ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-85/19 от 05.04.2019 Октябрьского районного суда (Курская область)

Гр. дело №2-85/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«05» апреля 2019 года п.Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,

с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя ответчика Комитета социального обеспечения Курской области ФИО3,

представителя третьего лица администрации Октябрьского района Курской области ФИО4,

при секретаре Силиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области о возложении обязанности выдать ей специальное удостоверение единого образца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского района Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области об обязании выдать ей специальное удостоверение единого образца, указав, что она является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 26.04.1986 года по 04.04.1990 года она проживала в <...> в составе семьи своего отца ФИО7 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года №1582 населенный пункт с.Увелье Красногорского района Брянской области отнесен к зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АС.

В ноябре 2018 года по ее заявлению отделом социального обеспечения ей было выдано удостоверение единого образца, как подвергшейся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом, вместо надлежащей категории «переселенной из зоны отселения» указана категория «выехавшая добровольно из зоны отселения». Действующим законодательством в сфере социальной защиты граждан предусмотрен дифференцированный подход к определению мер социальной поддержки граждан в зависимости от отнесения их к той или иной определяемой законом категории.

Указание в выданном удостоверении иной категории напрямую влияет на объем прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

После получения удостоверения она обратилась в отдел соцобеспечения с просьбой

о замене удостоверения с указанием надлежащей категории, однако ей отказали в замене удостоверения, ссылаясь на то, что удостоверение выдавалось на основании представленных ею документов. Согласно Регламенту о предоставлении государственной услуги заявитель подает заявление и необходимые документы в отдел социального обеспечения по месту своего жительства, где и получает соответствующее удостоверение.

Ею было получено Решение комиссии КСО Курской области от 24.12.2018 года, которым ей письменно отказано в выдаче надлежащего удостоверения вместе с Уведомлением об отказе в выдаче удостоверения. Как следует из этих документов, у нее нет документа, подтверждающего факт переселения из зоны отселения.

Отказ органа социального обеспечения в выдаче ей нового удостоверения с указанием надлежащей категории считает незаконным, т.к. она относится к категории граждан, переселенной из зоны отселения, поскольку с 26.04.1986 года проживала в зоне льготным социально-экономическим статусом, относящейся к зоне отселения, имеет соответствующее удостоверение о праве на указанные льготы.

Просила суд обязать отдел социального обеспечения администрации Октябрьского района и Комитет социального обеспечения Курской области выдать ей специальное удостоверение единого образца, оформленное в соответствии с требованиями совместного приказа от 11.04.2006 года Министерства РФ по ГО и ЧС №228, Минздравсоцразвития РФ №271, Минфина РФ №63 с указанием категории переселенной из зоны отселения.

Определением суда от 12.03.2019 года администрация Октябрьского района Курской области исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании истец ФИО1, а также ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении. Кроме того, истец и ее представитель пояснили, что указание в выданном удостоверении иной категории напрямую влияет на объем прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец также просила взыскать в свою пользу с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 12500 рублей 00 копеек.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения Курской области ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 не согласился, просчитал их необоснованными, просил оставить заявленные исковые требования без удовлетворения, пояснив при этом, что в числе населенных пунктов, жители которых подлежали обязательному переселению с.Увелье не значится, следовательно ФИО1 выехала из указанного населенного пункта на основании принятого ею самостоятельного решения, и ни при каких обстоятельствах не может быть причислена к переселенным (переселяемым) гражданам в связи с чем она не имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ч.1 ст.17 Закона, и на получение удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, установленные названной нормой.

Представитель третьего лица администрации Октябрьского района Курской области ФИО4 в судебном заседании пояснила, что отдел социального обеспечения администрации Октябрьского района Курской области не уполномочен на выдачу удостоверений, а лишь является органом, который поступившие заявления с документами направляет в Комитет социального обеспечения Курской области.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан», подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1 определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в числе прочих, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые),в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п.6 ст.13).

Положениями статей 14-23 указанного Закона установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категории граждан, указанных в статье 13 Закона. Для граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения (указанных в п.6 ст.13) такие меры установлены в статье 17 Закона.

Согласно ч.1 ст.17 Закона гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, указанным в п.6 ч.1 ст.13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4,5,7,9,11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.

В силу п.5 ч.1 ст.14 Закона гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

В судебном заседании установлено, что населенный пункт с.Увелье Красногорского района Брянской области согласно распоряжения Правительства РФ №237-р от 28.12.1991 года в период с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения», относилось к территории района, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства в личных подсобных хозяйствах, а согласно постановлению Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 26.04.1986 г. по настоящее время относится к зоне отселения.

Кроме этого, в сопроводительном письме №572 от 22.03.2019 года администрация Красногорского района Курской области сообщает, что во исполнение статьи 9 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» проводилось переселение жителей Красногорского района Брянской области.

