Дело №2-859/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Владикавказ 25 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего Дзуцевой Ф.Б., при секретаре судебного заседания Зозировой А.Т., с участием помощника прокурора Малиева Т.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания к ФИО5 ФИО2, ФИО6 ФИО1, ФИО5 ФИО2, ФИО5 ФИО3, ФИО5 ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения,
встречному иску ФИО5 ФИО2 к МВД по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным отказа МВД по РСО-Алания в перезаключении (продлении) договора найма служебного помещения незаконным, обязании перезаключения (продления) договора найма служебного помещения,
установил:
МВД по Республике Северная Осетия-Алания обратилось в суд с указанным иском. В ходе судебного разбирательства ответчик ФИО5 ФИО2. обратился со встречными исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель МВД по РСО-Алания ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, встречный иск не признал и пояснил, что ФИО2 и членам его семьи ФИО1, ФИО2, ФИО3, в соответствии с договором найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, передано в пользование для временного проживания служебное жилое помещение, расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес> Г корпус 2 <адрес>, находящееся в федеральной собственности и переданное, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ МВД по РСО-Алания на праве оперативного управления. Согласно п.2 договора найма, жилое помещение было представлено ФИО2 для временного проживания в нем и в связи с прохождением службы в МВД по РСО-Алания. Согласно пп.4 п. 16 действие договора прекращается в связи с окончанием срока службы нанимателя. Приказом Управления МВД России по г.Владикавказ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с ФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ (по выслуге лет, дающего право на получение пенсии) с 31.08.2017г. Согласно п.17 договора найма в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации. Согласно ч.1. ст.103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. Таким образом, договор найма служебного помещения от 21.11.2015г. № прекратил свое действие с 31.08.2017г. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ из МВД по РСО-Алания в адрес ФИО2 было направлено уведомление о прекращении действия договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ и необходимости освободить служебное жилое помещение. До настоящего времени ФИО2 и члены его семьи не освободили занимаемое служебное жилое помещения. Встречный иск считает не подлежащим удовлетворению по следующему основанию. В соответствии с ч. 3 ст. 8. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Из смысла и содержания данной нормы следует, что договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда может заключаться только на период службы. Возможность заключения договора после увольнения действующим законодательством не предусмотрена.
Пункт 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление Органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, на которую ссылается ФИО2, такую возможность также не предусматривает. Просил удовлетворить иск МВД по РСО-Алания, в удовлетворении встречного иска ФИО2 отказать как по существу, так и в связи с пропуском 3-х месячного срока на обращения в суд после увольнения ФИО2 из органов внутренних дел, считая, что данные правоотношения регламентируются Трудовым Кодексом РФ.
Ответчик ФИО2 в суд не явился, был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил
Представитель ответчика ФИО2 – ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования МВД по РСО-Алания о выселении не признала, встречные исковые требования поддержала и пояснила, что ФИО2 имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ноября 2012 года, другого жилья не имеет, в связи с чем, он и члены его семьи не могут быть выселены из данного служебного жилого помещения. Учитывая, что договор найма служебного помещения был заключен со сроком действия в 2 года, в перезаключении (продлении) МВД по РСО-Алания отказали, просила в иске МВД по РСО-Алания о выселении отказать, встречные исковые требования ФИО2 удовлетворить в полном объеме, признать отказ МВД по РСО-Алания в перезаключении договора найма служебного помещения незаконным и обязать МВД по РСО-Алания перезаключить (продлить) с ним договор найма служебного помещения до получения им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ответчик ФИО2, одновременно являясь третьим лицом по встречному иску, в судебное заседание не явилась, представила суду письменное заявление, в котором исковые требования МВД о выселении из служебного жилого помещения не признала. Встречные исковые требования ФИО2 о признании отказа МВД по РСО-Алания незаконным и обязании перезаключения (продления) договора найма служебного помещения до получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения поддержала.
Ответчик ФИО1, одновременно представляя интересы ответчика ФИО2 на основании доверенности, а также интересы несовершеннолетних ответчиков ФИО3 и ФИО4 в качестве законного представителя, а также являясь третьим лицом по встречному иску, в судебном заседании иск о выселении из служебного жилого помещения не признала. Встречные исковые требования ФИО2 поддержала по основаниям, указанным во встречном исковом заявлении. Дополнительно указала, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья их семье в настоящее время не выплачена, в Советском районном суде г.Владикавказа рассматривается спор относительно количества членов их семьи, имеющих право на указанную выплату, их семья другого жилья не имеет, выселяться им некуда. Просила в иске МВД отказать, встречный иск –удовлетворить.
Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства <адрес>, ФИО11, действующая по доверенности дала заключение, согласно которому полагала, что если родители не имеют материальной возможности предоставить малолетним детях другого жилья, кроме занимаемого служебного помещения, то в интересах несовершеннолетних детей в иске МВД по РСО-Алания о выселении ФИО2 и членов его семьи следует отказать, а встречный иск ФИО2 удовлетворить.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего, что иск МВД по Республике Северная Осетия-Алания о выселении ответчиков из служебного жилого помещения удовлетворении не подлежит, встречный иск ФИО2 подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о выселении не подлежащим удовлетворению, встречный иск ФИО2 о признании отказа МВД по РСО-Алания незаконным и обязании перезаключения (продления) договора найма служебного помещения до получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в связи с прохождением службы в МВД по РСО-Алания ФИО2 по договору найма № от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено служебное жилое помещение – <адрес> площадью 59, 3 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес> «Г» кор.2, на состав семьи из 4-х человек,наниматель-ФИО2, жена-ФИО1, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын-ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В дальнейшем у супругов родился еще один ребенок-ФИО4 Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который также проживает в спорном служебном жилом помещении, предоставленном его отцу.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ служебная квартира, предоставленная ФИО2 с семьей, является собственностью Российской федерации, а согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ –находится в оперативном управлении МВД по РСО-Алания.
