ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8595/2017 от 21.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

<номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:

председательствующего судьи Крикун А.Д.,

при секретаре Ткачевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и свобод интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер обезличен> по <адрес обезличен> об исключении недостоверных сведений внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц,

установил:

Заместитель прокурора <адрес обезличен> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер обезличен> по <адрес обезличен>, в котором просит обязать ответчика исключить из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения об ООО «Гермес» в разделе «адрес (местонахождение)» путем признания недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от <дата обезличена> за государственным регистрационным номером 1132651016464.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка деятельности ООО «Гермес» (ИНН <номер обезличен> при заключении и исполнении контрактов в рамках государственного оборонного заказа.

В ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения налогового законодательства при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в действиях ООО «Гермес», юридический адрес: <адрес обезличен> (ИНН <номер обезличен> выявлены нарушения требований действующего законодательства.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации ООО «ГЕРМЕС» были установлены признаки фирмы-однодневки.

ООО «ГЕРМЕС» состоит на учете в Инспекции с 25.06.2013г.

Основной вид экономической деятельности организации «Торговля оптовая неспециализированная» (код ОКВЭД - 46.90). Среднесписочная численность работников за 2016 г. составляет 1 человек, то есть отсутствует кадровый состав, необходимый персонал, обладающий достаточным опытом и квалификацией.

В собственности ООО «ГЕРМЕС» отсутствуют основные средства (земельные участки, транспортные средства, недвижимое имущество), необходимые для ведения предпринимательской деятельности.

Учредителем организации является Камышников В. Г. ИНН <номер обезличен>, руководителем - Гасанов Асим Л. О. ИНН <номер обезличен>.

В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц по указанному адресу связь с юридическим лицом отсутствует. Согласно информации ИФНС России по <адрес обезличен> проведенным осмотром территорий (помещений) по заявленному юридическому адресу установлено, что данная организация по адресу регистрации отсутствует, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости <номер обезличен> от <дата обезличена>.

Выходом на место по адресу: <адрес обезличен> осмотром установлено, отсутствие рабочих мест юридического лица ООО «Гермес»; вывесок с наименованиями юридического лица; почтовых ящиков; постоянно действующих исполнительных органов либо иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности; условий для возможности использования помещения связи с юридическими лицами.

Также в ходе осмотра установлено, что по указанному адресу проживает и проживал на момент регистрации юридического лица, гражданин Акопян В.А. (бывший руководитель ООО «ГЕРМЕС», период действия с <дата обезличена> по 24.05.2015гг.).

Согласно пояснениям Акопяна В.А. всеми действиями по созданию организации ООО «ГЕРМЕС» занимался Свечинский В.В. ИНН 263403888282 (уполномоченный представитель), который предложил на имя Акопяна В.А. зарегистрировать юридическое лицо. Все документы по ООО «ГЕРМЕС» находились на хранении у Свечинского В.В., печать находилась у Акопяна В.А. На общем собрании участников ООО «ГЕРМЕС» <дата обезличена>. Акопян В.В. не присутствовал, не предлагал увеличить уставный капитал организации и принять нового участника-учредителя. Протокол общего собрания участников ООО «ГЕРМЕС» лично не подписывал, печать не ставил, не принимал никакого решения и не подписывал приказ о назначении на должность генерального директора Камышникова В.Г. С Камышниковым В.Г. никогда не встречался, не знаком. Все документы составлены и представлены в гос. органы Свечинским В.В., о чем он сообщил лично Акопяну В.А. По адресу <адрес обезличен> ООО «ГЕРМЕС» не располагается.

При таких обстоятельствах, сведения об адресе местонахождения юридического лица ООО «Гермес», зарегистрированного по адресу: <адрес обезличен>, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц являются недостоверными.

Помощник прокурора <адрес обезличен>Сурич П.В. в судебном заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Губанова Е.И. в судебном заседании требования не признала, просил в их удовлетворении отказать, привела доводы аналогичные указанным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ООО «Гермес» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведении извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав лиц участвующих деле, исследовав материалы дела, считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес обезличен> в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения налогового законодательства при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения требований действующего закона в действиях ООО «Гермес» (ИНН 2634810055).

В ходе проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации ООО «ГЕРМЕС» были установлены признаки фирмы-однодневки.

ООО «ГЕРМЕС» состоит на учете в Инспекции с 25.06.2013г. Основной вид экономической деятельности организации «Торговля оптовая неспециализированная» (код ОКВЭД - 46.90). (л.д.7-22)

В качестве адреса юридического лица при государственной регистрации был заявлен: <адрес обезличен>, ул. 8 марта, <адрес обезличен>. Объект расположенный по данному адресу принадлежит на праве собственности и является адресом места жительства учредителя, обладающего на момент создания юридического лица 90% уставного капитала, и руководителю общества при создании юридического лица Акопяну В. А..

