ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8591/19 от 04.10.2019 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-8591/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре Коваленко Е.Г.,

с участием истца Сищук М.О., представителя ответчика Непогожевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сищук М. О. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о нарушении права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Сищук М.О. обратилась в суд с настоящим иском к УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонная), в обоснование указав, что в 2016 году, имея стаж работы бортпроводника в гражданской авиации, обратилась с Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа на дату обращения с заявлением. При подсчете стажа был рассмотрен и не включен период работы истца в должности бортпроводника-стажера службы организации перевозок Благовещенского ОАО ДВУГА, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком № 1. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку из представленных Пенсионному фонду документов видно, что в спорный период истец выполняла работу бортпроводника с указанием общего налета часов. В связи с чем истец полагала, что ее пенсионные права ответчиком нарушены.

На основании изложенного, просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в назначении (выплате) пенсии № 217905/19 от 12.07.2019 года в части не включения в специальный стаж периодов работы с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в должности бортпроводника-стажера Благовещенского объединённого авиаотряда Дальневосточного управления гражданской авиации;обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пении, периоды работы с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в должности бортпроводника-стажера Благовещенского объединённого авиаотряда Дальневосточного управления гражданской авиации; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить страховую пенсию с момента обращения за ней.

В судебном заседании истец на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске. В дополнение указала, что с 23 ноября 1990 года начала самостоятельно работать бортпроводником, в период с 08.01.1991 года по 07.03.1991 года находилась на курсах повышении квалификации, с целью дальнейшей работы на борту самолета ТУ-154. Просила требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования Сищук М.О. не признала, в обоснование своей позиции указала, что 04.07.2019 года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Специальный стаж Сищук М.О. на дату обращения составил 05 лет 01 месяц 14 дней. В специальный стаж Сищук М.О. не был включен период работы в должности бортпроводника-стажера в Благовещенском объединенном авиаотряде ДУГА, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10. Для назначения истцу страховой пенсии необходимо иметь возраст не менее 45 лет, проработать на работах с тяжелыми условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев и иметь страховой стаж не менее 15 лет. Поскольку на дату обращения специального стажа Сищук М.О. недостаточно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается заявлением Сищук М.О., решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) об отказе в установлении (выплате) пенсии № 217905/19 от 12.07.2019 года, 04 июля 2019 года истец Сищук М.О. обратилась с заявлением в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.

Согласно решению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 217905/19 от 12.07.2019 года Сищук М.О. в подсчет специального стажа не был включен период работыв должности бортпроводника-стажера в Благовещенском объединенном отряде ДУГА с 06.11.1990 года по 20.04.1992 года, поскольку наименование должности не предусмотрено Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Сищук М.О. отказано, поскольку ее специальный стаж на дату подачи заявления составил 05 лет 01 месяц 14 дней.

С указанным решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) Сищук М.О. в части не включения в специальный стаж периода работы, указанного выше, не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда.

Проверяя законность данного отказа, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятостьв которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г. - Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземныхработах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".

Согласно разделу XXI, подраздела 3, позиции 120033000-11217 Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают бортпроводники.

Из трудовой книжки истца серии АТ-II № ***, заполненной 7.09.1987 года, следует, что Сищук М.О. 06 ноября 1990 года была принята на работу в Благовещенский ОАО ДВУГА на должность бортпроводника-стажера, 21.04.1992 года Сищук М.О. присвоен 3 класс бортпроводника на основании приказа № 79/л от 24.04.1992 года, 04 июня 1997 года Сищук М.О. уволена в связи с сокращением штата работников п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии состатьей 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для определенной категории лиц льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому в рассматриваемом случае, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с наименованием профессии, а с условиями труда и характером работы, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 указанного Закона утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 был утвержден Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", содержащий сведения о том, что таким правом обладали, в частности, члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации. В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Согласно данным нормативным актам, бортпроводники относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.

