ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-860/20 от 14.02.2020 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-860/2020

Мотивированное решение

составлено 14.02.2020

УИД 77RS0016-01-2019-020636-68

Решение

именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего Н.С. Юсуповой при секретаре В.В. Алексееве, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

установил:

в суд обратился Приморский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с названным иском. В обоснование требований указал, что Приморской транспортной прокуратурой дата проведен сбор сведений и анализ исполнения ОАО «РЖД» в лице <...> - структурного подразделения Дальневосточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения при эксплуатации, производстве ремонта и технического обслуживания локомотивов. В результате проверки установлено, что на балансе локомотивного депо <...> находится тепловоз ТЭМ2АК года постройки, который эксплуатируется, в том числе на путях общего пользования с истекшим дата сроком службы, а также перепробегами от плановых видов технического ремонта. Эксплуатация ОАО «РЖД» тепловоза, не отвечающего требованиям безопасности, создает опасность возникновения транспортных происшествий, экологических инцидентов, что влечет угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц, создает угрозу для жизни и здоровья локомотивных бригад, которые управляют указанным локомотивом. Просил запретить ОАО «Российские железные дороги» эксплуатацию тепловоза ТЭМ2АК до проведения необходимых видов технического ремонта с продлением срока службы либо до решения вопроса о невозможности его дальнейшей эксплуатации путем его исключения из инвентарного парка в установленном ОАО «Российские железные дороги» порядке.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Романов А.М. поддержал заявленное требования по доводам, изложенным в иске, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Панченко А.П. исковые требования не признала, в письменных возражениях на иск указала, что тепловоз ТЭМ2АК включен в план исключения из инвентарного парка ОАО «РЖД» в дата, с дата не эксплуатируется, находится в неэксплуатируемом парке; требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства; в случае выявления в результате проверки нарушений возбуждает производство об административном правонарушении, вносит представление об устранении нарушений закона, в связи с чем заявленные требования не могут являться предметом рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства. Суду дополнительно пояснила, что, срок эксплуатации тепловоза был продлен путем ремонта, локомотив эксплуатировался только на маневровых работах. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Приморской транспортной прокуратурой дата проведен сбор сведений и анализ исполнения ОАО «РЖД» в лице <...> - структурного подразделения Дальневосточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения при эксплуатации, производстве ремонта и технического обслуживания локомотивов.

По результатам проведенного Приморской транспортной прокуратурой анализа установлено, что на балансе локомотивного депо Ружино находится тепловоз ТЭМ2АК , дата постройки, который эксплуатируется в том числе на путях общего пользования с истекшим дата сроком службы, а также перепробегами от плановых видов технического ремонта.

По состоянию на дата при нормативном пробеге от ТР-2 - 720 суток - фактический пробег тепловоза составил 1074 суток, от ТР-3 при норме 1440 суток - 1789 суток.

ОАО «РЖД» принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловоза ТЭМ2К , указанный тепловоз включен в план исключения из инвентарного парка ОАО «РЖД» в дата. Исключение из инвентарного парка запланировано на дата

Указанные обстоятельства сторонами не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа.

На основании ч.1 ст.17 Федерального закона №17-ФЗ предназначенные для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно п.1 Приложения №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу п.21, 22 и 24 Приложения №5 Правил не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Не допускается выдача под поезда локомотивов, назначенный срок службы которых истек.

Локомотивы, принадлежащие владельцу железнодорожного подвижного состава при обращении на железнодорожных путях общего и необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным данными Правилами, и пройти проверку на подтверждение их исправного технического состояния.

Межремонтные сроки работы тепловозов установлены в таблице 2.5 Технологии, а также в распоряжении ОАО «РЖД» от дата «О нормах межремонтных пробегов железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на инфраструктуре ОАО «РЖД».

В соответствии с п.17 Инструкции по учету локомотивов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от дата, локомотив, пришедший в негодность по техническому состоянию в результате крушения, аварии, пожара, стихийного бедствия и (или) иных чрезвычайных ситуаций, а также вследствие морального и физического износа, истечения установленного срока службы, исключается из инвентарного парка в установленном ОАО «РЖД» порядке.

На каждую секцию локомотива, подлежащую исключению из инвентарного парка, в депо приписки регистрируется в АС ЭТД соответствующий технический акт: на электровоз, тепловоз - «Акт на исключение из инвентарного парка электровоза, тепловоза (газотурбовоза)» формы ТЭУ-38л ЭТД, который подписывается в установленном ОАО «РЖД» порядке.

Дата и время ввода последней электронной подписи акта формы ТЭУ-38л ЭТД в АС ЭТД является моментом прекращения автоматизированного учета локомотива (тендера) в инвентарном парке балансодержателя. Данные АБД ТПС при этом корректируются автоматически.

Согласно п.3.1 Инструкции по исключению из инвентарного парка ОАО «РЖД» тягового подвижного состава, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от дата, исключение из инвентарного парка ОАО «РЖД» тепловозов производится, в том числе по истечении установленного срока службы тепловоза.

Ответчик полагает, что требование о запрете эксплуатации тепловоза ТЭМ2АК до проведения необходимых видов технического ремонта с продлением срока службы либо до решения вопроса о невозможности его дальнейшей эксплуатации путем его исключения из инвентарного парка в установленном ОАО «Российские железные дороги» порядке не подлежит рассмотрению в порядке гражданского производства, должно рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а в случае установления факта нарушения закона вправе внести представление об устранении нарушений закона или возбудить производство об административном правонарушении.

Судом установлено, что срок эксплуатации тепловоза ТЭМ2АК истек дата. Эксплуатация тепловоза ТЭМ2АК , срок службы которого истек, а также его эксплуатация без прохождения соответствующих видов технического ремонта не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, в том числе локомотивным бригадам, которым поручается управлять данным тепловозом.

Суд не может согласиться с данным доводом ответчика, поскольку в силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В указанных обстоятельствах довод ответчика о том, что заявленные прокурором требования не могут являться предметом рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства, является необоснованным и отклоняется судом.

В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Факт нахождения тепловоза ТЭМ2АК в состоянии «Резерв ЦТ» не означает отсутствия возможности его фактической эксплуатации и не исключает возобновления его эксплуатации в дальнейшем.

В связи с изложенным суд критически относится к ссылке ответчика о том, что спорный локомотив ожидает исключения из инвентарного парка ОАО «РЖД» и потому входит в состав неэксплуатируемого парка, в связи с чем, отсутствует угроза причинения вреда неопределенному кругу лиц и никакой деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем в связи с данным тепловозом ОАО «РЖД» не осуществляется.

Поскольку доводы искового заявления основаны на требованиях действующего законодательства, подтверждены представленными в дело доказательствами, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Запретить Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» эксплуатацию тепловоза ТЭМ2АК до проведения необходимых видов технического ремонта с продлением срока службы, либо до решения вопроса о невозможности его дальнейшей эксплуатации путем его исключения из инвентарного парка в установленном ОАО «Российские железные дороги» порядке.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.С. Юсупова