ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-857/2022 от 21.06.2022 Железногорского городского суда (Красноярский край)

№ 2-857/2022

24RS0016-01-2022-000315-33

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железногорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кызласовой Т.В.,

при помощнике судьи Калашниковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств вследствие наступления обстоятельств влекущих прекращение оказания ему государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, предоставленных ему в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, излишне выплаченных получателю, вследствие наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему государственной помощи и досрочного расторжения социального контракта в размере 250 000 рублей, а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 5700 рублей. Мотивируя свои требования тем, что в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Устава краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее – КГКУ «УСЗН»), утвержденного приказом министерства социальной политики Красноярского края от 10.06.2021 № 477-ОД КГКУ «УСЗН является юридическим лицом и выступает истцом в судах общей юрисдикции в соответствии законодательством Российской Федерации. Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной помощи». В соответствии с подпунктом 2 Порядка право на государственную социальную помощь имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане и малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». При реализации мероприятия, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 250 000 рублей для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. ФИО1 обратился в КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи от 31.05.2021 с целью получения единовременной денежной выплаты для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, необходимой для преодоления трудной жизненной ситуации, возникшей вследствие длительной безработицы. Ответчик планировал организовать производство по пескоструйной «амбразивной» очистке и антикоррозийной защите различных материалов, эксплуатирующийся в агрессивной среде. Решением от 07.06.2021 № 11 ответчику была назначена государственная социальная помощи как малоимущему одиноко проживающему гражданину. На основании принятого решения, 15.06.2021 с ответчиком был заключен контракт № 71-02-0011 по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, на организацию производства по пескоструйной (абразивной) очистке антикоррозийной защите различных материалов, эксплуатировавшийся в агрессивной среде, направленное на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Решением от 15.06.2021 ФИО1 назначена ГСП в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей. В соответствии с приложением № 1 к контракту были утверждены мероприятия по социальной адаптации ответчика. По условиям подпункта 3 пункта 4.1 раздела 4 контракта заявитель обязан приобрести в период действия контракта основные средства, материально- производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от размера единовременной денежной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1 контракта), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление (КГКУ «УСЗН») подтверждающие документы. Согласно подпункту 11 пункта 41 раздела 4 контракта ответчик обязался представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление (КГКУ «УСЗН») лично, посредством почтового отправления либо вправления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом и ПСА, по форме согласно приложению № 2 к контракту. В соответствии с приложением № 3 к контракту ответчик обязался приобрести на 250 000 рублей следующее оборудование, материально-технические запасы и имущественные обязательства: пескоструйный аппарат PS-75 (влагомаслоотделитель, бак, сито, крышку, соплодержатель, затвор шиберный/универсальный); рукав пескоструйный 25-5/10 п.м.; крабовое соединение CQP- 1 шт.; сопло держатель NHP-1 шт.; сопло Вентури 5,0/6,4 мм - 1 шт.; клапан дистанционного управления КПДУ (клапан, клавиша, рукав сдвоенный TWIN 5/10 п.м.; средства индивидуальной защиты (комбинезон пескоструйщика - 1шт, краги - 1 пара, пескоструйный шлем- 1 шт, фильтр воздушный для дыхании оператора- 1 шт, рукав кислородный (подключение шлема с фильтром)-5/10п.м.; рукав пневматический Г-18/19 (подключение ФД от компрессора)- 5/10 п.м; песок кварцевый (абразивный порошок); металлопрокат (лист, уголок, труба профильная, круг, квадрат); пиломатериал; аренда помещения. После заключения контракта, платежным поручением от № 805154 КГКУ «УСЗН» перечислило ответчику единовременную выплату государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, указанный им в заявлении о назначении государственной социальной помощи. Мероприятия, предусмотренные пунктами с 2,3,4 пункта 2 программы социальной адаптации, в установленные сроки ответчиком исполнены не были. Ответчик не представил в КГКУ «УСЗН» отчет о выполнении мероприятий ПСА и подтверждающих документы о приобретении оборудования, материально-технических запасов иного имущества и имущественных обязательств. В соответствии с подпунктами 5,6 пункта 3.2.2 раздела 3 контракта, невыполнение заявителем мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки и ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом и ПСА, по форме согласно приложению № 2 к контракту влечет принятие КГКУ «УСЗН» решения прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке в течение 10 дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств. Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракт № 11 было принято 07.06.2021 в связи с непредставлением получателе ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом программы социальной адаптации. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракта от 17.08.2021 № 7101452021000012 получено ответчиком 17.08.2021. Дополнительно, 10.11.2021 ответчиком получено уведомление КГКУ «УСЗН» о возврате денежных средств от 09.11.2021 № 80/1/12-1887, которое осталось без ответа.

