Дело № 2-85/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Солтон 23 июля 2019 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Илларионова С.А.
при секретаре Оторове Д.С.,
с участием заместителя прокурора Панкратова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солтонского района Алтайского края, действующего в интересах ФИО1 к администрации Солтонского района Алтайского края о взыскании задолженности по заработной плате,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Солтонского района Алтайского края действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Солтонского района Алтайского края о взыскании задолженности по заработной плате за период с мая 2018 года по май 2019 года включительно.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 с 01.01.2008 года и по настоящее время работает оперативным дежурным единой дежурно-диспетчерской службы ГО и ЧС администрации Солтонского района. Размер должностного оклада последней в 2018 и 2019 календарных годах установлен в размере 3775 руб. 50 коп. Начисляя ФИО1 заработную плату в спорные периоды времени, работодатель, в нарушение положений ст.ст. 129, 133, 149, 154 ТК РФ, необоснованно включал в её состав, не превышающий минимальный размер оплаты труда, повышенную оплату работы ФИО1 в ночное время и нерабочие праздничные дни, уровняв тем самым заработную плату работников, отработавших в нормальных условиях труда и труд истицы.
Ссылаясь на Постановление Конституционного суда РФ от 11.04.2019 года № 17-П, а также выявленные в ходе проведенной проверки нарушения, связанные с порядком начисления заработной платы ФИО1, процессуальный истец просил взыскать с администрации Солтонского района Алтайского края образовавшуюся задолженность по заработной плате последней за период с мая 2018 года по май 2019 года включительно в размере 8722 руб. 10 коп.
В судебном заседании истец по делу ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.
Заместитель прокурора Панкратов В.А. исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске, дополнительно просив не взыскивать с ответчика государственную пошлину, поскольку последний как орган местного самоуправления в силу закона освобожден от уплаты таковой.
Представители ответчика по доверенности ФИО2 и ФИО3 пояснили, что с 15.04.2019 года администрация района пересмотрела систему оплаты труда ФИО1, которая с указанной даты соответствует положениям, изложенным в Постановлении Конституционного суда РФ от 11.04.2019 года № 17-П, однако в остальной части с исковыми требованиями прокурора района не согласны, поскольку вышеуказанное постановление Конституционного Суда РФ не имеет обратной силы, а проведенными ранее проверками финансовой деятельности администрации Солтонского района, нарушений, связанных с порядком начисления и выплатой заработных плат контрольно-ревизионным управление установлено не было.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны по делу, суд при разрешении исковых требований приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, - работы, производимой в то время, которое предназначено для отдыха.
Как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Установление повышенной оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 с 01.01.2008 года и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с администрацией Солтонского района Алтайского края, работая в должности оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы отдела ГО и ЧС (л.д. 10). Данное обстоятельство также подтверждается и сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца (л.д. 40).
Из представленного табеля учета рабочего времени, расчетных листков и расчетно-платежных ведомостей за май 2018 года - май 2019 года, заработная плата ФИО1 начислялась работодателем исходя из оклада в размере 3775 руб. 50 коп. При этом к должностному окладу истца были установлены доплаты до МРОТ (с мая по декабрь 2018 года - 11163 руб., с 01.01.2019 года по май 2019 года - 11280 руб.), в состав которых входили, в том числе, дополнительные выплаты за работу в праздничные дни и ночное время. Таким образом, начисление районного коэффициента за работу в местностях с особыми климатическими условиями производилось работодателем на сумму МРОТ, в которую уже были включены вышеуказанные надбавки за осуществление трудовой деятельности в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Данные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку в противном случае заработная плата в местностях с особыми климатическими условиями не будет отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Данное обстоятельство являлось бы нарушением конституционного принципа равенства и справедливости из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую основанную на объективных критериях заработную плату и не допускать применением одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации изданные до введение в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 данного Кодекса, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 от 17.08.1971 года было принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с последующими изменениями и дополнениями, с 01.05.2018 года составляет 11163 руб., с 01.01.2019 года - 11280 руб.
Таким образом, месячная заработная плата работника бюджетного сектора экономики, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда, с 01.05.2018 года по 31.12.2018 года в Солтонском районе Алтайского края не могла быть ниже 12837 руб. 45 коп. в месяц из расчета (11163 - минимальный размер оплаты труда х 15%) и 12972 руб. в период с 01.01.2019 года (11280 - минимальный размер оплаты труда х 15%).
Указанные требования действующего трудового законодательства ответчиком по делу при начислении заработной платы ФИО1 соблюдены, однако не учтено, что положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152 - 154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
С учетом вышеизложенного, установленных по делу обстоятельств, а также позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 года № 17-П суд приходит к выводу, что начисление заработной платы истцу в спорые периоды времени происходило с нарушением действующего законодательства, в связи с чем нарушенное право подлежит восстановлению.
