имущества - квартиры, в связи с чем, положения ст.206 ГПК РФ к спорным правоотношениям неприменимы.
Ссылка в отзыве на исковое заявление на большие временные затраты для осуществления мероприятий, предусмотренных законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд при покупке жилого помещения истцу в силу необходимости соблюдения обязательного порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не может быть принята во внимание, поскольку предметом спора является решение вопроса о наличии или отсутствии у Администрации г.Кемерово обязанности обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда, а не порядок и сроки приобретения ответчиком таких жилых помещений. При этом в случае объективной необходимости и при наличии к тому оснований ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
Оценивая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает заявленные исковые требования о предоставлении жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора городаКемерово удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кемерово предоставить ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженке г.Кемерово, однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, расположенное на территории города Кемерово, общей площадью не менее 14 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Кемерово.
В мотивированной форме решение составлено 19.02.2021 года.
Судья: Алхимова А.Е.