Согласно справке №190 от 20.03.2019 года, выданной Яловской сельской администрацией Красногорского района Брянской области, гражданин ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно был зарегистрирован и проживал вместе со своей семьей: жена - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО7,ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на территории Яловской сельской администрации по адресу: <...> Красногорского района Брянской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне №2 отселения.

Согласно временного удостоверения №242 администрации Брянской области от 08.06.1992 года, семья ФИО13 в составе пяти человек (глава семьи ФИО7), подлежала обязательному отселению. В данном документе указано, что семья ФИО6 проживала в населенном пункте с.Увелье Красногорского р-на Брянской области, входящем в зону отселения.

Как следует из справки №335 от 23.03.2019 года, выданной администрацией Красногорского района Брянской области на запрос суда, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно проживала в населенном пункте с.Увелье Красногорского района Брянской области РФ с 26.04.1986 г. по 04.04.1990 г., который согласно постановления правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года отнесен к зоне отселения и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991 г. с изменениями и дополнениями.

Удостоверение на имя дочери ФИО5 серия АЧ №010746 от 17.05.1994 года, выданное администрацией Октябрьского района Курской области первоначально получал ее отец - ФИО8

Суд полагает, что в справках о проживании ФИО8 и членов его семьи в с.Увелье Красногорского района Брянской области, направленных администрацией Красногорского района Брянской области на запрос суда, допущена ошибка в дате рождения истца, а именно указано «ДД.ММ.ГГГГ г.р.» вместо «ДД.ММ.ГГГГ г.р.».

При вступлении в брак истец сменила фамилию с «ФИО6» на «Петрову», что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ЖТ №502840, выданным 10.06.2000г.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно проживала в населенном пункте с.Увелье Красногорского района Брянской области РФ с 26.04.1986 г. по 04.04.1990 г., который согласно постановления правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года отнесен к зоне отселения.

Согласно ч.1 п.5) Постановления Губернатора Курской области №153 от 29.05.2009 года «Об органе исполнительной власти Курской области, уполномоченном на оформление и выдачу удостоверений гражданам, пострадавшим в результате радиационных аварий (катастроф)», Комитет социального обеспечения Курской области определен органом исполнительной власти области на оформление и выдачу специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 02.11.2018 года по заявлению ФИО1 ей было выдано удостоверение единого образца, как подвергшейся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором указана категория «выехавшая добровольно из зоны отселения».

После получения удостоверения ФИО1 обратилась в отдел соцобеспечения с просьбой о замене удостоверения с указанием надлежащей категории, однако ей отказали в замене удостоверения, ссылаясь на то, что удостоверение выдавалось на основании представленных ею документов. Согласно Регламенту о предоставлении государственной услуги заявитель подает заявление и необходимые документы в отдел социального обеспечения по месту своего жительства, где и получает соответствующее удостоверение.

В судебном заседании установлено, что 12.11.2018 года в Комитет социального обеспечения Курской области поступило заявление ФИО1 от 02.11.2018 года с документами о выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС как переселенной из зоны отселения.

24.12.2018 года комиссией Комитета социального обеспечения Курской области по оформлению и выдаче удостоверений гражданам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия ФИО1 в выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС как переселенной из зоны отселения, отказано.

Доводы представителя ответчика о том, что в числе населенных пунктов, жители которых подлежали обязательному переселению на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 года №878-р, с.Увелье не значится, следовательно ФИО1 выехала из указанного населенного пункта на основании принятого ею самостоятельного решения, и не может быть причислена к переселенным (переселяемым) гражданам, а также о том, что в представленных ФИО1 документах отсутствует доказательство того, что она переселена из с.Увелье, основаны на неверном толковании указанных выше норм права и не соответствует действительности, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., постоянно проживала в населенном пункте с.Увелье Красногорского района Брянской области РФ с 26.04.1986 г. по 04.04.1990 г., который согласно постановления правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года отнесен к зоне отселения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области о возложении обязанности выдать ей удостоверение единого образца, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд, принимая во внимание степень участия представителя истца в рассматриваемом деле (консультация, подготовка искового заявления, участие в беседе и 4 судебных заседаниях), объем и сложность дела, исходя из соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле, и соотношения судебных расходов с объемом защищаемого права приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 12500 рублей, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Комитету социального обеспечения Курской области о возложении обязанности выдать ей специальное удостоверение единого образца, удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения Курской области выдать ФИО1 специальное удостоверение единого образца, оформленное в соответствии с требованиями совместного приказа от 11.04.2006 года Министерства РФ по ГО и ЧС №228, Минздравсоцразвития РФ №271, Минфина РФ №63 с указанием категории переселенной из зоны отселения.

Взыскать в пользу ФИО1 с Комитета социального обеспечения Курской области судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 12500 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца с момента его оглашения.

Судья