Приказом Минтранса России от 12.09.2008 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» установлены общие требования к бортпроводнику, одним из которых является обязательное наличие свидетельства бортпроводника, которое может быть получено последним при условии прохождения подготовки по утвержденной программе и обладать знаниями.

Из материалов дела, в частности из архивной справки ГБУ АО «Государственный архив Амурской области» № 01-38/2704 от 26.07.2019 года, летной книжки бортпроводника Сищук М.О., свидетельства бортпроводника гражданской авиации серии БП № 034888 видно, что истец Сищук М.О. осуществляла трудовую деятельность по должности бортпроводника, с 23 ноября 1990 года Сищук М.О. допущена к самостоятельным полетам на самолете ЯК-40 после прохождения стажировки и сдачи зачетов, с 23 июля 1991 года допущена к самостоятельным полетам на самолете ТУ-154 после сдачи зачетов и учебно-методической и летной стажировки в полном объеме; летная нагрузка истца подтверждается сведениями о налете часов, отраженными в летной книжке истца.

При этом, то обстоятельство, что наименование должности, которую занимала истец в спорный период, отличается от наименования должности, предусмотренной Списком N 1 раздела "Бортпроводник", не может лишать истца права на реализацию пенсионных прав, поскольку занимаемая истцом должность бортпроводник имеет указание в названии с дополнительным указанием на характер работы, как стажер, что не изменяет основой функции, возложенной на бортпроводника. В этой связи суд приходит к выводу, что период работы истца в Благовещенском объединенном авиаотряде Дальневосточного управления гражданской авиации в должности бортпроводника-стажера не обосновано был исключен из специального стажа истца Сищук М.О.

Вместе с тем, учитывая, что, согласно свидетельству № 344 от 07 марта 1991 года, Сищук М.О. в период с 08.01.1991 года по 07.03.1991 года находилась на курсах подготовки бортпроводников, данный период не подлежит зачету в специальный стаж истца и обоснованно был исключением ответчиком.

При таких обстоятельства, суд приходит к выводу, что периоды работы Сищук М.О. с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в Благовещенском объединенном авиаотряде Дальневосточного управления гражданской авиации в должности бортпроводника-стажера подлежат включению в специальный стаж истца,дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями пп. 1 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, суд полагает, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 217905/19 от 12.07.2019 года в части не включения в специальный стаж истца периодов работы с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в Благовещенском объединенном авиаотряде Дальневосточного управления гражданской авиации в должности бортпроводника-стажера является незаконным, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность включить указанный период работы истца в её специальный стаж.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

На основании п. 2 ст. 10 Закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ, сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 года.

Данная норма предусматривает переходные положения, в соответствии с которыми досрочные пенсии, в том числе по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400, могут назначаться без учета изменений, предусматривающих повышение с 01 января 2019 года возраста (срока) выхода на пенсию в отношении лиц, пенсия которым назначается независимо от возраста, если они до 01 января 2019 года приобрели право на досрочную пенсию (имеют требуемые продолжительность стажа на соответствующих видах работ и величину ИПК), но до указанной даты не обратились за назначением досрочной пенсии.

Таким образом, учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что право на получение досрочной пенсии возникло у Сищук М.О. до обращения 04.07.2019 года в УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) не возникло, суд приходит к выводу, что оснований для назначения истцу пенсии с момента обращения за ней не имеется, однако пенсия Сищук М.О. подлежит назначению с момента возникновения права на ее получение с учетом переходных положений Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сищук М. О. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 12.07.2019 года № 217905/19 в части невключения Сищук М.О. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в должности бортпроводника-стажера Благовещенского объединенного авиаотряда Дальневосточного управления гражданской авиации.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить Сищук М. О. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы с 23.11.1990 года по 07.01.1991 года, с 08.03.1991 года по 20.04.1992 года в должности бортпроводника-стажера Благовещенского объединенного авиаотряда Дальневосточного управления гражданской авиации.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить Сищук М. О. пенсию по льготным основаниям с момента возникновения права с учетом переходных положений Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 09 октября 2019 года.

Председательствующий Е.А. Фирсова