ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-858/2012 от 13.09.2012 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-858/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года г.Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кийко Т.А.,

при секретаре Таршиловой Ю.В.,

с участием: представителя истца ФИО1, доверенность

представителей ответчика: ФИО2 доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 доверенность №,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области о признании незаконным письменного отказа в выдаче справки на получение социальной стипендии

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском о признании незаконным письменного отказа в выдаче справки на получение социальной стипендии, указав в обоснование следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об определении права для получения социальной стипендии. ДД.ММ.ГГГГ ответчик письменно уведомил истца об отсутствии у него права на получение указанной стипендии в связи с тем, что среднедушевой доход его семьи превысил величину прожиточного минимума. При этом ответчиком при расчете среднедушевого дохода семьи истца учтены компенсационные выплаты по уходу за пенсионером ФИО7 Указанные компенсационные выплаты фактически истцом не получались.

По мнению истца, ответчиком нарушается его право на получение социальной стипендии, в связи с чем, просил суд признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче справки на получение социальной стипендии, установить факт наличия условий для выдачи справки для получения социальной стипендии на момент обращения к ответчику, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выдать справку на получение социальной стипендии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 рублей 00 копеек и расходы, связанные с оформлением доверенности в размере 567 рублей 00 копеек.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, уполномочил представлять его интересы ФИО1, которая поддержав исковые требования, просила их удовлетворить.

Представители ответчика исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, представили суду письменные возражения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487 (ред. от 23.08.2007) "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов", право на получение государственной социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.

В соответствии с письмом Минтруда РФ от 21.01.2002 N 365 ГК "О справке для получения государственной социальной стипендии", органы социальной защиты населения должны выдавать справки на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии студентам из малоимущих семей, а также малоимущим одиноко проживающим студентам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Органы социальной защиты населения вправе запрашивать информацию о составе и доходах семьи студента и о принадлежащем ему и его семье имуществе на правах собственности, необходимую для отнесения студента к категории нуждающихся в социальной помощи. Справка выдается 1 раз в год.

В силу ст.2 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии со ст.4 указанного закона, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п.1 п.п. «д» Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 01.12.2007) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе- социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением об определении права для получения социальной стипендии.

При расчете среднедушевого дохода семьи истца ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были учтены доходы матери истца- ФИО1- заработная плата (4911 рублей + 4911 рублей + 2997 рублей) + пенсия (6189 рублей 72 копейки + 6189 рублей 72 копейки + 6438 рублей 29 копеек) + льготы ЖКУ (817 рублей 74 копейки х 3 мес.) и доходы истца- компенсационная выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином (1200 х 3 мес.). С учетом указанных доходов, среднедушевой доход ФИО4 составил 6281 рубль 66 копеек. Величина прожиточного минимума по Ростовской области на момент обращения истца к ответчику, составляла 5824 рубля 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик письменно уведомил истца об отсутствии у него права на получение социальной стипендии в связи с тем, что среднедушевой доход его семьи превысил величину прожиточного минимума.

При расчете ответчик руководствовался разъяснениями Министерства труда и социального развития Ростовской области, согласно которым, компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, учитываются в доход гражданина, осуществляющего уход, но не учитываются в размер пенсии, получаемой пенсионером, инвалидом, ребенком- инвалидом.

Как следует из объяснений представителя истца, с 2011 года ГУ- УПФР в Зерноградском районе представляет Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области базу данных получателей пенсий, а также сведения о гражданах, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы, ребенком- инвалидом, а также престарелыми, нуждающимися в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Эти данные в автоматическом режиме конвертируются в базу данных получателей государственных социальных пособий: пенсии пенсионеру, а компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Анализируя приведенные выше нормы права, суд пришел к выводу о том, что компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином не может учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Кроме того, согласно справке ГУ- УПФР в Зерноградском районе Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 состоит на учете по уходу за пенсионером, но пособие не получает (л.д.10).

При таких обстоятельствах, суд находит отказ Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области в выдаче справки ФИО4 на получение социальной стипендии неправомерным, а исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесённые по делу расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в сумме 200 руб. и расходы, связанные с оформлением доверенности представителя истца- 567 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области о признании незаконным письменного отказа в выдаче справки на получение социальной стипендии, удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области выдать ФИО4 справку на получение социальной стипендии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области в пользу ФИО4 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 рублей 00 копеек и расходы, связанные с оформлением доверенности в размере 567 рублей 00 копеек, а всего 767 (семьсот шестьдесят семь) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Т.А.Кийко