ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8593/2017 от 23.10.2017 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-8593/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2017 г. г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Гречко Е.С.,

при секретаре Артюковском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8593/2017 по иску заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области о запрете использовать платежный терминал для приема платежей от физических лиц, не оборудованный контрольно-кассовой техникой,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с участием сотрудника МИФНС России № 24 по Ростовской области проверки ис­полнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства о налогах и сборах в части применения контрольно-кассовой тех­ники при эксплуатации терминалов по приему платежей, установлено, что в арендуемом ИП ФИО1 помещении, расположенном по адресу: <адрес> установлены платежные терминалы №, 10262566 по приему платежей физических лиц, принадлежащий ИП ФИО1

На момент проведения проверки платежные терминалы при оплате услуг за сотовую связь при приеме денежных средств в размере 10 рублей и 100 рублей соответственно не выдали кассовые чеки по причине отсутствия контрольно-кассовой техники в составе указанных платежных терминалов.

ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального пред­принимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическо­го лица. Одним из видов его деятельности является предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы, расположенные на территории г. Ростова-на-Дону.

ИП ФИО1 при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется, в то время как согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 01 апреля 2010 г. прием плате­жей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

При таких обстоятельствах, как указывает истец, деятельность ИП ФИО1 является незакон­ной и подлежит запрету.

Неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные инте­ресы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, по­скольку нормы названных федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов, а также на охрану установлен­ного порядка торговли и оказания услуг.

На основании изложенного, прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону просит суд запретить ИП ФИО1 использовать необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы для приема платежей от физических лиц , 10262566, расположенные по адресу: <адрес>, пл. Тружеников, 2 «а», до устранения нарушений.

В судебное заседание явилась представитель истца – ФИО2, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно направленному в суд заявлению исковые требования признает.

Третье лицо МИФНС № 24 по Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.

Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе проведенной 26 июля 2017 г. прокуратурой Советского района г.Ростова-на-Дону с участием государственного налогового инспектора МИФНС России № 24 по Ростовской области проверки ис­полнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства о налогах и сборах в части применения контрольно-кассовой тех­ники, выявлено, что в арендуемом ИП ФИО1 помещении, расположенном по адресу<адрес> установлены платежные терминалы №, 10262566 по приему платежей физических лиц, принадлежащие ИП ФИО1

На момент проведения проверки платежные терминалы при оплате услуг за сотовую связь при приеме денежных средств в размере 10 рублей и 100 рублей соответственно не выдали кассовые чеки по причине отсутствия контрольно-кассовой техники в составе указанных платежных терминалов.

ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального пред­принимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическо­го лица. Одним из видов его деятельности является предоставление услуг по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы, расположенные на территории г. Ростова-на-Дону.

ИП ФИО1 при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.

В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 г.) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» контрольно-кассовая техника подлежит регистрации в территориальном налоговом органе.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника должна отвечать следующим требованиям:

иметь корпус;

иметь заводской номер, нанесенный на корпус;

иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов. При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;

осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику;

обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса;

передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;

обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;

исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;

обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);

обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»;

обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности;

принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;

информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники;

обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);

обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет», в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме;

исполнять протоколы информационного обмена, указанные в пункте 6 статьи 4.3 настоящего Федерального закона.

Исходя из пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона, контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции от 03 июля 2016 г.) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Частью 12 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (в редакции от 03 июля 2016 г.) предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В нарушение вышеуказанных требований, ответчиком при осуще­ствлении приема платежей от населения по оплате услуг связи через платежный терминал контрольно-кассовая техника не применяется, тогда как согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ после 01 апреля 2010 г. прием плате­жей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается, следовательно, деятельность ИП ФИО1 является незакон­ной и подлежит запрету.

С учетом изложенного, неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные инте­ресы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, по­скольку нормы названных федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов, а также на охрану установлен­ного порядка торговли и оказания услуг.

Учитывая изложенное, также принимая во внимание то обстоятельство, что неприменение ИП ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы не соответствует части 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области о запрете использовать платежный терминал для приема платежей от физических лиц, не оборудованный контрольно-кассовой техникой, - удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы для приема платежей от физических лиц №, 10262566, расположенные по адресу: <адрес> устранения нарушений.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.С. Гречко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 октября 2017 г.