Судом проверен представленный процессуальным истцом расчет задолженности недоначисленной заработной платы ФИО1 за спорный период времени, который в свою очередь не противоречит требованиям вышеприведенного трудового законодательства, однако подлежит уточнению в части суммы недоплаты за июль 2018 года и май 2019 года в связи с допущенными арифметическими ошибками.
Задолженность по выплате заработной платы ФИО1, согласно нижеприведенному расчету в период с мая 2018 года по май 2019 года составляет:
В мае 2018 года - 1063 рубля 11 копеек.
Расчет: оклад 3775 руб. 50 коп. + надбавка за стаж 943 руб. 88 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. = 6248 руб. 46 коп.
МРОТ 11163 руб. - 6248 руб. 46 коп. = 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ
оклад 3775,5 руб. + надбавка за стаж 943,88 руб. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. + 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ + 392 руб. 48 коп. доплата за работу в праздничные дни + 531 руб. 96 коп. доплата за работу в ночное время + 15% районный коэффициент 1813 руб. 12 коп. - начисленная заработная плата 12837 руб. 45 коп. = 1063 руб. 11 коп.
В июне 2018 года - 631 рубль 49 копеек.
Расчет: оклад 3775 руб. 50 коп. + надбавка за стаж 943 руб. 88 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. = 6248 руб. 46 коп.
МРОТ 11163 руб. - 6248 руб. 46 коп. = 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ
оклад 3775 руб. 5 коп. + надбавка за стаж 943 руб. 88 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. + 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ + 549 руб. 12 коп. доплата за работу в ночное время + 15% районный коэффициент 1756 руб. 82 коп. - начисленная заработная плата 12837 руб. 45 коп. = 631 руб. 49 коп.
В июле 2018 года - 572 руб. 29 коп.
Расчет: оклад 3775 руб. 50 коп. + надбавка за стаж 943 руб. 88 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. = 6248 руб. 46 коп.
МРОТ 11163 руб. - 6248 руб. 46 коп. = 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ
оклад 3775 руб. 50 коп. + надбавка за стаж 943 руб. 88 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1362 руб. 96 коп. + премия за специфику работы 166 руб. 12 коп. + 4 914 руб. 54 коп. доплата до МРОТ + 497 руб. 64 коп. доплата за работу в ночное время + 15% районный коэффициент 1749 руб. 10 коп. - начисленная заработная плата 12837 руб. 45 коп. = 572 руб. 29 коп.
В августе 2018 года - 138 руб. 14 коп.
Расчет: оклад 820 руб. 76 коп. + надбавка за стаж 205 руб. 19 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 296 руб. 29 коп. + премия за специфику работы 36 руб. 11 коп. + 1068 руб. 39 коп. Доплата до МРОТ + 120 руб.12 коп. доплата за работу в ночное время + 15% районный коэффициент 382 руб. 03 коп. = 2928 руб. 89 коп. (заработная плата за август 2018 года).
2928 руб. 89 коп. (заработная плата за август 2018 года) - 2790 руб. 75 коп. (начисленная работодателем заработная плата) = 138 руб. 14 коп.
В сентябре 2018 года - 552 руб. 55 коп.
Расчет: оклад 2831 руб. 62 коп. + надбавка за стаж 707 руб. 91 коп. + доплата за напряженность и интенсивность 1022 руб. 21 коп. + премия за специфику работы 124 руб. 59 коп. + 3685 руб. 92 коп. Доплата до МРОТ + 480 руб. 48 коп. доплата за работу в ночное время + 15% районный коэффициент - 9628 руб. (начисленная работодателем заработная плата) = 552 руб. 55 коп.
В октябре 2018 года - 572 руб. 29 коп.
Расчет: МРОТ 11163 руб. + 497 руб. 64 коп. доплата за работу в ночное время + 15 % районный коэффициент = 13 409 руб. 74 коп. (заработная плата за октябрь).
13 409 руб. 74 коп. (заработная плата за октябрь) - 12 837 руб. 45 коп. (начисленная работодателем заработная плата) = 572 руб. 29 коп.
В ноябре 2018 года - 837 руб. 43 коп.
Расчет: МРОТ 11163 руб. + 531 руб. 96 коп. (доплата за работу в ночное время) + 196 руб. 24 коп. (доплата за работу в праздничные дни) + 15 % районный коэффициент = 13 674 руб. 88 коп. (заработная плата за ноябрь).
13 674 руб. 88 коп. (заработная плата за ноябрь).- 12 837 руб. 45 коп. (начисленная работодателем заработная плата) = 837 руб. 43 коп.
В декабре 2018 года - 631 руб. 49 коп.
Расчет: МРОТ 11163 руб. + 549 руб. 12 коп. (доплата за работу в ночное время) + 15 % районный коэффициент = 13468 руб. 94 коп. (заработная плата за декабрь).
