ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-857/2021 от 06.10.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

УИД: 61RS0033-01-2021-001339-66

Дело №2-857/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Кагальницкая 6 октября 2021 года

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаяна Э.А., при секретаре судебного заседания Чайковской Е.И.,

с участием помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Сквирко Р.В.,

представителя Администрации Кагальницкого сельского поселения ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кагальницкого сельского поселения, администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения, третьему лицу – Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование иска указал следующее. Прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой в деятельности администрации Кагальницкого района выявлены нарушения в данной сфере. Проведенной прокуратурой Кагальницкого района с участием специалистов Северо-Кавказского управления Ростехнадзора осмотра гидротехнических сооружений находящихся на территории Иваново-Шамшевского сельского поселения установлено, что на территории данного поселения расположен комплекс гидротехнических сооружений пруда руслового «<данные изъяты>), которое находиться на территории двух муниципальных образований Иваново-Шамшевского и Кагальницкого сельских поселений. Данный комплекс ГТС не числится в собственности названных муниципальных образований, а так же в собственности третьих лиц, то есть является бесхозяйным. По результатам проведенной проверки установлено, что данный комплекс ГТС до настоящего времени не имеет собственника, администрацией Кагальницкого района меры по принятию его на учет в качестве бесхозяйного не приняты. Меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Требования представления, внесенного прокуратурой Кагальницкого района главе администрации Кагальницкого района о необходимости постановки на учет гидротехнического сооружения, не исполнено, нарушения не устранены. Наличие на территории двух муниципальных образований Иваново-Шамшевского и Кагальницкого сельских поселений объекта повышенной опасности гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, свидетельствует о неисполнении органами местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения, в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельских поселений.

Изменив первоначальные исковые требования, прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил обязать администрации Кагальницкого и Иваново-Шамшевского сельских поселений Кагальницкого района Ростовской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества 1 комплекса гидротехнических сооружений пруда руслового <данные изъяты>

В судебном заседании старший помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Сквирко Р.В. поддержал измененные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель Администрации Кагальницкого сельского поселения ФИО1, иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств в суд не представил.

Представитель третьего лица - Северо-Кавказского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором требования прокурора поддержал в полном объеме и просил судебное заседание без их участия.

В порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя Администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения и представителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Кагальницкого района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности комплекса гидротехнических сооружений пруда руслового «<данные изъяты>

В результате проведенной проверки было установлено, что указный комплекс гидротехнических сооружений, расположен на территории двух муниципальных образований Иваново-Шамшевского и Кагальницкого сельских поселений. При этом указанный комплекс ГТС не числится в собственности указанных муниципальных образований, следовательно, является бесхозяйным.

Прокуратурой Кагальницкого района в адрес главы администрации Кагальницкого района было внесено представление от 16.02.2021 года, с требованием о принятии мер по принятию комплекса гидротехнических сооружений пруда руслового <данные изъяты>) на учет в качестве бесхозяйного имущества (л.д.5-6).

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 931 от 10 декабря 2015 года "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Согласно пункту 4, 5 указанного Приказа принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

На основании п. 5 вышеуказанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 7 Порядка при нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

В соответствии с положениями статьи 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

К вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что комплекс гидротехнических сооружений пруда руслового «Желтый», расположен на территории двух муниципальных образований Кагальницкого сельского поселения и Иваново-Шамшевского сельского поселения. Таким образом, именно данные муниципальные образования, в соответствии ч. 3 ст. 225 ГК РФ и с пунктом 7 Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, обязаны принимать на учет бесхозяйные недвижимые вещи, расположенных в граница указанных поселений, с указанием наименования другого муниципального образования.

Из материалов дела следует, что у вышеуказанного комплекса гидротехнических сооружений отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию гидротехнических сооружений (нарушение статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ).

Доказательств, принадлежности спорного комплекса ГТС к федеральной собственности не представлено.

Меры в отношении спорного комплекса ГТС не осуществляются по причине не реализации муниципальными образованиями Кагальницкого сельского поселения и Иваново-Шамшевского сельского поселения предусмотренной действующим законодательством обязанности по обращению в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Постановка на учет ГТС в качестве бесхозяйного не возлагает на органы местного самоуправления полномочия, связанные с проведением мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, не предусмотренные действующим законодательством.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанного объекта не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона № 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.

Несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ввиду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, администрацией Кагальницкого сельского поселения и администрацией Иваново-Шамшевского сельского поселения не принимаются меры по постановке на учет спорного ГТС в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке на баланс муниципального образования, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из части 3 статьи 225 ГК РФ.

В связи с вышеизложенным, суд считает заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Кагальницкого района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кагальницкого сельского поселения, администрации Иваново-Шамшевского сельского поселения, третьему лицу – Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйное недвижимое имущество – удовлетворить.

Обязать Администрацию Кагальницкого сельского поселения и Администрацию Иваново-Шамшевского сельского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлениями о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества 1 комплекса гидротехнических сооружений пруда руслового «Желтый», расположенного по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, Иваново-Шамшевское сельское поселение, 7 км. ЮЗ ст. Кагальницкая.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.А. Исаян

Мотивированный текст решения изготовлен 13 октября 2021 года.