ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-859/2021 от 14.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0002-01-2021-000885-83

Дело № 2-859/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2021 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Словесновой А.А.,

при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

25.03.2021г. ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее ГУ – УПФР в г.Тамбове Тамбовском районе Тамбовской области).

В обоснование требований указала, что решением ответчика от 16.11.2020г. №285173/20 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. По мнению ответчика, специальный стаж истца на дату обращения составил 22 года 7 месяцев 19 дней.

В специальный страховой стаж не засчитан период ее работы с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. (10 лет 10 месяцев 26 дней) в должности концертмейстера средней школы №2 (с 20.01.1994г. МОУ СОШ №2).

С решением ответчика истец не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее пенсионные права, поскольку в спорный период она осуществляла профессиональную деятельность в общеобразовательном учреждении в полном объеме в связи с чем данный период ее работы можно приравнять к педагогической деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008г. №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» должность концертмейстер» относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников. Также спорный период работы подтверждается записями из ее трудовой книжки.

Указывает, что приоритетной стратегией развития школы №2 г.Тамбова являлось с художественно-эстетическое направление (театральные классы), которое было призвано интегрировать воспитательно-образовательные усилия учителей, родителей, всей педагогической общественности с целью повышения уровня культурно-художественного развития учащихся школы. Наряду с общеобразовательными дисциплинами в учебный план этих классов были включены предметы художественно-эстетического направления: игровой тренинг, хореография (в классах), культура речи, вокал, литературное творчество (5-11 классы), МХК, введение в театральное дело, театрально-декорационное искусство, сценическое движение (классы).

Обращает внимание, что в спорный период работы она осуществляла деятельность по предмету вокал в 6-11 классах, при нагрузке 36 часов в неделю (1,5 ставки), что подтверждается выписками тарификационных списков и приказами. При этом она совместно с учителем занималась разработкой тематических планов и программ, участвовала в работе педагогических, методических советов, в оздоровительных, воспитательных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, обеспечивала охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, проводила индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися, использовала в работе современные образовательные технологии, включая информационные и компьютерные технологии, а также цифровые образовательные ресурсы, повышала свою профессиональную деятельность на курсах в ИПКРО г.Тамбова, проходила аттестацию.

По данным основаниям истец просила суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период ее работы с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. в должности концертмейстера средней школы №2 (с 20.01.1994г. МОУ СОШ №2) и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15.09.2020г., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 12.03.2020г. в рамках подготовки дела к судебному разбирательству на основании ст.43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен работодатель истца ФИО1 – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по все выше изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что она работала в должности концертмейстера в театральных классах, проводив как индивидуально-групповые, так и групповые занятия. Для театральных классов составлялась своя программа, уроки проходили по общему расписанию. По итогам программы дети сдавали экзамены. Считала, что работа в должности концертмейстера можно приравнять к педагогической деятельности, поскольку она проводила полноценные уроки с необходимой нагрузкой, а не дополнительное образование. Ссылаясь на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008г. №216н, просила засчитать недостающие 2 года и 7 месяцев в ее педагогический стаж 25 лет и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15.09.2020г., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины и почтовые расходы по отправке искового заявления стороне ответчика.

Представитель ГУ - УПФР в г.Тамбове Тамбовском районе Тамбовской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 16.11.2020г. №285173/20, просил в иске отказать. Дополнительно пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ №781 должность «концертмейстера» не предусмотрена, следовательно, период работы истца с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. в данной должности не подлежит включению в специальный стаж. Обратил внимание, что в материалах дела имеется справка работодателя о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж, однако по сведениям персонифицированного учета данный период представлен работодателем общим стажем, что не подтверждают педагогическую деятельность истца.

Представитель третьего лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

В судебном заседании 29.04.2021г. представитель третьего лица МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» по доверенности ФИО3 полагал, что спорный период работы истца с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. в должности концертмейстера подлежит включению в педагогический стаж истца, поскольку она работала с детьми учебном заведении специальной направленности, для этого создавались специальные классы. Факт осуществления истцом педагогической нагрузки подтверждается тарификационным списком работников за 1999г., где указана педагогическая нагрузка в 4-8 классах, копиями приказов о педагогической нагрузке за 2008/2009 учебный год, за 2009/2010 учебный год.

Выслушав указанных выше лиц, изучив материалы дела и материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, в частности трудовой книжкой на имя истца ФИО1, что 01.10.1999г. последняя принята на должность концертмейстера в театральные классы на индивидуальные часы в среднюю школу №2 на основании Приказа №124 от 04.10.1999г. (л.д.71) (с 20.01.1994г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», с 10.04.2012г. МОУ «СОШ №2» реорганизована в форме присоединения к МБОУ средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов, с 31.01.2013г. МАОУ средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов, с 13.08.2014г. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов»), с которой уволена 26.08.2010г. по собственному желанию на основании п.3 ст.77 ТК РФ (л.д.13).

