ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-858/23 от 08.11.2023 Малокарачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №2-858/23

УИД09RS0005-01-2023-000904-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2023 года cело Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующей судьи Семеновой Х.А-А.,

при секретаре судебного заседания Байчоровой И.М.,

с участием представителя истца Биджиева С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исково- му заявлению прокурора Малокарачаевского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Завод «Элия» о признании незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму в части организации и осуществлении работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта промышленности,

У С Т А Н О В И Л :

Истец - прокурор Малокарачаевского района КЧР обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ с обозначенным иском к ответчику АО «Завод Элия» и просит признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму в части организации и осуществлении работы по обеспечению антитеррористической защищенности объекта промышленности, признать незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму в части организации и осуществлении работы обеспечению антитеррористической защищенности объекта промышленности, признать паспорт безопасности объекта промышлен- ности, не соответствующим положениям, и обязать ответчика разработать паспорт безопасности, соответствующий по своему содержанию требованиям федерального законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов промышленности, с проведением процедуры категори- рования, исходя из фактических характеристик объекта, при этом ссылается на то обстоятельство, что во исполнения задания прокуратуры Карачаево-Черкес- ской Республики от 27.01.2023 №27-13-23 «О проверки соблюдения законода- тельства в сфере обеспечения антитеррористической обеспеченности объектов промышленности» прокуратурой Малокарачаевского района была проведена соответствующая проверка в АО «Завод Элия».

Проведенной проверкой установлено, что 12.08.2021 генеральным дирек- тором АО «Завод Элия» утвержден паспорт безопасности АО «Завод Элия» со сроком действия до 12.08.2024, который составлен и утвержден с грубыми нарушениями требований к АТЗ объектов промышленности.

Так, в соответствии с утвержденными требованиями к АТЗ объектов промышленности паспорт безопасности должен состоять из десяти разделов:

1.Общие сведения об объекте (территории); 11. Анализ уязвимости производст- венно-технологического процесса и сведения о потенциально-опасных участках и (или) критических элементах объекта (территории); III.Возможные социаль- но-экономические последствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории); Категорирование объекта (территории); Организация охраны и защита объекта;Инженерно-техническое обеспечение охраны объекта (территории);VII. Ликвидация последствий аварий и пожарная безопасность;

VIII. Дополнительна информация с учетом особенностей объекта;

IX. Оценка защищенности объекта (территории); X.Выводы.

Паспорт безопасности АО «Завод Элия» по форме и содержанию не соответствует установленным требованиям, состоит из 5 разделов, которые в

свою очередь, не в полной мере информативны либо содержат недостоверную информацию.

В нарушение п. 7 Требований к АТЗ объектов промышленности для проведения категорирования объекта (территории) АО «Завод Элия» в комиссию по обследованию объекта (территории) не включены представители органов государственной власти КЧР (Министерство промышленности и торговли КЧР).

В нарушение требований п.61 Требований к АТЗ объектов промышлен- ности паспорт безопасности АО «Завод Элия» не подписан членами комиссии по обследованию объекта.

По результатам обследования и категорирования АО «Завод Элия» объекту присвоена низкая категория опасности, что не соответствует объективным данным и характеристикам объектов АО «Завод Элия».

Согласно пп. «в» п.20 низкая категория опасности присваивается в условиях, когда масштабы ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) могут приобрести локальный характер. При этом прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта, совершенного на объекте (территории), составит не более 10 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит не более 100 тыс. рублей.

В тоже время, объекты АО «Завод Элия» расположены в центральной части с. Учкекен (районный центр Малокарачаевского района) в непосредствен- ной близости от социальных объектов, многоквартирного жилищного фонда и масштабы ущерба в результате совершения террористического акта могут приобрести муниципальный характер.

Кроме того, штатная численность АО «Завод Элия» состоит из - 144 работника. В число объектов АО «Завод Элия» входит помещение Ресторана «Жемчужина Кавказа» (Лит Д) (Максимальное число посетителей - 500 человек). Остаточная стоимость объектов АО «Завод Элия» составляет 13631 млн. рублей.

При этом, в паспорте безопасности АО «Завод Элия» указано, что максимальное количество пострадавших может составить не более 10 человек, а величина максимального ущерба не более 0,1 млн. рублей.

Таким образом, имущественный комплекс АО «Завод Элия» в соответствии с требованиями пп. «б» п.20 Требований к АТЗ объектов промышленности по всем признакам (характеристикам) подпадает, по меньшей мере, под - среднюю категорию объектов.

