УИД: 66RS0052-01-2023-001021-17
Гражданское дело № 2-856/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог Свердловской области 07 сентября 2023 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васковой О.Н.
при секретаре судебного заседания Махневой Е.А.,
с участием:
истца – ФИО1 ФИО14,
представителя истца – ФИО2 ФИО15 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – ФИО3 ФИО16.,
представителя третьего лица – ФИО4 ФИО17
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ФИО1 ФИО18 к государственному казенному учреждению Свердловской области «Сухоложское лесничество» о признании права на заготовку древесины, включении в список,
установил:
ФИО1 ФИО19 обратилась с исковым заявлением в суд, с учетом уточнения просит признать незаконным решение директора ГКУСО «Сухоложское лесничество» о возврате заявления истца о предоставлении права на заготовку древесины для собственных нужд с целью возведения жилого дома без учета периодичности/вне очереди по причине пожара, в объеме № куб.м.; признать за истцом право на заготовку древесины для собственных нужд с целью возведения жилого дома без учета периодичности/вне очереди по причине пожара на земельном участке, в объеме не более № куб.м., в том числе деловой древесины № куб.м.; обязать директора ГКУСО «Сухоложское лесничество» ФИО3 ФИО20 включить истца в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд с целью возведения жилого дома по причине пожара на земельном участке без учета периодичности/вне очереди по причине пожара, в объеме не менее № куб.м. с последующим заключением с ФИО1 ФИО21 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; предоставить ФИО1 ФИО22 право выбора на заготовку древесины для собственных нужд в пределах территории лесных насаждений Курьинского участкового лесничества.
В обоснование иска указано, что ФИО1 ФИО23 обратилась с заявлением в ГКУСО «Сухоложское лесничество» о включении ее в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд в размере не менее № куб.м. для строительства дома, без учета периодичности вне очереди, по причине пожара, произошедшего на ее земельном участке 25.03.2023. В результате пожара жилой дом уничтожен полностью, восстановлению не подлежит. Ранее ФИО1 ФИО24 не использовала свое право на заготовку древесины для собственных нужд. Директором ГКУСО «Сухоложское лесничество» ФИО3 ФИО25 принято решение о возврате заявления. При этом ФИО1 ФИО26 была включена в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, в объеме № куб.м., для возведения иных строений, за исключением жилых домов. Истец обратилась в ГКУСО «Сухоложское Лесничество» с заявлением об исключении ее из очереди на получение древесины, поскольку предоставленный объем древесины в размере № м.куб не сможет ей обеспечить возможность возвести новый жилой дом, а также по причине удаленности лесных насаждений. Считает, что решение директора ГКУСО «Сухоложское Лесничество» ФИО3 ФИО27 о возврате заявления ФИО1 ФИО28 о включении ее в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, а именно для строительства жилого дома, уничтоженного в результате пожара, является незаконным и нарушающим ее законные права и интересы.
Истец ФИО1 ФИО29 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что обращалась с двумя заявлениями, должны выделить, так как дом сгорел.
Представитель истца ФИО2 ФИО30 в судебном заседание поддержала исковые требования в полном объеме, указала, что дом сгорел полностью, поэтому истец должна быть включена в список без учета периодичности вне очереди. Пояснила, что истца ввели в заблуждение. Также истцу должно быть предоставлено право выбора лесничества.
