ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-860/14 от 21.02.2014 Дмитровского городского суда (Московская область)

  Дело № 2-860/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 февраля 2014 года

 Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А., при секретаре судебного заседания Апреликовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцевой И.Г об оспаривании решения Администрации городского поселения Некрасовский Дмитровского района Московской области,

УСТАНОВИЛ:

 Заявитель Зайцева И.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с к.н. №, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "для размещения административного (офисного) здания".

 В судебном заседании представитель истицы действующий по доверенности ФИО исковые требования поддержал. В обоснование требований ссылается на то, что Зайцева И.Г. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с к.н. №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального строительства. ДД.ММ.ГГГГ Зайцева И.Г. подала заявление об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с приложением соответствующих документов, однако ДД.ММ.ГГГГ Главой <адрес> было принято решение, в котором было указано, что не представляется возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. Заявитель считает, что указанное решение противоречит закону и Градостроительному кодексу РФ, административному регламенту о предоставлении муниципальной услуги, так как указанное основание отказа отсутствует в нормативно правовых актах и нарушает право собственника на выбор наиболее эффективного вида разрешенного использования земельного участка.

 Представитель заинтересованного лица Администрации г.п. Некрасовский Дмитровского района Московской области в судебное заседание не явился, ранее представил заявление, согласно которого просит дело рассматривать в отсутствие представителя, разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда.

 Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.

 Согласно статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Как следует из части 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.209г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Как следует из материалов дела, Зайцева И.Г. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>. с к.н. №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального строительства, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о чем содержится запись в ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. и выдано свидетельство о государственной регистрации права.

 ДД.ММ.ГГГГ Зайцева И.Г. подала заявление в Администрацию г.п. Некрасовский Дмитровского района Московской области об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "индивидуального жилищного строительства" на "для размещения административного (офисного) здания", с приложением соответствующих документов.

 ДД.ММ.ГГГГ Главой <адрес> ФИО было принято решение, оформленное письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором было указано, что не представляется возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.

 В статье 1 Земельного кодекса РФ регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.

 В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

 В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

 Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 Частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

 В силу части 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

 Таким образом, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования является прерогативой главы местной администрации и принимается им на основании проекта планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки с учетом результатов публичных слушаний.

 Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

 Осуществление полномочий по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории муниципального образования Некрасовский, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к компетенции администрации г.<адрес>.

 Постановлением Администрации городского поселения Некрасовский Дмитровского района Московской области № ДД.ММ.ГГГГ. утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка.

 В соответствии с п. 2.3 указанного административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются: - выдача заявителю полного пакета документов об изменении вида разрешенного использования (решение комиссии об изменении вида разрешенного использования земельного участка, постановления о назначении публичных слушаний, протокол, заключение, постановление о результатах публичных слушаний, соответствующих публикаций: либо решение комиссии об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

 Административные процедуры предоставления муниципальной услуги регламентированы главой 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка».

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главой <адрес> ФИО было принято решение, оформленное письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором было указано, что не представляется возможным изменить вид разрешенного использования земельного участка, так как земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.

 Однако указанное решение было принято в нарушении положений статей 3.3 -3.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка», в частности отсутствуют сведения о рассмотрении данного вопроса Комиссией по изменению вида разрешенного использования, с выездом специалистов на земельный участок строго в присутствии заявителя; отсутствуют сведения о проведении публичных слушаний по данному вопросу.

 Проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ и руководствуясь приведенными выше нормами закона, с учетом фактических обстоятельств установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя и находит их подлежащими удовлетворению, так как оспариваемое решение принято с нарушением порядка принятия решения, установленного Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка» и ст. 4 Федерального закона № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», что влечет его незаконность.

 В части требований об обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, при несоблюдении процедуры рассмотрения заявления, суд полагает в удовлетворении отказать, и с учетом положений части 1 статьи 258 ГПК РФ полагает обязать Администрацию городского поселения Некрасовский рассмотреть заявление Зайцевой И.Г. об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка».

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление Зайцевой И.Г – удовлетворить частично.

 Признать решение Главы городского поселения Некрасовский от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное письмом исх. №, о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с к.н.. с к.н. №, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

 Обязать Администрацию городского поселения Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области рассмотреть заявление Зайцевой И.Г об изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с положениями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Об изменении вида разрешенного использования объекта недвижимости, земельного участка», утвержденного Постановлением Администрации городского поселения <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ..

 В части требований – об обязании принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский горсуд в течение месяца.

 Судья

 Дмитровского городского суда В.А. Князева