В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц по указанному адресу связь с юридическим лицом отсутствует. Согласно информации ИФНС России по <адрес обезличен> проведенным осмотром территорий (помещений) по заявленному юридическому адресу установлено, что данная организация по адресу регистрации отсутствует, что подтверждается протоколом осмотра объекта недвижимости <номер обезличен> от <дата обезличена>

Установлено, отсутствие рабочих мест юридического лица ООО «Гермес»; вывесок с наименованиями юридического лица; почтовых ящиков; постоянно действующих исполнительных органов либо иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности; условий для возможности использования помещения связи с юридическими лицами.

Также в ходе осмотра установлено, что по указанному адресу проживает и проживал на момент регистрации юридического лица, гражданин Акопян В.А. (бывший руководитель ООО «ГЕРМЕС», период действия с <дата обезличена> по 24.05.2015гг.).

Согласно пояснениям Акопяна В.А. всеми действиями по созданию организации ООО «ГЕРМЕС» занимался Свечинский В.В. ИНН <номер обезличен> (уполномоченный представитель), который предложил на имя Акопяна В.А. зарегистрировать юридическое лицо. Все документы по ООО «ГЕРМЕС» находились на хранении у Свечинского В.В., печать находилась у Акопяна В.А. На общем собрании участников ООО «ГЕРМЕС» <дата обезличена>. Акопян В.В. не присутствовал, не предлагал увеличить уставный капитал организации и принять нового участника-учредителя. Протокол общего собрания участников ООО «ГЕРМЕС» лично не подписывал, печать не ставил, не принимал никакого решения и не подписывал приказ о назначении на должность генерального директора Камышникова В.Г. С Камышниковым В.Г. никогда не встречался, не знаком. Все документы составлены и представлены в гос. органы Свечинским В.В., о чем он сообщил лично Акопяну В.А. По адресу <адрес обезличен> ООО «ГЕРМЕС» не располагается. (л.д.41-42)

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от <дата обезличена><номер обезличен> "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как определено ст. 25 Законом № 129-ФЗ заявители несут установленную ответственность за достоверность представленных сведений для включения в государственный реестр, соответствие закону представленных учредительных документов и порядка создания юридического лица.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию, не имеет процедурной возможности и обязанности осуществлять правовую экспертизу представленных документов.

<дата обезличена> в отсутствии, предусмотренных ст. 23 Закона № 129-ФЗ оснований для мотивирования решения об отказе, регистрирующим органом внесена оспариваемая запись ОГРН 1132651016464 о создании ООО «Гермес».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 4 ст. 5 приведенного Закона, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 11 приведенного Закона, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должны подлежать не записи о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, которые не являются индивидуальным (ненормативным) правовым актом, не содержат властных предписаний и запрещений, не носят разового характера, поскольку относятся к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляют собой систему записей, обжалование или изменение которых, не предусмотрено законом, а решения о государственной регистрации, принимаемые по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Именно решения о государственной регистрации, а не сами записи в ЕГРЮЛ носят ненормативный характер и являются актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.

Статьей 12 Закона № 129-ФЗ определен исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Доказательств нарушения регистрирующим органом законодательства истец суду не представил.

Поскольку совокупность условий для отмены ненормативного правового акта не установлена, оспариваемая истцом запись в ЕГРЮЛ не может быть признана судом незаконной.

Законом о государственной регистрации предусмотрен порядок признания сведений, включенных в ЕГРЮЛ, недостоверными во внесудебном порядке.

Согласно ст. 4 Закона № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствие с п. 2 ст. 54 ГК РФ и подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица. Адрес места нахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

<дата обезличена> ИФНС России по <адрес обезличен> проведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, заявленного в качестве адреса ООО «Гермес».

Согласно Протоколу осмотра <номер обезличен> было установлено отсутствие признаков осуществления хозяйственной деятельности ООО «Гермес» по заявленному адресу.

В соответствии с п. 18 Приказ ФНС России от <дата обезличена> N ММВ-7-14/72 "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от <дата обезличена> N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

На основании п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

<дата обезличена> регистрирующим органом, в порядке предусмотренном п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, внесена запись ГРН 2172651467877 о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица.

В силу публичности и доступности сведений государственного реестра, в том числе, с учетом их размещения на официальном сайте в сети Интернет - http://www.nalog.ru данные сведения доступны заинтересованным лицам непосредственно с момента внесения соответствующих сведений и их опубликования.

Заявителем не приведено доказательств ограничения доступа в информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, невозможности её получить, в том числе, вследствие злонамеренных действий третьих лиц.

Таким образом, регистрирующим органом предприняты все, установленные законом, способы устранения недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и свобод интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер обезличен> по <адрес обезличен> об исключении недостоверных сведений внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес обезличен> в защиту прав и свобод интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России <номер обезличен> по <адрес обезличен> об исключении недостоверных сведений внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца.

Судья А.Д. Крикун