ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-85/2014 от 11.04.2014 Заиграевского районного суда (Республика Бурятия)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 апреля 2014 г.                                                                                                         п. Заиграево

 Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тютриной С.Н. с участием помощника прокурора Маханова А.В. при секретаре Раднаевой Т.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражднское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации, Республики Бурятия к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ФИО2, ФИО3 Э,П. о взыскании субсидии,

 УСТАНОВИЛ:

 Обращаясь с иском в суд к ответчику ИП ФИО1, прокурор указывает, что прокуратурой Заиграевского района проведена проверка соблюдения законодательства при реализации государственных программ поддержки агропромышленного комплекса.

 В ходе проверки установлено следующее.

 В период --------- г.г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия из федерального и республиканского бюджетов предоставлялись ответчику ИП ФИО1 субсидии на общую сумму *** рублей на возмещение затрат на уплату процентов по кредитному договору № ***, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «***» и ИП ФИО1

 В соответствии со статьей 78 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 1460) утверждены Правила предоставления субсидий. До 31.12.2012 г. действовали Правила предоставлении субсидий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90.

 В силу п. 5 действующих Правил предоставлении субсидий (п. 4 Правил предоставления субсидий, действовавших до 31.12.2012 г.) субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта при условии наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщикам, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.

 Республика Бурятия постановлениями Правительства от 24.03.2010 N 107 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011 - 2017 годы и на период до 2020 года", от 05.04.2013 г. № 178 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года" утвердила Порядки предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

 В соответствии с указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия одним из условий для получения субсидии на возмещение затрат на уплату процентов является отсутствие у получателя субсидии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

 У ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась просроченная задолженность по уплате налоговых платежей в размере *** тыс. рублей. Задолженность по налоговым платежам в --------- г.г. и до настоящего времени ФИО1 не оплачена. Таким образом, основания для возмещения ответчику затрат на уплату процентов по кредитному договору отсутствовали.

 В связи с чем, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, предоставленные ему в --------- г.г. подлежат возврату в доход федерального и республиканского бюджетов. Всего за период --------- г.г. ФИО1 получены субсидии из федерального бюджета в размере *** рублей, из республиканского бюджета в размере *** рублей.

 Определением суда от 03.03.2014 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО2 и ФИО3, являющиеся поручителями ИП ФИО1 по кредитному договору № *** от ДД.ММ.ГГГГ

 В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Заиграевского района РБ Маханов А.В. иск и доводы в его обоснование поддержал.

 Ответчик ИП ФИО1 иск не признал, суду пояснил, что в ----- ----г..г. он не представлял в Минсельхоз РБ расчеты размера субсидии, выписки из ссудного счета, документы об оплате кредита и процентов, справки налогового органа об отсутствии у него задолженности по налоговым обязательствам. Указанные документы, кроме справок налогового органа, в Минсельхоз представляла ФИО2

 Ответчики ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 Ответчиком ФИО2 представлено суду возражение против взыскания с неё суммы выплаченной субсидии.

 Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия Т., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленного иска, суду пояснила, что при предоставлении ИП ФИО1 субсидии ИП ФИО1 не предоставлял в Министерство справки налогового органа об отсутствии у него задолженности по налоговым обязательства, Министерство не запрашивало и не получало от Федеральной налоговой службы сведения о наличии (об отсутствии) у ИП ФИО1 задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 Представитель ОАО «Россельхозбанк» О., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что субсидия поступала в безналичном порядке на счет заемщика ежеквартально.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО1 и ОАО «***» был заключен кредитный договор № ***. В соответствии в условиями кредитного договора, Банк предоставил ИП ФИО1 кредит в размере *** руб. под ***% годовых до ДД.ММ.ГГГГ Кредит предоставлен на реконструкцию фермы. Гашение кредита осуществляется согласно графику, содержащемуся в приложении 1 к договору. В обеспечение исполнения обязательств заемщика по кредитному договору были заключены договоры поручительства с ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

 В соответствии с представленной информацией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в --------- г.г.(по МЕСЯЦ ---- г. включительно) ИП ФИО1 в рамках реализации республиканских целевых программ поддержки агропромышленного комплекса из бюджетов Российской Федерации и Республики Бурятия предоставлены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору на общую сумму *** рублей. Данное обстоятельство подтверждается представленными суду платежными поручениями о перечислении в указанный период времени сумм субсидии.