Также в раздел I. паспорта безопасности АО «Завод Элия» внесены недостоверные сведения об отсутствии на территории объекта опасных веществ и материалов.

В процессе хозяйственной деятельности на АО «Завод Элия» образуются гальванические отходы (гальваношлавмы) являющиеся токсичными отходами, накопление которых осуществляется в специально шламохранилище (Номер в ГРОРО 09-00012-Х-00592-250914).

Таким образом, паспорт безопасности объекта промышленности – АО «Завод Элия» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об антитеррористической защищенности объектов промышленности.

Неисполнение правил и требований вышеперечисленного законодате- льства, оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объекта, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.

Во исполнение вышеуказанного задания прокуратуры республики, прокуратурой района в апреле текущего года проведена аналогичная проверка, по результатам которой Генеральному директору АО «Завод «Элия» 27.04.2023 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательст- ва, а также в отношении заместителя генерального директора по безопасности и общим вопросам АО «Завод Элия», 10.05.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ.

Однако, до настоящего времени, указанные в представлении нарушения не устранены.

Представитель ответчика - АО «Завод Элия» в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признает в полном объеме.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель истца в судебном заседании Биджиев С.Р. исковые требования поддержал просит удовлетворить исковые требования.

Выслушав в судебном заседании представителя истца и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетво- рению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федера- ции, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, норматив- ные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответ- ствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государ ственной власти.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терро- ризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализа- ция эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма.

В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.

Исходя из положений п. 12 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направле- ниям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно пунктам 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека, и гражданина, и приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 19 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 03.04.2023) «О государственном оборонном заказе» исполнитель государственного оборонного заказа исполняет иные обязанности, предусмот- ренные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструкту- ры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В развитие вышеперечисленного законодательства постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 года №1413 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и форма паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности (Далее-Требования к АТЗ объектов промышленности).

Согласно Разъяснениям по применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности", предприятия промышленности обеспечивают выполнение работ по антитеррористической защищенности объектов в рамках Постановления № 1413 с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ № 655 и № 756, проводят работы по категорированию и составлению паспорта безопасности.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противо- действия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года.

В судебном заседании установлено, что 12.08.2021 генеральным директором АО «Завод Элия» утвержден паспорт безопасности АО «Завод Элия» со сроком действия до 12.08.2024, который составлен и утвержден с грубыми нарушениями Требований к АТЗ объектов промышленности.

Согласно утвержденным Требованиям к АТЗ объектов промышленности паспорт безопасности должен состоять из десяти разделов: I. Общие сведения об объекте (территории); 2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и сведения о потенциально-опасных участках и (или) критических элементах объекта (территории); 3. Возможные социально-экономические пос - ледствия в результате совершения террористического акта на объекте (территории); 4. Категорирование объекта (территории); 5. Организация охраны и защита объекта; 6. Инженерно-техническое обеспечение охраны объекта (территории); 7.Ликвидация последствий аварий и пожарная безопасность; 8.Дополнительна информация с учетом особенностей объекта; 9. Оценка защищенности объекта (территории); 10. Выводы.

Кроме того, паспорт безопасности АО «Завод Элия» по форме и содержанию не соответствует установленным требованиям, состоит из 5 разделов, которые в свою очередь, не в полной мере информативны либо содержат недостоверную информацию.

В нарушение п. 7 Требований к АТЗ объектов промышленности для проведения категорирования объекта (территории) АО «Завод Элия» в комиссию по обследованию объекта (территории) не включены представители органов государственной власти КЧР (Министерство промышленности и торговли КЧР).

В нарушение требований п.61 Требований к АТЗ объектов промышлен- ности паспорт безопасности АО «Завод Элия» не подписан членами комиссии по обследованию объекта.

Также, в судебном заседании установлено, что по результатам обследо- вания и категорирования АО «Завод Элия» объекту присвоена низкая категория опасности, данная категория, не соответствует объективным данным и характе- ристикам объектов АО «Завод Элия».

Согласно пп. «в» п.20 низкая категория опасности присваивается в условиях, когда масштабы ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) могут приобрести локальный характер. При этом прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта, совершенного на объекте (территории), составит не более 10 человек и (или) прогнозируемый размер экономического ущерба составит не более 100 тыс. рублей.

В тоже время, объекты АО «Завод Элия» расположены в центральной части с. Учкекен (районный центр Малокарачаевского района) в непосредствен- ной близости от социальных объектов, многоквартирного жилищного фонда и масштабы ущерба в результате совершения террористического акта могут приобрести муниципальный характер.