Представитель ответчика ФИО3 ФИО31 исковые требования не признал, пояснил, что при предоставлении надлежаще оформленного заявления и приложенных документов, заявление будет рассмотрено. Поддержал доводы письменного отзыва на иск, в котором указал, что ФИО1 ФИО32 обратилась в ГКУ СО «Сухоложское лесничество» с заявлением о включении в список и прилагаемыми документами вх. № от ДД.ММ.ГГГГ в журнале регистрации на реконструкцию жилого дома пострадавшего в результате пожара, предоставив справку МЧС № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую повреждения жилого дома по адресу <адрес>. В своем заявлении указала, что имеет желание воспользоваться своим правом в Грязновском участковом лесничестве. Заявление и пакет документов были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о включении в список, ФИО1 ФИО33 была извещена должным образом ДД.ММ.ГГГГ, пакет документов ФИО1 ФИО34 был передан в Грязновское участковое лесничество для отвода и подготовки проекта договора купли - продажи лесных насаждений. В настоящее время ФИО1 ФИО35 уже могла реализовать свое право на заготовку древесины, однако на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ ее представителя ФИО2 ФИО36 об исключении из списка было подготовлено и вручено решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из Списка граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд. Представителем истца было подано заявление на предоставление древесины для возведения нового жилого дома, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ в журнале регистрации. Заявление и пакет прилагаемых документов были рассмотрены и вынесено решение о возврате заявления и приложенных к нему документов, Решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было вручено лично ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении были указаны объемы подлежащей заготовке древесины, превышающие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области. Согласно действующего областного лесного законодательства, а именно N 2-ОЗ от 17.02.2017 "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области", принятым Законодательным Собранием Свердловской области 14.02.2017, подпункт 1 части 1 статьи 3 изложен в следующей редакции: не более 100 кубических метров древесины, в том числе деловой древесины не более 85 кубических метров, на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в 40 лет - для возведения жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства. Таким образом, в своих исковых требованиях истец превышает нормативы заготовки. Все требования нормативно правовых актов лесного, а именно областного, законодательства со стороны ГКУ СО «Сухоложское лесничество» при рассмотрении и вынесении решений в отношении ФИО1 ФИО37 были соблюдены (л.д.86-88).
Представитель третьего лица начальник ОНД и ПР ГО Сухой Лог, ГО Богданович УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области ФИО4 ФИО38 в судебном заседании указал, что при пожаре дом уничтожен полностью не был, стены повреждены.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласного которого просили в удовлетворении иска отказать. Указали, что решение ГКУ СО «Сухоложское лесничество» об отказе в предоставлении древесины для собственных нужд является обоснованным и вынесенным в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, принято в связи с превышением допустимого норматива для заготовки древесины, что также находит подтверждение в доводах иска. Восстановление нарушенного права на заготовку древесины возможно путем подачи заявления на заготовку древесины с указанием надлежащих нормативов и объемов заготовки древесины гражданами для собственных нужд. А также указали, что истец ссылается на Закон от 31.12.2007 № 152-ОЗ в недействующей редакции от 22.10.2009. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица (л.д.106-108, 118-119).
Определением суда от 16.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена ФИО40 в лице законных представителей ФИО1 ФИО41, ФИО5 ФИО42
Третьи лица ООО «ЭКСПЕРТ», законные представители ФИО9 – ФИО1 ФИО43 ФИО5 ФИО44, извещенные судом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, участие своих представителей не обеспечили, ходатайств и отзывов не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, природопользование, жилищное, земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "в", "г", "д", "к" части 1).
Согласно Лесному кодексу Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (часть 1 статьи 6); при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий подлежат определению в соответствии с земельным законодательством (статья 8). Следовательно, такие лесные участки могут находиться также в собственности других, помимо Российской Федерации, участников лесных отношений - субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
Статья 25 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливая виды использования лесов, не определяет их перечень исчерпывающим образом (часть 1) и допускает использование лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных ее частью 1, в том числе для заготовки древесины, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 2). Заготовка древесины, в свою очередь, может осуществляться либо в качестве предпринимательской деятельности, регулируемой статьями 29 и 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, либо в соответствии с его статьей 30 - гражданами для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, по общему правилу, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, такие лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 данной статьи); при этом древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами (части 1, 2, 4 и 4.1).
