РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Сараи 05 февраля 2013 года
Сараевский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего – судьи Суханова В.В.,
с участием помощника прокурора Сараевского района Рязанской области Мариной Т.В.,
при секретаре – Даллакян Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявление прокурора Сараевского района Рязанской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия Совета депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в части невнесения изменений и дополнений в устав муниципального образования – Алексеевское сельское поселение незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Сараевского района Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия Совета депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в части невнесения изменений и дополнений в устав муниципального образования – Алексеевское сельское поселение незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указывает, что в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативно правовых актов органов местного самоуправления 23 января 2013 года был изучен Устав муниципального образования – Алексеевское сельское поселение, принятый решением Совета депутатов данного поселения от 10 мая 2006 года №10 (в редакции от 28 мая 2012 года №99). В рамках изучения Устава выявлено, что пункт 33 ч.1 ст. 35 Устава Алексеевского сельского поселения не соответствует требованиям п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а именно.
Подпунктом «а» п.5 ст.5 Федерального закона от 30.11.2011 г. №361 –ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.19. ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесены изменения, согласно которым к вопросам местного значения отнесено: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 г. №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» к полномочиям поселений, предусмотренным ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктом 38 добавлены полномочия по осуществлению мер противодействия коррупции в границах поселения.
Однако до настоящего времени Устав муниципального образования – Алексеевское сельское поселение не приведен в соответствие с вышеуказанными изменениями, в связи с чем усматривается бездействие представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области по невнесению изменений в Устав муниципального образования, в результате чего Устав не соответствует и противоречит действующему федеральному законодательству и нарушаются права и свободы граждан, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории Алексеевского сельского поселения, так как без устава, соответствующего действующему законодательству, невозможна эффективная деятельность по осуществлению местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного прокурор просил признать бездействие Совета депутатов в части непринятия изменений и дополнений в Устав Алексеевского сельского поселения незаконным и просил обязать Совет депутатов привести п.33 ч.1 ст. 35 Устава в соответствии с п.19 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включить в Устав пункт, предусматривающий полномочия поселения по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Марина Т.В. поддержала заявленные прокурором требования и настаивала на их удовлетворении.
Представитель Совета депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение, будучи уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В адресованной суду телефонограмме
согласился с требованиями прокурора и указал о том, что Устав муниципального образования будет приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством в кратчайшее время.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 254 ГПК РФ предусматривает право оспаривания бездействия органов местного самоуправления.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании ч.1 ст. 256 ГПК РФ заявление об оспаривании бездействия органов местного самоуправления может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод.
Судом установлено, что прокурором в рамках осуществления проверки соответствия федеральному законодательству нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (справка о результатах проверки от 23.01.2013 г. л.д.7) выявлен факт несоответствия Устава муниципального образования – Алексеевское сельское поселение требованиям действующего федерального законодательства, в частности пункт 33 части 1 статьи 35 Устава, не соответствует требованиям п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При этом в статью 35 Устава, предусматривающую компетенцию администрации сельского поселения, не включен пункт, предусматривающий полномочия поселения по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ч.1 ст.30 Устава Алексеевского сельского поселения представительным органом местного самоуправления Алексеевского сельского поселения является Совет депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области.
В соответствии с п.1 ч.10 ст. 30 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов Алексеевского сельского поселения находится принятие Устава Алексеевского сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений.
Как установлено судом изменения в ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», о которых прокурором ведется речь в заявлении, внесены Федеральными законами №361-ФЗ от 30.11.2011 г. и Федеральным законом №329-ФЗ от 21.11.2011 года.
Так, подпунктом «а» п.5 ст.5 Федерального закона от 30.11.2011 г. №361 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п.19. ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесены изменения, согласно которым к вопросам местного значения отнесено: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 г. №329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» к полномочиям поселений, предусмотренным ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктом 38 добавлены полномочия по осуществлению мер противодействия коррупции в границах поселения.
Однако на момент рассмотрения настоящего дела в суде, Устав Алексеевского сельского поселения не приведен в соответствии с вышеуказанными изменениями.
Анализ приведенных норм Устава муниципального образования и соответствующих положений Федерального закона №131-ФЗ свидетельствует о том, что законом предусмотрен более широкий круг полномочий поселения в перечисленных областях деятельности, чем закреплено в Уставе муниципального образования.
Отсутствие в Уставе определенного ряда вопросов, отнесенных Федеральным законом к вопросам местного значения, существенно сужает круг таковых вопросов, возложенных на муниципальные образования Федеральным законом. В свою очередь, неисполнение органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что, несмотря на внесенные изменения в Федеральный закон, представительным органом муниципального образования какие-либо действия по приведению Устава в соответствие с требованиями федерального законодательства не проводятся, в связи с чем, указанное бездействие является незаконным.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В данном случае суд приходит к выводу, что прокурором в установленный ч.1 ст. 256 ГПК РФ срок правомерно заявлены требования о признании бездействия Совета депутатов незаконным.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем Совет депутатов Алексеевского сельского поселения как представительный орган местного самоуправления, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
1. Заявление прокурора Сараевского района Рязанской области - удовлетворить.
2. Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области в части непринятия изменений и дополнений в Устав Алексеевского сельского поселения незаконным.
3. Обязать Совет депутатов муниципального образования – Алексеевское сельское поселение Сараевского муниципального района Рязанской области привести п.33 ч.1 ст. 35 Устава Алексеевского сельского поселения в соответствии с п.19. ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включить в Устав муниципального образования – Алексеевское сельское поселение пункт, предусматривающий полномочия администрации Алексеевского сельского поселения по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Сараевский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья – подпись
Копия верна: судья Сараевского
районного суда В.В. Суханов