ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-85/2022 от 02.06.2022 Усть-майского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-85/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Усть-Мая 02 июня 2022 года

Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при помощнике судьи Никитине В.А.,

с участием заместителя прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) Винокурова И.М.,

рассмотрев открытом судебном заседание гражданское дело по иску заместителя прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия), действующего в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации Муниципального образования сельское поселение «Кюпский национальный наслег» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 августа 2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) Винокуров И.М., действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к наслежной администрации МО СП «Кюпский национальный наслег» об обязании обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения на территории с.Кюпцы Усть-Майского района в срок до 01 августа 2022 года. В обоснование иска указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, а также законодательства о пожарной безопасности в лесах. Так, из акта выездной внеплановой проверки от 02 сентября 2021 года, составленного начальником отделения – главным государственным инспектором Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по РС(Я) с участием главы СП, установлено, что на территории МО с.Кюпцы и участка Тумул выявлены нарушения ч.1 ст.62, п.2 ч.1 ст.63, ч.1 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 10.4, 10.8 Свода Правил 8.13130 в виде невыполнения пункта предписания №38/1/1 от 10 июня 2021 года, а именно территория с.Кюпцы и участка Тумул не обеспечена источником противопожарного водоснабжения. По результатам дополнительной проверки 17 февраля 2022 года в адрес главы МО с.Кюпцы внесено представление об устранении нарушений закона за №72-11-2021/Прдп38-22-20980031. Согласно представленному ответу на представление, нарушения в настоящее время ответчиком не устранены. На основании изложенного, заместитель прокурора просит суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 августа 2022 года.

В соответствии с ч.7 ст.113 ГПК РФ информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно была размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании помощник заместитель прокурора Винокуров И.М. иск полностью поддержал по изложенным доводам.

Представитель ответчика - администрации с.Кюпцы, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщили.

В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд с учетом мнения заместителя прокурора, определил возможным проведение судебного заседания в отсутствие представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав заместителя прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Правомерность предъявления заместителем прокурора Усть-Майского района настоящего иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подтверждается положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Как установлено судом из представленных материалов дела, территории с.Кюпцы и участка Тумул не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, расположенных на удалении 200 метров, что подтверждается предписанием №38/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 10 июня 2021 года, результатами обследования населенного пункта органами пожарного надзора с составлением план-схем от 15 февраля 2022 года, прокурорской проверки от 17 февраля 2022 года, актом выездной внеплановой проверки администрации от 02 сентября 2021 года, составленных с участием главного государственного инспектора Усть-Майского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по РС(Я), главы администрации с.Кюпцы и его ответом от 03 марта 2022 года на представление прокуратуры, предписанием №49/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 16 сентября 2021 года, скриншотом об отправлении 17 сентября 2021 года администрации указанного предписания государственного инспектора ОНД и ПР по Усть-Майскому району, постановлением и.о.мирового судьи судебного участка №32 Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2022 года о признании виновным главы администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, вступившим в законную силу 09 ноября 2021 года.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района установлено, что нарушения закона органом местного самоуправления не устранены, что негативно влияет на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта. Изучив представленные прокурором доказательства, суд считает доказанным факт нарушения ответчиком законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч.3).

В соответствии со ст.68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч.1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ; 3) противопожарные резервуары (ч.2). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (ч.4).

Согласно п.4.1 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утв.Приказом МЧС России от 30.03.2020 №225: наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. При этом допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы), в том числе, для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что наслежная администрация с.Кюпцы как орган местного самоуправления отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях. То обстоятельство, что администрация муниципального образования не принимает мер для обеспечения нормального функционирования источников наружного противопожарного водоснабжения, что относится к первичным мерам пожарной безопасности, находящихся в компетенции органа местного самоуправления. При надлежащем и своевременном исполнении администрацией своих обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границе населенного пункта, указанного нарушения требований пожарной безопасности не было бы допущено.

В этой связи следует отметить, что в соответствии с абз.5 ст.21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пожарной безопасности» установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В силу п.2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности. Поэтому ввиду несоблюдения администрацией вышеуказанных требований и не обеспечения исполнения мероприятий, являющихся первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления.

Также в силу п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, требования заместителя прокурора об обязании устранения нарушения законодательства о пожарной безопасности являются законными и подлежащими удовлетворению.

Часть 2 ст.206 ГПК РФ предусматривает право суда установить конкретный срок совершения действий, к совершению которых присужден ответчик, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Устанавливая срок исполнения решения, с учетом требования прокурора, суд исходит из необходимости реального исполнения судебного решения, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика.

При отсутствии возможности исполнения решения суда после вступления его в законную силу и истечения установленного срока ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ст.203 ГПК РФ.

В силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Кроме этого, исходя из разъяснений, содержащихся в п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Усть-Майского района Республики Саха (Якутия), действующего в интересах неопределенного круга лиц к наслежной администрации Муниципального образования сельское поселение «Кюпский национальный наслег» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в срок до 01 августа 2022 года - удовлетворить полностью.

Обязать наслежную администрацию Муниципального образования сельское поселение «Кюпский национальный наслег» обеспечить достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для пожаротушения зданий, расположенных на удалении более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения на территории с.Кюпцы и уч.Тумул Усть-Майского района Республики Саха (Якутия) в срок до 01 августа 2022 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения окончательного решения через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).

Мотивированное решение составлено 06 июня 2022 года.

Председательствующий К.А. Семенов