Согласно части 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Определяя в рамках указанных полномочий нормативы и порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд, субъекты Российской Федерации должны принимать во внимание состояние лесных насаждений на конкретных территориях - причем как на лесных участках в составе земель лесного фонда, т.е. находящихся в федеральной собственности (за исключением лесных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и на лесных участках, находящихся в собственности самих субъектов Российской Федерации, - и одновременно решать социальные задачи по созданию для граждан, проживающих на этих территориях, достойных условий проживания, включая удовлетворение их потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства.
Законом Свердловской области от 03.12.2007 № 152-ОЗ "О порядке и нормативах заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд" (далее – Закон № 152-ОЗ) устанавливаются порядок и нормативы заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд на территории Свердловской области.
В соответствии с п.1 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ граждане, которым необходимо осуществить заготовку древесины для собственных нужд на территории Свердловской области в соответствии с частью первой или второй пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, в целях заготовки древесины, указанных в подпунктах 1 - 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона, подают заявления о включении в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности Свердловской области, а также на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных федеральным законом, передано органам государственной власти Свердловской области, - в уполномоченный орган по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области;
Согласно п.2 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ в заявлениях о включении в список указываются сведения, перечень которых устанавливается уполномоченным органом по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
К заявлениям о включении в список прилагаются документы, подтверждающие нуждаемость граждан, подавших заявления о включении в список, в заготовке древесины в целях, указанных в подпунктах 1 - 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона. Перечень указанных документов устанавливается уполномоченным органом по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
В силу п. 3 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ по результатам рассмотрения заявления о включении в список и документов, прилагаемых к заявлению о включении в список, органом, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, принимается решение о включении гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, или решение об отказе во включении гражданина в такой список.
В решении об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, должны содержаться основания такого отказа. Решение об отказе во включении гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, принимается в случае:
1) если заявление о включении в список подано гражданином, не имеющим на это полномочий;
2) если в заявлении о включении в список указаны объемы подлежащей заготовке древесины, превышающие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области, установленные подпунктах 1 - 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона;
3) если не соблюдена периодичность заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленная подпунктах 1 - 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона;
4) если к заявлению о включении в список не приложены документы, указанные в части второй пункта 2 настоящей статьи;
5) если представлены документы, которые не подтверждают нуждаемость гражданина, подавшего заявление о включении в список, в заготовке древесины в целях, указанных в подпунктах 1 - 2 и 4 части первой статьи 3 настоящего Закона;
6) если заявление о включении в список подано гражданином, не проживающим на территории Свердловской области;
7) если заявление о включении в список подано гражданином, включенным в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд;
8) если сведения о гражданине включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Согласно п.4 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ решение о включении гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, или решение об отказе во включении гражданина в такой список должно быть принято органом, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, не позднее чем через 30 дней со дня подачи заявления о включении в список. Орган, указанный в подпункте 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение, заверенную копию принятого решения в течение семи дней со дня его принятия.
Включение гражданина в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, осуществляется в порядке очередности исходя из времени подачи заявления о включении в список.
В силу п. 11 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ Договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд заключаются с гражданами, включенными в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, в порядке очередности исходя из времени включения таких граждан в этот список. Вне очереди такие договоры заключаются с гражданами в случае, указанном в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Разрешения на заготовку древесины для собственных нужд выдаются гражданам, включенным в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, в порядке очередности исходя из времени включения таких граждан в этот список. Вне очереди такие разрешения выдаются гражданам в случае, указанном в части второй статьи 3 настоящего Закона.
В соответствии со ст.3 Закона № 152-ОЗ нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области устанавливаются в следующих размерах:
1) не более 100 кубических метров древесины, в том числе деловой древесины не более 85 кубических метров, на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в 40 лет - для возведения жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или садоводства(в ред. от 22.03.2018);
1-1) не более 25 кубических метров древесины, в том числе деловой древесины не более 20 кубических метров, на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в 25 лет - для возведения иных строений, за исключением жилых домов;
2) не более 25 кубических метров деловой древесины на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в десять лет - для реконструкции и (или) ремонта строений;
3) 0,26 кубического метра дровяной древесины на 1 квадратный метр общей площади помещения, но не более 20 кубических метров дровяной древесины на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в год - для отопления жилых помещений, не имеющих центрального отопления;
3-1) не более 10 кубических метров дровяной древесины на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в год - для топки печей в банях, расположенных на земельных участках, на которых находятся жилые дома;
4) не более 2 кубических метров древесины на одиноко проживающего гражданина или семью один раз в три года - для иных собственных нужд.
