ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-85/2022 от 22.03.2022 Воротынского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-85/2022

УИД 52 RS 0029-01-2022-000051-18

Решение

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года р.п. Воротынец

Воротынский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи А.Л. Тарасова,

при секретаре И.С. Демидовой,

с участием прокурора Воротынского района Нижегородской области А.Н. Назаркина,

представителя ответчика Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО1, действующего на основании доверенности от 22 марта 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воротынского района Нижегородской области к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о возложении обязанности принять меры к проведению работ по сносу аварийного дома,

Установил:

Прокурор обратился в суд с иском к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о возложении обязанности принять меры к проведению работ по сносу аварийного дома. Свои требования истец мотивировал тем, прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части реализации органом местного самоуправления полномочий на территории городского округа Воротынский Нижегородской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время на территории р.п. Воротынец находится аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>, жители которого расселены в 2021 году. Обязанность по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда предусмотрена ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Непригодный для проживания дом ухудшает внешний облик города, сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в не снесенный аварийный жилой дом не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Прокурор просит суд обязать Администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области провести работы по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Воротынского района Нижегородской области А.Н. Назаркин поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что требование о сносе дома Администрация не оспаривает. Вместе с тем, представитель ответчика просил суд предоставить срок для такого сноса до 31 декабря 2022 года.

Заслушав стороны, оценив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

Судом установлено, что прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части реализации органом местного самоуправления полномочий на территории городского округа Воротынский Нижегородской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время на территории р.п. Воротынец находится аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>, жители которого расселены в 2021 году.

Обязанность по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда предусмотрена ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Как видно из представленных документов, Администрацией городского округа Воротынский Нижегородской области от 9.07.2021 года № 411 принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по ул<адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1287000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 1; 9.07.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1660000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 2; 9.07.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1115000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 3; 22.09.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1410000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 10; 9.07.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1653000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры ; 9.07.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома № по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1115000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 6; 22.09.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1248000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 8; 22.09.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1267000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 11; 9.07.2021 года принято Постановление о перечислении денежных средств за изъятие путем выкупа жилого помещения и доли в праве собственности на общее имущество много квартирного жилого дома по <адрес>, согласно которому направлены денежные средства в сумме 1198000 рублей на изъятие путем выкупа квартиры № 12.

Согласно распоряжению -р от 23.12.2021 года Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о принятии к учету в муниципальную имущественную казну жилых помещений и передаче гражданам по договорам социального найма, расторгнут договор социального найма по следующим адресам: <адрес>; распоряжению -р от 11.11.2021 года Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о принятии к учету в муниципальную имущественную казну жилых помещений и передаче гражданам по договорам социального найма, расторгнут договор социального найма по следующим адресам: <адрес>

Постановлением Администрации городского округа Воротынский от 15.09.2021 года объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> изъят для муниципальных нужд.

По сведениям отделения по вопросам миграции МО МВД России «Воротынский», зарегистрированных лиц по вышеуказанному адресу, не имеется.

Таким образом, в настоящее время аварийный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> полностью расселен, изъят для муниципальных нужд, зарегистрированных лиц в нем не имеется.

При этом, приведенными выше нормами федерального законодательства, обязанность по сносу аварийных жилых домов возложена на муниципальные исполнительные органы, в данном случае на Администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на прямую обязанность Администрации произвести снос аварийного жилого дома, поскольку непригодный для проживания дом сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в не снесенный аварийный жилой дом не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества.

Суд, проанализировав представленные доказательства, в рассматриваемом случае, приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, поскольку такая обязанность законом возложена на муниципальный орган, до настоящего времени снос дома не осуществлен.

Определяя срок, в течение которого необходимо произвести снос жилого дома, суд исходит из разумности, а также необходимости произвести такой снос в кратчайший срок, поскольку затягивание демонтажа аварийного дома, является опасным, угрожающим безопасности граждан и влекущим нарушением общественных интересов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Воротынского района Нижегородской области к Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области о возложении обязанности принять меры к проведению работ по сносу аварийного дома удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Воротынский Нижегородской области провести работы по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> в течение 3-месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 25 марта 2022 года.

Судья А.Л. Тарасов