Данные факты подтверждаются и справкой МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов» №864 от 28.10.2020г (л.д.41).

Кроме того, в указанной выше справке МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов» отражена педагогическая нагрузка истца следующим образом:

2000-2001 учебный год 32 часа в неделю,

2001-2002 учебный год 36,5 часов в неделю,

2002-2003 учебный год 36 часов в неделю,

2003-2004 учебный год 36 часов в неделю,

2004-2005 учебный год 36 часов в неделю,

2005-2006 учебный год 36 часов в неделю,

2006-2007 учебный год 36 часов в неделю,

2007-2008 учебный год 24 часа в неделю,

2008-2009 учебный год 27 часов в неделю,

2009-2010 учебный год 36 часов в неделю.

Также работодатель истца в обозначенной справке указывает, что работа в указанных должностях и учреждениях дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пп.19 п.1 ст.30 закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Нагрузка истца подтверждается также тарификационными списками за спорные периоды, а также приказами работодателя об установлении учебной нагрузки (л.д.16-26, 52-65).

15.09.2020г. истец ФИО1 обратилась к ответчику ГУ-УПФР в г.Тамбове и Тамбовской районе Тамбовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.36-40).

Решением ответчика от 16.11.2020г. №285173/20 истцу ФИО1 отказано в назначении указанной пенсии, поскольку необходимый стаж педагогической деятельности у нее отсутствует. В специальный (педагогический) стаж учтено 22 года 07 месяцев 19 дней, что менее требуемого 25 лет (л.д.7-10).

Ответчик не включил в педагогический стаж истца обозначенный выше спорный период работы истца с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. (10 лет 10 месяцев 26 дней) в должности концертмейстера средней школы №2 (с 20.01.1994г. МОУ СОШ №2), поскольку данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, также сведения индивидуального персонифицированного учета не подтверждают факт осуществления педагогической деятельности.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичное положение содержалось в пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ч.1.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Гражданам, которые указаны пунктах 19 - 21 части 1 настоящей статьи и которые в период с 1 января 2019г. по 31 декабря 2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к настоящему Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Частью 2 статьи30 ФЗ от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013г. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N781);

- "Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

- "Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N463), утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определённых должностях и в определённых учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Рассматривая требования истца ФИО1 о включении указанного выше периода работы в ее педагогический стаж, суд приходит к выводу, что период работы истца с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. в должности концертмейстера средней школы №2 (с 20.01.1994г. МОУ СОШ №2) не подлежит включению в ее педагогический стаж, поскольку Ни действующим в настоящее время Списком, ни ранее действовавшими аналогичными Списками не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности концертмейстера, в которой в спорном периоде согласно данным трудовой книжки работала истица.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятом Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 предусмотрена самостоятельная должность «концертмейстер».

Аналогичное содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. N761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Постановление Минтруда Российской Федерации от 11.11.1992 N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации" также предусматривает самостоятельные должности "концертмейстер" и "педагог", "преподаватель". Данные должности отличаются по своим характеристикам в учреждениях народного образования, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза от 31.08.1995 N 463/1268, не совпадают с должностными обязанностями по должностям и "педагог", "преподаватель".

Примерные должностные обязанности по должности "концертмейстер": разрабатывает совместно с преподавателями специальных и профилирующих дисциплин тематические планы и программы, проводит индивидуальные и групповые учебные занятия с обучающимися; формирует у обучающихся исполнительские навыки, прививает им навыки ансамблевой игры, способствует развитию у них художественного вкуса; обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала на уроках, экзаменах, зачетах, концертах (спектаклях), показательных выступлениях и т.п.

Поскольку характер работы и занятие определенной должности должны подтверждаться только письменными доказательствами, суд приходит к выводу, что первичных документов в обоснование довода об осуществлении истицей педагогической деятельности в указанный период не представлено. Должность «концертмейстер» не содержится ни в одном из указанных выше списков, которые давали бы право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Также суд полагает, что отсутствуют правовые основания для отождествления данной должности с должностью «педагог», «преподаватель», «учитель», так как отсутствуют надлежащие доказательства фактического осуществления истцом в спорные периоды работы педагогической деятельности преподавателем.

В связи с чем исковые требования ФИО1 о включении в ее педагогический стаж периода работы с 01.10.1999г. по 26.08.2010г. в должности концертмейстера средней школы №2 (с 20.01.1994г. МОУ СОШ №2) удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу положений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном гл.7 ГПК РФ.

Истцом ФИО1 заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб. и почтовых расходов по отправке корреспонденции в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела в сумме 140,00 руб., которые удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от первоначальных исковых требований, в удовлетворении которых истцу было отказано.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Словеснова

Решение принято в окончательной форме 21.05.2021г.

Судья А.А. Словеснова