Решением заседания ЖБК ФГКУ УВО МВД по РСО-Алания, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. О принятом решении заседания ЖБК ФГКУ УВО МВД по РСО-Алания ФИО2 письменно уведомлен ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по РСО-Алания в связи с переводом на новое место службы, с учетом внесенных изменений ФИО2 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с составом семьи из 5-и человек с 22.11.2012г. Согласно протоколу заседания ЦЖБК МВД по РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 состоит на указанном учете в центральном аппарате МВД по РСО-Алания.
Все члены семьи Х-вых имеют регистрацию по месту жительства в спорной квартире, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела свидетельства о регистрации.
Приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с ФИО2 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет на день увольнения согласно приказу об увольнении составила в календарном исчислении 19 лет 3 месяца 17 дней.
20.10.2017г. МВД по РСО-Алания направило в адрес ФИО2 письмо за №, согласно которому ему и членам его семьи необходимо выселиться из служебной квартиры в связи с истечением срока трудового договора и предоставлен 3-месячный срок с даты увольнения со службы в органах внутренних дел.
22.11.2017г. ФИО2 обратился в МВД по РСО-Алания с заявлением о перезаключении с ним договора найма служебного помещения до получения им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, и согласно п.28 «Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 897 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от 16.03.2013г.)» не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
15.12.2017г. ответом МВД по РСО-Алания за №ФИО2 было отказано в перезаключении договора найма служебного помещения со ссылкой на то, что «правоотношения по договору найма служебного помещения, заключенного в 2015 году между ним и МВД по РСО-Алания, регулируются нормами ЖК РФ, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а положения п.28 Типового положения распространяется на договоры найма, заключенные до ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ МВД по РСО-Алания следует признать незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Таким образом, ответчики по настоящему делу ФИО2 и другие члены его семьи относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения, поскольку признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, другого жилого помещения семья, в которой имеется двое несовершеннолетних детей, не имеет.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Согласно пункту 27 «Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 897 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 897 является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах выводы МВД по РСО-Алания о том, что Типовое положении в части пункта 28 распространяется лишь на лиц, которым служебное жилое помещение было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), нельзя признать правильными, основанными на положениях действующего законодательства.
При принятии решения по настоящему делу суд руководствовался позицией Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ17-5, в котором также указано не необходимость принятия судами во внимание положений п.28 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 897 "Об утверждении типового положения…», в соответствии с которым не подлежат выселению из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения, лица, имеющие выслугу в правоохранительных органах более 10 лет.
В силу нормы статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и настоящему Федеральному закону.
Жилищный кодекс РФ связывает обеспечение граждан жилыми помещениями в связи с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Во взаимосвязи с указанными правовыми нормами в п.28 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ содержится запрет на выселение без предоставления другого жилого помещения сотрудников, отслуживших более 10 лет и состоящих на жилищном учете. К лицам, не состоящим на указанном учете, данная мера социальной защиты применена быть не может.
Кроме того, содержание п.17 договора найма служебного жилого помещения подписанного сторонами, предполагает наличие исключений, когда в соответствии с жилищным законодательством наниматель не подлежит выселению. Пунктом 23 договора найма предусмотрена возможность его дальнейшего продления. Суд полагает, что необеспеченность жилым помещением увольняемого сотрудника органов внутренних дел, состоящего на жилищном учете является основанием для его продления или перезаключения до предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, либо предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Как неоднократно указывал Верховный суд РФ в своих определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 56-КГ16-13 и от ДД.ММ.ГГГГ N 22-КГ17-4 по смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем (увольнение с военной службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника (увольнения военнослужащего). Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья. Таким образом, встречные исковые требования подлежат удовлетворению, МВД по РСО-Алания следует обязать продлить срок действия договора найма служебного жилого помещения с ФИО2 до получения им социальной выплаты на приобретение жилья.
Поскольку ответчик ФИО2 в установленном законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в период прохождения службы в органах внутренних дел поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в период службы жильем не был обеспечен, он не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления ему другого жилого помещения (либо социальной выплаты на его приобретение или строительство).
Доводы представителя МВД по РСО-Алания о пропуске истцом по встречному иску 3-х месячного срока обращения в суд не могут быть приняты во внимание судом, поскольку на спорные правоотношения распространяются нормы не трудового, а жилищного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания к ФИО5 ФИО2, ФИО6 ФИО1, ФИО5 ФИО2, ФИО5 ФИО3, ФИО5 ФИО4 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения отказать.
Встречный иск ФИО5 ФИО2 к МВД по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным отказа в перезаключении (продлении) договора найма служебного помещения, обязании перезаключить (продлить) договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МВД по РСО-Алания и ФИО2 до получения им единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения удовлетворить.
Обязать МВД по Республике Северная Осетия-Алания перезаключить (продлить) с ФИО2 с составом семьи: жена – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., договор найма служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: РСО-Алания <адрес> «Г» кор.2 <адрес> до получения им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Дзуцева Ф.Б.