ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-859/15 от 26.01.2015 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Подлинник Дело №2-859/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2015 года

Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,

при секретаре Фатыховой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со дня обращения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился суд с иском к ответчику о признании решения незаконным, возложении обязанности включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со дня обращения.

В обоснование иска истец указал, что 02 июля 2014 года обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ (далее МТЗ и СЗ РТ) с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Решением МТЗ и СЗ РТ № 40/314 от 24 сентября 2014 года в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан было отказано в соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ в связи с отсутствием 15-летнего стажа.

При этом, указанным решением МТЗ и СЗ РТ в стаж государственной службы Республики Татарстан не включен период работы с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года, поскольку согласно письму Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан от 26 августа 2014 года в период работы с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан ФИО1 не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан.

На основании изложенного, истец просит признать решение МТЗ и СЗ Республике Татарстан № 40/314 от 24 сентября 2014 года незаконным, обязать МТЗ и СЗ Республике Татарстан включить в трудовой стаж периоды работы с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела – главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы Кукморского управления сельского хозяйства и продовольствия, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признать право на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложить на ответчика обязанность назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со 02 июля 2014 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика МТЗ и СЗ РТ исковые требования не признала, пояснив, что МТЗ и СЗ РТ не может отнести период работы истца с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года к государственной службе Республики Татарстан по следующим причинам: включение его в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан только с 09 апреля 2001 года и отсутствие в оспариваемый период у истца классного чина.

Третье лицо Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан извещено надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, до судебного заседания поступил отзыв, из которого следует, что ФИО1 на момент назначения 01 октября 1998 года на должность начальника отдела не соответствовал квалификационным требованиям, установленным законодательством, поэтому Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не был включен в Реестр.

Третье лицо Управление сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республике Татарстан в Кукморском районе извещено надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление пенсии на выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулированы Законом Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее также - граждане) на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также - должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан.

Согласно части 1 статьи 46 этого Закона Республики Татарстан лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.

На основании части 1 статьи 45 Закона государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:

1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;

3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9������������������, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.

Периоды, включаемые в стаж государственной службы на постоянной (штатной) основе для назначения пенсии за выслуг лет, перечислены в статье 32 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

В судебном заседании установлено, что 02 июля 2014 года обратился в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Решением МТЗ и СЗ РТ № 40/314 от 24 сентября 2014 года в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан было отказано в соответствии со статьей 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ в связи с отсутствием 15-летнего стажа.

Согласно указанному решению МТЗ и СЗ РТ на основании записей в трудовой книжке стаж государственной службы ФИО1 составил 13 лет 2 месяца 24 дня, который состоит из следующих периодов работы:

- с 09 апреля 2001 года по 20 апреля 2001 года в должности главного специалиста (начальника отдела – главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы управления сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан (12 дней),

- с 21 апреля 2001 года по 16 ноября 2006 года – в должности начальника отдела – главного бухгалтера учета и отчетности Отделения по Кукморскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан (5 лет 6 месяцев 26 дней),

- с 17 ноября 2006 года по 02 июля 2014 года в должности начальника финансово-экономического отдела управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республике Татарстан в Кукморском муниципальном районе Республике Татарстан (7 лет 7 месяцев 16 дней).

Указанным решением МТЗ и СЗ РТ в стаж не включен период работы истца с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан в должности главного специалиста (начальника отдела – главного бухгалтера) отдела бухгалтерского учета, отчетности, финансирования, кредитования и контрольно-ревизионной работы Кукморского управления сельского хозяйства и продовольствия.

Судом установлено, что согласно уведомлению ответчика от 03 октября 2014 года истец был извещен об отказе в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

В вышеуказанном уведомлении указано, что в соответствии с письмом Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан от 26 августа 2014 года в период работы с 01 октября 1998 года по 08 апреля 2001 года в управлении сельского хозяйства и продовольствия Кукморского района Республики Татарстан ФИО1 не был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан, соответственно, указанный период не учитывается в стаж государственной службы.

