ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8605/14 от 28.11.2014 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-8605 /14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2014 г.

Ново-Савиновский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи Кулиева И.А.,

при секретаре судебного заседания Юнусовой Э.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республике Татарстан ( далее – МТЗ СЗ РТ) о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что --.--.---- г. ей назначена пенсия по старости.

Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, Решением от --.--.---- г. ей отказано в назначении указанной пенсии в связи с тем, что ее стаж государственной службы, который составлял 17 лет 20 дней, полностью включен ответчиком в стаж федеральной государственной службы.

Истица не согласна с подобным обоснованием отказа, указывая, что ее стаж государственной службы состоит из периодов :

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности делопроизводителя ... ... народного суда ... ...

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности консультанта --- государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности государственного нотариуса --- государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности государственного нотариуса, старшего нотариуса Шестой Казанской государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

Истица указывает, что в указанные периоды, в соответствии с Законом РСФСР от --.--.---- г.№-- «О государственном нотариате», штаты государственных нотариальных контор утверждались министрами юстиции автономных республик, она замещала должности государственной службы в Министерстве юстиции ТАССР, так как трудовые отношения были оформлены с Министерством юстиции ТАССР, штат по ее должности был утвержден Министерством юстиции ТАССР, заработная плата выплачивалась из фонда, утвержденного Министерством юстиции ТАССР.

Указом Президента Республики Татарстан от --.--.---- г. №УП-9 утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, в который включены должности – государственный нотариус, ведущий консультант, помощник государственного нотариуса, что, по мнению истицы, подтверждает тот факт, что периоды её работы на должностях в Министерстве юстиции ТАССР должны быть включены в стаж государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Ссылаясь на изложенное, истица просит признать отказ ответчика в назначении указанной пенсии незаконным, признать за ней право на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, обязать

В судебном заседании представитель истицы поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дополнив их требованием обязать ответчика назначить пенсию со дня первичного обращения с заявлением о ее назначении.

Представитель МТЗСЗ РТ иск не признала, указав в обоснование возражений, что в стаж государственной службы спорные периоды работы не могут быть включены, поскольку, работа в указанных учреждениях не является государственной службой, а истица, соответственно, не являлась государственной служащей.

Спорные периоды работы истицы засчитаны в ее стаж, как федеральная государственная гражданская служба.

Классный чин был присвоен впервые истице в --.--.---- г., государственным служащим Республики Татарстан классные чины начали присваиваться только с --.--.---- г.

Также представитель ответчика указала, что Указом Президента РТ от 26 мая 1995 года №УП-395 утвержден Реестр государственных должностей государственных служащих РТ, в котором не были предусмотрены занимаемые истицей в спорные периоды должности.

Указывая, что в оспариваемые периоды истица не была включена в реестр государственных гражданских служащих Республики Татарстан и не являлась государственной служащей Республики Татарстан, просит отказать в иске.

Выслушав пояснения представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 46 Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N 3-ЗРТ (ред. от 30.06.2014) "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (далее – Закон №3-ЗРТ), лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.

Согласно п. 1-3 ч.1, ч.2 ст. 45 Закона №3-ЗРТ, государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:

1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;

2) наличия стажа работы (службы) не менее 10 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи;

3) освобождения от последней замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Татарстан и увольнения с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона.

2. Государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона, до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии) досрочно или трудовой пенсии по инвалидности имеют право на пенсию за выслугу лет при условии наличия стажа работы (службы) не менее 15 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.
Согласно п..1, 2 ч.1 ст. 32 Закона №3-ЗРТ, в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе:

1) государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

2) государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч.2 ст. 32 Закона №3-ЗРТ, периоды замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет в следующем порядке:

1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;

2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы;

3) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в:

а) Аппарате Президента Республики Татарстан;

б) Государственном Совете Республики Татарстан и его Аппарате, Государственном (парламентском) контрольном комитете Республики Татарстан и его аппарате;

в) Кабинете Министров Республики Татарстан и его Аппарате;г) министерствах, государственных комитетах, иных органах государственного управления Республики Татарстан, в органах государственного управления (органах управления) при Кабинете Министров Республики Татарстан по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан;

д) представительствах Республики Татарстан;

е) местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах;

ж) Комитете конституционного надзора Республики Татарстан;

з) Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан;

4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в:

а) Верховном Совете Республики Татарстан (Верховном Совете Татарской АССР) и Президиуме Верховного Совета Татарской АССР, районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советах народных депутатов и их аппаратах;

б) Совете Министров Татарской АССР (Кабинете Министров Татарской АССР) и его аппарате, исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов;

в) органах государственного управления Совета Министров Татарской АССР, органах государственного управления при Совете Министров Татарской АССР, министерствах и ведомствах Татарской АССР по перечню, определяемому Президентом Республики Татарстан.