Штатная численность АО «Завод Элия» состоит из - 144 работников, при этом в число объектов АО «Завод Элия» входит помещение Ресторана «Жем- чужина Кавказа» (Лит Д) (Максимальное число посетителей - 500 человек). Остаточная стоимость объектов АО «Завод Элия» составляет 13631 млн. рублей.

При этом, в паспорте безопасности АО «Завод Элия» указано, что макси -мальное количество пострадавших может составить не более 10 человек, а величина максимального ущерба не более 0,1 млн. рублей.

Таким образом, имущественный комплекс АО «Завод Элия» в соответст- вии с требованиями пп. «б» п.20 Требований к АТЗ объектов промышленности по всем признакам (характеристикам) подпадает, по меньшей мере, под - С (СРЕДНЯЯ) категорию объектов.

В раздел I паспорта безопасности АО «Завод Элия» внесены недосто- верные сведения об отсутствии на территории объекта опасных веществ и материалов.

В тоже время, в процессе хозяйственной деятельности на АО «Завод Элия» образуются гальванические отходы (гальваношлавмы) являющиеся токсичными отходами, накопление которых осуществляется в специально шламохранилище (Номер в ГРОРО 09-00012-Х-00592-250914).

Таким образом, паспорт безопасности объекта промышленности - АО «Завод Элия» не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об антитеррористической защищенности объектов промышленности.

Неисполнение правил и требований вышеперечисленного законодате- льства, оказывает влияние на антитеррористическую защищенность объекта, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт может быть совершен путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека.

Как видно из представленных письменных доказательств, во исполнение указанного задания прокуратуры республики, прокуратурой района в апреле текущего года проведена аналогичная проверка, по результатам которой Генеральному директору АО «Завод «Элия» 27.04.2023 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также в отношении заместителя генерального директора по безопасности и общим вопросам АО «Завод Элия», 10.05.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ.

Виновное - должностное лицо привлечено к административной ответст- венности в виде штрафа.

Однако, до настоящего времени антитеррористическая защищенность объекта не обеспечена, категорирование объекта не проведено, паспорт безопас- ности не разработан и не согласован с уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации администрацией вышеуказанной организации до настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены.

Данное обстоятельство подтверждается письменными объяснениями заместителя генерального директора по безопасности и общим вопросам АО «Завод Элия» от 31.08.2023.

Между тем, выявленные прокуратурой района нарушения законодательст- ва Российской Федерации недопустимы и вызваны незаконным бездействием должностных лиц АО «Завод Элия», выразившимся в нарушении законодате- льства РФ о противодействии терроризму.

Как видно из материалов гражданского представитель ответчик признает в полном объеме исковые требования истца.

Оценивая представленные доказательства, учитывая, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт наличия в действиях ответчика нарушения требований ФЗ от дата № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Постановления Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273, что АО «Завод Элия» представляет собой объект промышленности, который подлежит паспортизации, в настоящее время выявленные проверкой нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного ответчиком, вопреки ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено и в материалах дела не имеется, бездействие ответчика и несоблю-

дение требований антитеррористической защищенности объекта промышлен- ности, по адресу: с.Учкекен, ул.Подгорная, 1, создает потенциальную опасность жизни и здоровью сотрудников и иных граждан, поскольку, объекты АО «Завод Элия» расположены в центральной части с. Учкекен (районный центр Малокарачаевского района) в непосредственной близости от социальных объектов, многоквартирного жилищного фонда и масштабы ущерба в результате совершения террористического акта могут приобрести муниципальный характер.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Малокарачаевского муниципального района государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Малокарачаевского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Завод «Элия» о признании незаконным бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму в части организа- ции и осуществлении работы по обеспечению антитеррористической защищен- ности объекта промышленности, удовлетворить.

Признать паспорт безопасности объекта промышленности,утвержденный генеральным директором АО «Завод Элия» от 12.08.2021 со сроком действия до 12.08.2024 не соответствующим положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности".

Обязать АО «Завод Элия» разработать паспорт безопасности,соответст- вующий по своему содержанию требованиям федерального законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов промыш -

ленности, с проведением процедуры категорирования, исходя из фактических характеристик объекта.

Указанные мероприятия исполнить в течение четырех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Акционерного общества «Завод Элия» в доход бюджета Малокарачаевского муниципального района КЧР государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Респуб- лики в течение одного месяца со дня вынесения решения через Малокарачаевский районный суд КЧР.