Статьей 40 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» предусмотрено, что в государственных органах ведутся, в том числе на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования, реестры государственных гражданских служащих, которые формируются на основе сведений из личных дел государственных служащих. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах образуют Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан.

Как указано в письме Департамента государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан № Р/31267/1901 от 11 сентября 2014 года, адресованном истцу в ответ на его обращение, в Департаменте ведется Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан с 01 января 1997 года.

В данном письме Департамент также разъяснил истцу, что на основании действующего в рамках рассматриваемого периода законодательства к лицам, замещавшим должности начальников отделов предъявлялись квалификационные требования по стажу работы на должность ведущего специалиста не менее 3 лет и высшее профильное образование. На момент назначения на должность начальника отдела, а именно на 01 октября 1998 года ФИО1 не соответствовал квалификационным требованиям, установленным законодательством, поэтому Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан истец был включен в Реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан 09 апреля 2001 года.

Статьей 11.1 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» предусмотрено, что классные чины присваиваются государственным служащим персонально, с соблюдением определенной последовательности, в соответствии с занимаемой должностью государственной службы в пределах группы должностей государственной службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности государственной службы. Срок пребывания в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина. Днем присвоения классного чина считается день принятия решения о присвоении классного чина. В случае присвоения классного чина по результатам квалификационного экзамена днем присвоения классного чина считается день сдачи государственным служащим квалификационного экзамена.

Как установлено судом, в оспариваемый период работы ФИО1 не был присвоен классный чин. Классный чин советника Российской Федерации 2 класса был присвоен истцу 11 ноября 2002 года в период его работы в должности начальника отдела в Отделении по Кукморскому району Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, который является федеральным государственным органом.

Истец в обоснование исковых требований ссылается также на документ, именуемый «Изменения к реестрам государственных служащих районных управлений сельского хозяйства и продовольствия» от 09 апреля 2001 года, который, по мнению истца, подтверждает, что он был включен в Реестр государственных служащих Республики Татарстан

Между тем, письмом Департамента по делам госслужащих при Президенте РТ от 10 июня 2003г. № 11-340 «О перечне периодов работы, включаемых в стаж государственной службы государственного служащего» разъяснено, что в статье 22 Закона Республики Татарстан «О государственной службе Республики Татарстан» в редакции № 1 от 16 января 2003 года, определены периоды работы, которые включаются в стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, пенсии за выслугу лет, выплату единовременного денежного пособия при выходе в отставку.

Таким образом, ссылка истца на указанный документ является несостоятельной и лишь подтверждает, что истец был включен в Реестр именно 09 апреля 2001 года согласно имеющейся на данном документе отметке, а ссылка на оспариваемый период в данном документе свидетельствует об установлении и исчислении надбавки к должностному окладу за выслугу лет с учетом оспариваемого периода.

Судом также установлено, что согласно выданному истцу пенсионному удостоверению № 023752 с 26 июня 2012 года он является получателем трудовой пенсии по старости.

Суд не усматривает в данном случае каких-либо нарушений требований законодательства ответчиком при вынесении решения № 40/314 от 24 сентября 2014 года.

Учитывая, что на момент обращения с заявлением стаж работы истца на государственной службе Республики Татарстан на должностях, перечисленных в пункте 1 части 1 статьи 32 Закона№3-ЗРТ составил 13 лет 2 месяца 24 дня, что менее 15 лет, истцу обоснованно отказано в назначении пенсии за выслугу лет.

Кроме того, пенсия за выслугу лет за счет бюджета Республики Татарстан - это дополнительное пенсионное обеспечение государственного служащего Республики Татарстан при наличии требуемых условий, предусмотренных нормами действующего пенсионного законодательства Республики Татарстан.

Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 октября 2008 года N 797-О-О, согласно которой предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии, не нарушается, следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям.

Исходя из совокупности исследованных и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности включении периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, признании права на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан и возложении обязанности назначения пенсии государственного служащего Республики Татарстан со дня обращения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Курбанова Р.Б.