Как установлено судом, Решением МТЗСЗ РТ от --.--.---- г. истце отказано в назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, в ее стаж федеральной государственной службы включены периоды:

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности делопроизводителя ... ... народного суда ... ...

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. – в должности консультанта --- государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности государственного нотариуса --- нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

- с --.--.---- г. по --.--.---- г. в должности государственного --- государственной нотариальной конторы Министерства юстиции ТАССР

Между тем, в спорные период работы истицы вопросы установления пенсии по старости регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 года "О государственном нотариате".

Согласно статье 4 указанного Закона СССР руководство государственным нотариатом осуществлялось Советом Министров СССР, Советами Министров союзных, автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, Министерством юстиции СССР, министерствами юстиции союзных, автономных республик, а также другими государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик. При этом в силу статьи 5 приведенного выше Закона СССР порядок назначения на должности и освобождения от должностей государственных нотариусов устанавливался законодательством Союза ССР и союзных республик. В статье 6 Закона РСФСР от 2 августа 1974 года "О государственном нотариате" государственные нотариусы государственных нотариальных контор назначаются на должность и освобождаются от должности министрами юстиции автономных республик.

На основании Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 1506-1 от 1 июля 1991 года, государственным нотариусам государственных нотариальных контор Министерства юстиции РСФСР присваивались классные чины.

Из статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" следует, что государственной должностью является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Исходя из статьи 2 данного Федерального закона, под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, а также государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. При этом государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан N 3-ЗРТ от 16 января 2003 года "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" государственная гражданская служба Республики Татарстан представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее также - должности государственной службы) по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Республики Татарстан и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная служба осуществляется в аппаратах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, судов Республики Татарстан, иных государственных органов Республики Татарстан, образуемых в соответствии с законодательством Республики Татарстан (далее также - государственные органы).

В части первой статьи 6 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" установлено, что государственные должности подразделяются на: 1) государственные должности Республики Татарстан (Президент Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, министры, судьи и другие). Сводный перечень государственных должностей Республики Татарстан утверждается Президентом Республики Татарстан; 2) должности государственной службы, учреждаемые законами или иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан с учетом положений Федерального закона, настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Татарстан. Согласно Положению о Министерстве юстиции Татарской АССР, утвержденному Постановлением Совета Министров Татарской АССР N 245 от 8 мая 1973 года, Министерство юстиции Татарской АССР в соответствии с Конституцией Татарской АССР в своей деятельности подчинялось как Совету Министров Татарской АССР, так и Министерству юстиции РСФСР. В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к полномочиям Министерства юстиции Татарской АССР относилось, в том числе, совершенствование деятельности нотариата и других подведомственных учреждений и организаций. При этом Министерство юстиции Татарской АССР осуществляло руководство государственными нотариальными конторами Татарской АССР, их финансирование, утверждало смету и штатное расписание государственных нотариальных контор Татарской АССР, назначало на должность государственных нотариусов. Соответственно, государственные нотариусы являлись должностными лицами подведомственных Министерству юстиции Татарской АССР государственных нотариальных контор и осуществляли обеспечение возложенных на него полномочий.

Общая продолжительность периодов работы истицы в должности нотариуса государственных нотариальных контор ТАССР превышает требуемые 15 лет, что соответствует требованиям части первой статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".

При таком положении, исходя из законодательства о государственной службе Республики Татарстан, а также законодательства о нотариате, действовавшем в спорные периоды времени, суд находит обоснованными требования истицы о включении периодов ее работы в нотариальных конторах с 1978 по 1993 год в стаж государственной службы Республики Татарстан, что, в свою очередь, порождает право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.

Согласно положениям абзаца первого пункта 9, пункту 10 статьи 45 Закон Республики Татарстан N 3-ЗРТ от 16 января 2003 года "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" назначение, перерасчет размеров и выплата пенсий за выслугу лет, включая организацию их доставки, производятся уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается со дня подачи заявления, в том числе в электронной форме, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности Республики Татарстан или должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, либо государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы, либо государственной должности или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, либо выборной муниципальной должности или должности муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 3.3.10. пункта 3.3 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 388 от 15 августа 2007 года с дополнениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1013 от 13 декабря 2011 года, Министерство в пределах своей компетенции в целях реализации функций управления, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2 настоящего Положения, осуществляет полномочия, в том числе по назначению, перерасчету размеров и выплату доплат к пенсиям (пенсий за выслугу лет), включая организацию их доставки, а также приостановление, возобновление и прекращение выплаты доплат к пенсиям (пенсий за выслугу лет) лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан (должности государственной гражданской службы Республики Татарстан).

Учитывая изложенное, указанная пенсия подлежит назначению ответчиком с даты первоначального обращения – --.--.---- г..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан

Признать право ФИО1 на пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с --.--.---- г..

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани в течение одного месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А.Кулиев