ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-85/17 от 26.09.2017 Эрзинского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2-85/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Эрзинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кыргыс В.К.,

при секретаре Баранмаа А.Н.,

с участием истца – заместителя прокурора Эрзинского района Ондар А.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Хуралу представителей сельского поселения сумона Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва об обязании в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем размещения в сети интернет информации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Эрзинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к Хуралу представителей сельского поселения сумона Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Эрзинского района в августа 2017 года проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что Хуралом представителей сельского поселения сумон Моренский официальный Интернет-сайт создан на сайте администрации Эрзинского района по адресу в сети «Интернет»: <данные изъяты> в разделе «Сельские поселения». В нарушение требований федерального законодательства по указанному адресу в сети «Интернет» отсутствует следующая информация: решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и 2019 годов», решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О прогнозе социально-экономического развития сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы».

Указанные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми, так как органом местного самоуправления нарушается право доступа неопределенного круга лиц, в том числе жителей муниципального образования, к информации о деятельности данного органа местного самоуправления, ограничивает свободу поиска и получения такой информации, лишает возможности направлять запросы и получать запрашиваемую информацию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 45, 131-132 ГПК РФ, просит суд обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем размещения в сети интернет следующей информации: решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ», решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О прогнозе социально-экономического развития сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ».

В судебном заседании заместитель прокурора иск поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, в судебное заседание не явился, уважительности причин неявки в суд не предоставил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие извещенного надлежащим образом представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть четко определить.

В силу ч. 4. ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований (статья 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 9.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Статьей 13 Федерального закона от 9.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», в том числе, статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств.

Согласно части 7 и 8 статьи 14 Федерального закона от 9.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

На основании части 6 статьи 52 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8.12.2011 № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Устава, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумона Морненский Эрзинского кожууна от 11 ноября 2011 года № 20, структуру органов местного самоуправления составляют Хурал представителей сумона Моренский, Глава сумона Моренский, Администрация сумона Моренский, Контрольный орган (контрольно-ревизионная комиссия) сумона Моренский.

Согласно ч. 7 ст. 17 Устава в исключительной компетенции Хурала представителей находятся утверждение бюджета сумона и отчета о его исполнении. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию (ч. 6 ст. 34 Устава).

Судом установлено, что доступ пользователей информацией в сети интернет к деятельности Администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва осуществляется по адресу: www.erzin.ru, зарегистрированному для нужд Администрации и создан в целях обеспечения реализации прав граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на доступ в сети Интернет к информации о деятельности Администрации Эрзинского кожууна Республики Тыва, муниципальных образований Эрзинского кожууна Республики Тыва.

На указанном сайте был создан информационно-справочный раздел «Сельские поселения» для размещения на нем информационных материалов Хурала представителей сумона Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва.

Проведенная прокуратурой Эрзинского района Республики Тыва проверка исполнения требований законодательства об обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показала, что Хуралом представителей сельского поселения сумон Моренский официальный Интернет-сайт создан на сайте администрации Эрзинского района по адресу в сети «Интернет»: <данные изъяты> в разделе «Сельские поселения». В нарушение требований федерального законодательства по указанному адресу в сети «Интернет» отсутствует информация о решении Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ», о решении Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О прогнозе социально-экономического развития сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ».

Доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представителем ответчика суду не представлено.

Суд приходит к выводу, что отсутствие указанной информации в свободном доступе в сети «Интернет» является нарушением принципа прозрачности бюджетной системы Российской Федерации в целом и ее субъектов, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений.

Срок устранения допущенных нарушений Хуралом представителей сумона Моренский суд признает разумным, поскольку помимо установленного судом срока исполнения возложенной обязанности, у Хурала представителей также имеется возможность разместить в сети «Интернет» необходимую информацию в течение срока вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, нарушение федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

При таких обстоятельствах иск заместителя прокурора Эрзинского района подлежит удовлетворению.

В силу положений п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Однако согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина с него взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Эрзинского района Республики Тыва удовлетворить.

Обязать Хурал представителей сельского поселения сумона Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем размещения в сети интернет следующей информации: 1) решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ»; 2) решение Хурала представителей сельского поселения сумон Моренский от ДД.ММ.ГГГГ «О прогнозе социально-экономического развития сельского поселения сумон Моренский Эрзинского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Эрзинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий В.К. Кыргыс