 Как установлено судом объяснениями ответчика ФИО2 выписки из ссудного счета, документы об оплате кредита и процентов, расчеты размера субсидии, в соответствии с которыми ФИО1 в указанный период времени предоставлялись субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитному договору № *** от ДД.ММ.ГГГГ из федерального и республиканского бюджетов, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия предоставлялись ФИО2

 Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

 Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 В соответствии со статьей 78 БК РФ Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 1460) утверждены Правила предоставления субсидий. До 31.12.2012 г. действовали Правила предоставлении субсидий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90.

 В силу п. 5 действующих Правил предоставлении субсидий (п. 4 Правил предоставления субсидий, действовавших до 31.12.2012 г.) субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта при условии наличия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщикам, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.

 Республика Бурятия постановлениями Правительства от 24.03.2010 N 107 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011 - 2017 годы и на период до 2020 года", от 05.04.2013 г. № 178 «Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года" утвердила Порядки предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

 В соответствии с п. 10, 11 Правил распределения и предоставления субсидий, утв. Постановлением № 1460, для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в числе прочих следующие документы:

 - заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);

 - заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;

 Заемщик вправе представить по собственной инициативе справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).

 В случае если заемщик не представил по собственной инициативе указанный документ, уполномоченный орган посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает и получает от Федеральной налоговой службы сведения о наличии (об отсутствии) у заемщика задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).

 Дополнительно, кроме предусмотренных пунктом 10, 11 указанных Правил, заемщик представляет в Министерство сельского хозяйства РБ в числе прочих следующие документы (п. 6 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 05.04.2013 N 178):

 - расчет размера субсидии по форме, утвержденной Министерством, заверенный банком, - ежемесячно, до первого числа месяца, следующего за отчетным;

 - документы, подтверждающие своевременную оплату начисленных процентов и погашение основного долга, в том числе выписку банка о состоянии ссудного счета.

 Таким образом, из содержания п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 28.12.2012 г. № 1460, следует, что одним из условий для получения субсидии на возмещение затрат на уплату процентов является отсутствие у получателя субсидии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

 В соответствии с п. 7 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 05.04.2013 N 178, субсидии предоставляются заемщикам при условии:

 - выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются;

 - отсутствия просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

 - отсутствия процесса ликвидации или в отношении заемщика не применены процедуры добровольного и (или) принудительного банкротства.

 Таким образом, в соответствии с указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия одним из условий получения субсидии на возмещение затрат на уплату процентов является отсутствие у получателя субсидии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

 У ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась просроченная задолженность по уплате налоговых платежей в размере *** рублей. Задолженность по налоговым платежам в --------- г.г. и до настоящего времени ФИО1 не оплачена. Это подтверждается постановлением № *** о взыскании с ИП ФИО1 налогов, пени, штрафов от ДД.ММ.ГГГГ, решением № *** от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ИП ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, постановлением о возбуждении исполнительного производства в отношении него.

 Таким образом, основания для возмещения ответчику затрат на уплату процентов по кредитному договору отсутствовали.

 В соответствии с п. 32 Правил предоставления субсидий, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 1460, при нарушении условий, установленными настоящими Правилами, субсидия из федерального бюджета подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Согласно п. 16 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 05.04.2013 N 178, возврат полученных субсидий в доход республиканского бюджета производится получателем в случаях:

 - неисполнения условий предоставления субсидий;

 - установления факта предоставления ложных сведений в целях получения субсидий;

 - установления факта нецелевого использования кредита (займа).

 Возврат полученных субсидий производится получателем добровольно или по решению суда.

 Аналогичные положения содержали и ранее действовавшие нормативные акты.

 При таких обстоятельствах, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов, предоставленные ИП ФИО1 в --------- г.г. подлежат возврату в доход федерального и республиканского бюджетов. Всего за период --------- г.г. ФИО1 получены субсидии из федерального бюджета в размере *** рублей, из республиканского бюджета в размере *** рублей.

 Принимая во внимание, что правовые акты, регламентирующие правила предоставления субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредиту, предусматривают предоставление субсидии заемщику и учитывая, что в настоящем случае заемщиком по кредитному договору является ИП ФИО1, суммы субсидии предоставлялись ему, предоставленные из федерального и республиканского бюджетов суммы субсидии подлежат взысканию в указанные бюджеты именно с него.

 Руководствуясь ст.ст. 103,194-197 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия удовлетворить.

 Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 сумму полученной в --------- г.г. субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору: в федеральный бюджет - в размере *** рублей, в республиканский бюджет - *** рублей.

 Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход МО «Заиграевский район» государственную пошлину в размере *** руб.*** коп.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Заиграевский районный суд.

 Судья                                                                               С.Н. Тютрина.