В случае, если в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, совершения административных правонарушений или преступных деяний были уничтожены и (или) повреждены строения, заготовка гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области для возведения жилых домов, иных строений, реконструкции и (или) ремонта строений осуществляется без учета периодичности, установленной в подпунктах 1, 1-1 и 2 части первой настоящей статьи.
Как установлено в судебном заседании, собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нем жилого дома являются ФИО1 ФИО45ФИО9 (л.д.15-22, 81-83).
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОНДиПР ГО Сухой Лог поступило сообщение по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в результате пожара огнем уничтожена крыша дома, потолочные перекрытия, а также повреждены надворные постройки и стены дома.
Справкой ГУ МЧС России по Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт возникновения пожара частного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 28-29).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО46 обратилась в ГК СО «Сухоложское лесничество» с заявлением о включении её в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд на территории участкового лесничества Грязновское, древесина, в объеме № куб.м., в т.ч. деловой – № куб.м. для собственных нужд: возведение жилых домов на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ директором ГКУ СО «Сухоложское лесничество» ФИО3 ФИО47 направлен ответ на заявление ФИО1 ФИО48 за №, в котором указано, что, руководствуясь пп.2 п.3 ст. 2-1 Закона Свердловской области № 152-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами, проживающими на территории Свердловской области, древесины для собственных нужд», лесничеством принято решение о возврате заявления и приложенных к нему документов в связи с тем, что в заявлении указаны объемы подлежащей заготовке древесины, превышающие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Свердловской области, установленные подпунктах 1-2 и 4 части первой ст. 3 Закона СО № 152-ОЗ (л.д. 25).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГК СО «Сухоложское лесничество» с заявлением об исключении из очереди на получение древесины в размере № куб.м. с целью ремонта строений (л.д. 26). В этот же день директором ГКУ СО «Сухоложское лесничество» ФИО3 ФИО49 вынесено решение об исключении ФИО1 ФИО50 из списка граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд (л.д. 27).
В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснила, что ходила вместе с ФИО1 ФИО51 писать заявления. Было написано два заявления на №.м и №.м. На №.м. заявление удовлетворили, но написали заявление об отказе. После возврата заявления на №.м больше не обращались с заявлением о включении в список.
Из исследованных материалов дела, судом установлено, то ФИО1 ФИО52 обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список граждан имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, в объеме №.м, в том числе деловой № куб.м., без учета периодичности. К указанному заявлению приложена справка ГУ МЧС России по Свердловской области, подтверждающая факт возникновения пожара.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в заявлении ФИО1 ФИО53 указаны объемы древесины, превышающие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленные ст.3 Закона № 152-ОЗ, что в соответствии с пп.2 п. 3 ст. 2-1 Закона № 152-ОЗ является основанием для принятия решения об отказе во включении в список. Заявление ФИО1 ФИО54. рассмотрено в установленные сроки, в ответе указаны основания принятого решения о возврате заявления.
Требование истца о возложении на ответчика обязанности включить ФИО1 ФИО55 в список граждан, имеющих право на заготовку древесины для собственных нужд, также не подлежит удовлетворению, так как законодателем предусмотрен определенный порядок включения граждан в указанный список, а также перечень прилагаемых к нему документов. Перечень указанных документов устанавливается уполномоченным органом по управлению лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО56 к государственному казенному учреждению Свердловской области «Сухоложское лесничество» о признании права на заготовку древесины, включении в список, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд, в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области ФИО6