На основании изложенного истец просит взыскать с ФИО1 излишне выплаченные денежные средства, вследствие наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта в размере 250 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной помощи в размере 5700 рублей.

Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении без ее участия, не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, против чего представитель истца не возражал.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п.1)

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п.2)

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п.3).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (п.1)

Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (п. 2)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (п.3).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи", получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.1)ю

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.2).

Согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи", государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В судебном заседании установлено, что 31.05.2021 ФИО1 обратился в КГКУ «Управление социальной защиты населения» с заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (л.д. 26-34).

Решением от 07.06.2021 № 11 ФИО1 была назначена государственная социальная помощь как малоимущему одиноко проживающему гражданину (л.д. 37).

15.06.2022 между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и ФИО1 заключен социальный контракт (л.д. 38-51), предметом которого является сотрудничество между КГКУ «Управление социальной защиты населения» и Заявителем по реализации мероприятий (действий направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Заявителя, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) (л.д.38-51).

Согласно подпункта 3 пункта 4.1 раздела 4 контракта заявитель обязан приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов от размера единовременной денежной выплаты, предусмотренного пунктом 2.1 контракта), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление (КГКУ «УСЗН») подтверждающие документы.

Согласно подпункту 11 пункта 4.1 раздела 4 контракта заявитель обязался представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в Управление (КГКУ «УСЗН») лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к контракту.

Мероприятия, предусмотренные пунктами 2,3,4 пункта 2 программы социальной адаптации в установленные сроки ответчиком исполнены не были. Ответчик не представил КГКУ «Управление социальной защиты населения» отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации и подтверждающих документы о приобретении оборудования, материально-технических запасов иного имущества и имущественных обязательств.

В соответствии с подпунктами 5,6 пункта 3.2.2 раздела 3 контракта, невыполнение заявителем мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации, полном объеме в установленные сроки и ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к контракту влечет принятие КГКУ «Управление социальной защиты населения» решения о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракта в односторонне порядке в течение 10 дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств.

17.08.2021 было принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении контракт № 11 от 07.06.2021, в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных контрактом программы социальной адаптации.

Требование КГКУ «Управление социальной защиты населения» от 09.11.2021 о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, оставлено ФИО1 без внимания.

В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства, возникшие из договора и иных предусмотренных законом оснований, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Ответчик в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представил в суд возражения по размеру заявленной ко взысканию необоснованно полученной социальной помощи, а также доказательства, подтверждающие возмещение суммы необоснованно обогащения.

В связи с чем суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком нарушены условия принятых на себя обязательств, в силу достигнутого соглашения в таком случае он обязан возвратить полученные денежные средства.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Поскольку исковые требования КГКУ «Управление социальной защиты населения» удовлетворены, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5700 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» 250 000 рублей, а также государственную пошлину 5700 рублей, а всего 255 700 рублей.

Разъяснить ответчику право в семидневный срок со дня получения копии заочного решения обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотра, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Ответчиком заочного решения суда может быть обжаловано в апелляционной порядке в течении одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Кызласова Т.В.

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2022 года.