13468 руб. 94 коп. (заработная плата за декабрь) - 12 837 руб. 45 коп. (начисленная работодателем заработная плата) = 631 руб. 49 коп.
В январе 2019 года - 1023 руб. 64 коп.
Расчет: МРОТ 11280 руб. + 497 руб. 64 коп. (доплата за работу в ночное время) + 392 руб. 48 коп. (доплата за работу в праздничные дни) + 15 % районный коэффициент = 13 995 руб. 64 коп. (заработная плата за январь).
13 674 руб. 88 коп. (заработная плата за январь).- 12 972 руб. (начисленная работодателем заработная плата) = 1023 руб. 64 коп.
В феврале 2019 года - 552 руб. 55 коп.
Расчет: МРОТ 11280 руб. + 480 руб. 48 коп. (доплата за работу в ночное время) + 15 % районный коэффициент = 13 524 руб. 55 коп. (заработная плата за февраль).
13 524 руб. 55 коп. (заработная плата за февраль) - 12 972 руб. (начисленная работодателем заработная плата) = 552 руб. 55 коп.
В марте 2019 года - 837 руб. 43 коп.
Расчет: МРОТ 11280 руб. + 531 руб. 96 коп. (доплата за работу в ночное время) + 196 руб. 24 коп. (доплата за работу в праздничные дни) + 15 % районный коэффициент = 13 809 руб. 43 коп. (заработная плата за март).
13 809 руб. 43 коп. (заработная плата за март).- 12 972 руб. (начисленная работодателем заработная плата) = 837 руб. 43 коп.
В апреле 2019 - 631 руб. 49 коп.
Расчет: МРОТ 11280 руб. + 549 руб. 12 коп. (доплата за работу в ночное время) + 15 % районный коэффициент = 13 603 руб. 49 коп. (заработная плата за апрель).
13 603 руб. 49 коп. (заработная плата за апрель 2019 года)- 12 972 руб. (начисленная работодателем заработная плата) =631 руб. 49 коп.
В мае 2019 года - 572 руб. 29 коп.
Расчет: МРОТ 11280 руб. + 497 руб. 64 коп. (доплата за работу в ночное время) + 15 % районный коэффициент = 13 444 руб. 29 коп. (заработная плата за май).
13 444 руб. 29 коп. (заработная плата за май) - 12 972 руб. (начисленная работодателем заработная плата) = 572 руб. 29 коп.
Итого: 1063 руб. 11 коп. + 631 руб. 49 коп. + 572 руб. 29 коп. + 138 руб. 14 коп. + 552 руб. 55 коп. + 572 руб. 29 коп. + 837 руб. 43 коп. + 631 руб. 49 коп. + 1023 руб. 64 коп. + 552 руб. 55 коп. + 837 руб. 43 коп. + 631 рубль 49 коп. + 572 руб. 29 коп. = 8 616 руб. 19 коп.
Доказательств, подтверждающих выплату ФИО1 доначисленных денежных сумм в период с 15.04.2019 года по май 2019 года включительно в сумме 888 руб. 04 коп. ответчиком на день рассмотрения дела по существу суду не представлено.
Таким образом, задолженность по заработной плате ответчика перед истцом за май 2018 года - май 2019 года составляет 8616 руб. 19 коп., в связи с чем исковое заявление прокурора Солтонского района Алтайского края, действующего в интересах ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.
При этом из подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца денежной суммы не подлежит удержанию налог на доходы физических лиц (НДФЛ), так как в силу пункта 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 данного Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.
Не могут быть приняты во внимание и доводы ответчика в части того, что постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 года № 17-П не имеет обратной силы, а проведенными ранее проверками финансовой деятельности администрации Солтонского района, нарушений, связанных с порядком начисления и выплатой заработных плат контрольно-ревизионным управление установлено не было.
Рассматривая доводы ответчика в вышеуказанной части, суд исходит из того, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации представляют собой итоговые выводы Суда, образуемые путем сопоставления конституционной и отраслевой норм права, в силу чего они отражают должное с конституционной точки зрения правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ направлены на конституционное правовое толкование, уточнение существующих правовых норм, подлежащих применению на территории Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор по существу, суд применил правовые нормы, существовавшие как на момент спорных правоотношений, так и на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 11.04.2019 года № 17-П, которым лишь дано толкование соответствующим нормам права, являющееся общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В соответствие со статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в части взыскания заработной платы, подлежит к немедленному исполнению.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края, действующего в интересах ФИО1 к администрации Солтонского района Алтайского края о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Солтонского района Алтайского края в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате с мая 2018 года по май 2019 года включительно в размере 8616 рублей 19 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда в части взыскания заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня оглашения решения суда.
Судья: С.А. Илларионов