ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-858/20 от 22.07.2020 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД 21RS0024-01-2020-000429-86

№2-858/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2020 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Горшковой Н.И., при секретаре судебного заседания Музякове И.А.,

участием представителя истца – старшего помощника Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики ФИО1,

представителя ответчика – ФИО2,

представителя ответчика и третьего лица – ФИО3,

представителя третьего лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, ФСИН России о возложении обязанности обеспечить дежурную смену отдела безопасности горячим питанием,

установил:

Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики обратился в суд с иском к ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, ФСИН России о возложении обязанности обеспечить дежурную смену отдела безопасности горячим питанием.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проводилась проверка порядка организации питания сотрудников ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике в составе дежурной смены, в ходе которой выявлены нарушения прав сотрудников дежурной смены отдела безопасности по обеспечению горячим питанием ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике, в нарушение п. 8 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Министерства Юстиции РФ N 252-дсп от 13.07.2006, дежурная смена отдела безопасности не обеспечивается горячим питанием.

В судебном заседании представитель истца – ФИО1 поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, вновь приведя их суду.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, указав, что согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 года N 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» не предусмотрено продовольственное обеспечение лиц, входящих в состав дежурных смен. Приказом ФСИН РФ от 24.09.2019 г. № 818 утвержден Порядок продовольственного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ и некоторых других категорий лиц, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях. Данный приказ регламентирует достаточно много моментов продовольственного обеспечения в системе УИС. Продовольственное обеспечение, планирование и организация питания сотрудников осуществляются продовольственной службой учреждения УИС. Основанием для продовольственного обеспечения являются расчеты потребности в продовольствии, которые составляются в соответствии с п. 3 Порядка № 818. Согласно п. 5 Порядка № 818 обеспечиваются питанием по временной норме продовольственного пайка, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 13.06.2018 №501 "Об установлении Временной нормы продовольственного пайка для сотрудников уголовно исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи, сухого пайка и одноразового (промежуточного) рациона питания для сотрудников уголовно-исполнительной системы". А именно, это сотрудники: привлекаемые для пресечения (ликвидации) чрезвычайных обстоятельств на объектах УИС, в соответствии с расчетами планов действий территориальных органов ФСИН при чрезвычайных обстоятельствах; командированные решением директора ФСИН, с учетом времени нахождения в пути, выполняющие в круглосуточном режиме специальные задачи, связанные с розыском и задержанием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, совершивших побег из-под охраны, освобождением лиц, захваченных и удерживаемых в качестве заложников на объектах УИС, пресечением захвата административных зданий территориального органа ФСИН и подведомственных ему учреждений УИС, отражением вооруженного нападения на учреждения (объекты) УИС. Как видно, сотрудники дежурной смены не указаны среди этих лиц. Штатная численность учреждения по состоянию на 24.07.2020 составляет 209 единиц, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с 31.01.2020 по 24.07.2020 заявлений, обращений об обеспечении бесплатным горячим питанием сотрудников отдела безопасности, либо сотрудников входящих в состав дежурной смены, граждан, пенсионеров УИС в учреждение не поступало.

Представитель ответчика и третьего лица – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указывая на то, что круг лиц, права которых могли бы быть нарушены, по настоящему делу определяем, в связи с чем исковое заявление подано прокурором не в порядке ст. 45 ГПК РФ, а в ее нарушение. В соответствии со ст.71 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", сотруднику, проходящему службу в особых условиях в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдается продовольственный паек по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации; порядок и нормы продовольственного обеспечения курсантов и слушателей образовательных организаций федерального органа уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом ст.35 указанного федерального закона под прохождением службы в особых условиях предполагает привлечение сотрудников для прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций, которое осуществляется в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Однако, ежедневное несение службы сотрудниками, входящими в состав дежурной смены, прохождением службы в особых условиях не является. Регулирование правоотношений, связанных со службой в УИС определяется, в том числе Федеральным законом от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместе с тем, льготы по обеспечению дежурной смены бесплатным горячим питанием Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ также не предусмотрены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 946 утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время. Перечень лиц, поименованных в примечаниях к норме № 1 (общевойсковой паек), утвержденной Постановлением № 946, является исчерпывающим. Во исполнение Постановления № 946 ФСИН России приняты следующие нормативные правовые акты, регламентирующие продовольственное обеспечение сотрудников: приказ ФСИН России от 09.12.2008 № 685, приказ ФСИН России от 13.06.2018 № 501, приказ ФСИН России от 24.09.2019 № 818. Однако ни один из вышеуказанных нормативных правовых актов, равно как и положения приказа Минюста России от 13.07.2006 № 252-ДСП, не определяют порядок обеспечения горячим питанием лиц, входящих в состав дежурной смены, а также нормы (состав, объем, периодичность) питания соответствующей категории сотрудников. Полномочия по утверждению отдельной нормы питания для лиц, входящих в состав дежурной смены, либо дополнительных категорий питающихся, на которых распространяются нормы продовольственного обеспечения, утвержденные Постановлением № 946, ФСИН России не предоставлены. Кроме того, возможность обеспечения указанной категории сотрудников бесплатным горячим питанием ограничена в связи с отсутствием штатной численности поварского и обслуживающего персонала, а также объектов, предназначенных для приготовления пищи и организации питания сотрудников, входящих в состав дежурной смены, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Обеспечение бесплатным горячим питанием лиц дежурной смены возможно исключительно при наличии соответствующего нормативного правового акта, устанавливающего данное расходное обязательство федерального бюджета и определяющего нормативные затраты на его реализацию. Приказ Минюста России от 13.07.2006 № 252-ДСП в оспариваемой части противоречит имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам. Исходя из контекста содержания искового заявления прокуратуры по надзору и его требований не понятно, за счет каких источников финансирования будет осуществляться обеспечение бесплатным горячим питанием, а также объем, процедура и периодичность его обеспечения. Также не указаны нормы закона, которые позволят исполнить ФКУ ИК-4 УФСИН данное решение. Обеспечение продовольствием лиц, входящих в состав дежурной смены, нормативными документами не предусмотрено. Положения приказа Минюста России от 13.07.2006 № 252-ДСП также не определяют порядок обеспечения горячим питанием лиц, входящих в состав дежурной смены, а также нормы (состав, объем, периодичность) питания соответствующей категории. Указанный правовой пробел приведет к невозможности исполнения (при его вынесении) решения суда (по порядку обеспечения, источнику финансирования, нормам, составу, объему и периодичности обеспечения бесплатным горячим питанием).

Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указывая на то, что в настоящее время в Управлении режима и надзора ФСИН России проводится работа по внесении изменений в положение ФСИН, утвержденное приказом Президента РФ, в части наделения ФСИН полномочиями по определению порядка осуществления надзора за лицами, содержащихся в учреждениях. После внесения положений ФСИН России, утвержденный приказом Президента РФ от 13.10.2004, приказ Минюста РФ №252-ДСП будет признан утратившим силу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой проводилась проверка порядка организации питания сотрудников ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике в составе дежурной смены, в ходе которой выявлены нарушения прав сотрудников дежурной смены отдела безопасности по обеспечению горячим питанием ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Чувашской Республике, в нарушение п. 8 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Министерства Юстиции РФ N 252-дсп от 13.07.2006, которым предусмотрено, что дежурная смена должна обеспечиваться горячим питанием.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что в соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства Юстиции РФ N 252-дсп от 13.07.2006 "Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, дежурные смены должны обеспечиваться бесплатным горячим питанием.

Оценивая доводы истца в данной части, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением в органах уголовно-исполнительной системы, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника уголовно-исполнительной системы регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Приказом Минюста РФ от 06 июня 2005 года N 76 об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной Приказом Минюста России от 13.07.2006 года N 252-дсп регламентирован порядок организации и осуществления надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России.

Продовольственное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы организуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".

Указанным постановлением утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время; перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на территориях которых в мирное время выдается продовольственный паек.

Ни в данном Постановлении Правительства РФ, ни в нормативных правовых актах ФСИН России, принятых во исполнение пункта второго Постановления (Приказы ФСИН РФ от 09.12.2008 N 685, Приказ ФСИН России от 17.06.2015 N 54) не указаны лица, входящие в состав дежурных смен.

Также в Приказе Федеральной службы исполнения наказаний от 17 июня 2015 г. N 542 "Об утверждении временной нормы продовольственного пайка для сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи в мирное время", применяемом в период с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2017 г., которым утверждена норма продовольственного пайка для сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи в мирное время, нет сведений об обеспечении и нормах питания сотрудников, входящих в состав дежурных смен.

Согласно пункту 8 Инструкции порядок несения службы дежурной сменой определяется начальником территориального органа ФСИН России в зависимости от оперативной обстановки и местных условий. Дежурная смена обеспечивается бесплатным питанием. Данный пункт указывает лишь на то, что дежурная смена обеспечивается бесплатным горячим питанием, без указания на то, кем и за счет каких средств должно производиться "обеспечение", что входит в состав "горячего питания", его количество и разовость. Нормативного правового акта, раскрывающего понятие "бесплатное горячее питание" для дежурных смен, а также состав питания, порядок обеспечения, объем и количество блюд в каждом рационе, периодичность и т.п., не существует.

Таким образом, федеральным законодательством не урегулирован порядок обеспечения горячим питанием сотрудников дежурных смен, а также не предусмотрена денежная компенсация при отсутствии горячего питания.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок обеспечения дежурной смены горячим питанием в настоящее время не определен, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, ФСИН России о возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить дежурную смену отдела безопасности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии горячим питанием отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья Н.И. Горшкова

Мотивированное решение составлено 30 июля 2020 года