№ 2-860/2021
57RS0027-01-2021-001987-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2021 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.П.,
при помощнике судьи Михайловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Автономной некоммерческой организации «Учебный Центр повышения квалификации «ЭКОЛОГИЯ» о признании недействительным удостоверения о повышении квалификации,
установил:
Прокурор Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Учебный Центр повышения квалификации «Экология» (АНО «УЦПК «Экология») о признании недействительным удостоверения о повышении квалификации, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере использования бюджетных средств, выделенных в рамках исполнения федеральных программ «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография». В ходе проверки установлено, что в рамках исполнения федеральных программ «Старшее поколение» при реализации национального проекта «Демография» между АНО УЦПК «Экология» с одной стороны и МПП ВКХ «Орелводоканал» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста из числа граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, а также для повышения квалификации. В соответствии с данным контрактом ФИО1 направлен в АНО УЦПК «Экология» на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по профессии (специальности) для повышения квалификации по программе «водитель при работах в области обращения с опасными отходами» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что ФИО1 обучение в АНО УЦПК «Экология» в указанный период не проходил, уведомление о зачислении АНО УЦПК «Экология» не получал, экзамен в указанном учреждении не сдавал, удостоверение о повышении квалификации регистрационный № не получал. На основании изложенного, с учетом уточнения, истец просит суд признать недействительным удостоверение ФИО1 о повышении квалификации №, выданное Автономной некоммерческой организацией «Учебный Центр повышения квалификации «Экология».
В судебном заседании истец старший помощник прокурора ФИО8 исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АНО УЦПК «Экология» по доверенности ФИО9 заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. В данном случае прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском, поскольку оспариваются права сторон, заключивших договор оказания услуг - АНО УЦПК «Экология» и МПП ВКХ «Орелводоканал». Именно заказчик услуг МПП ВКХ «Орелводоканал» должен был обеспечивать явку сотрудников на занятия, а также осуществлять контроль за их дистанционным обучением. Со стороны АНО УЦПК «Экология» учебный процесс был организован надлежащим образом в форме дистанционного обучения. Итоговая аттестация обучающегося лица проводилась комиссией учебного центра на основе аттестационных карт, которые, в случае отсутствия возможности явки лица на аттестацию, передавались на рассмотрение аттестационной комиссии через ответственное лицо МПП ВКХ «Орелводоканал». Аттестационные карты подписаны слушателями и у аттестационной комиссии не было оснований сомневаться в их подлинности. По итогам аттестации были выданы соответствующие удостоверения. Истцом не представлено доказательств, что договор № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между АНО УЦПК «Экология» и МПП ВКХ «Орелводоканал» в рамках исполнения федеральных программ «Старшее поколение» при реализации национального проекта «Демография».
Третье лицо ФИО1 при рассмотрении спора полагается на усмотрение суда и дополнительно пояснил, что о факте своего обучения в учебном центре он узнал от сотрудника полиции только в 2020 году. Никаких обучающих материалов он не получал, аттестацию не сдавал, удостоверение о повышении квалификации не получал и не расписывался в его получении. Кроме того, в удостоверении указано его отчество как «Александрович», хотя он «Алексеевич».
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требование МПП ВКХ «Орелводоканал», Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области надлежаще извещенные не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из содержания п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации следует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Пунктом 4.3 Паспорта национального проекта «Демография», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, на территории Российской Федерации принята и реализуется федеральная программа «Старшее поколение» во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 утверждена государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (далее - Программа).
Согласно Приложению № 29 к Программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография», по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50- ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предусмотрено для граждан, состоящих в трудовых отношениях, а также граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" Правительством Орловской области утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан из числа работников в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (Постановление Правительства Орловской области от 26.03.2019 № 162, действовало на момент спорных отношений).
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Орловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период по данному направлению.
Главным распорядителем средств областного бюджета по данному направлению является орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный в сфере содействия занятости населения, охраны труда, трудовых отношений в Орловской области (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 3 Порядка, субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат работодателей на профессиональное обучение граждан из числа работников в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста.
Профессиональное обучение осуществляется в образовательных организациях по очной, очно-заочной и дистанционной формам обучения, является курсовым (групповым) или индивидуальным, носит интенсивный характер.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В соответствии с ч.1,4 ст.73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
В соответствии ст.74 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
В соответствии с ч. 1,10 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации и документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 11).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АНО УЦПК «Экология» в лице директора ФИО10 (исполнитель) и МПП ВКХ «Орелводоканал» в лице генерального директора ФИО11 (заказчик) заключен договор № по организации курсов повышения квалификации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В соответствии с п. 1.2 Договора срок оказания образовательных услуг по программе «Нормативно-правовое обеспечение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при работе в области обращения с опасными отходами» составляет 112 часов и осуществляется в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, группа №.
Пунктом 3.2 Договора установлено, что АНО УЦПК «Экология» обязано организовать и обеспечить надлежащее исполнение образовательных услуг, предусмотренных в разделе 1 настоящего договора.
Стоимость образовательных услуг 11 слушателей составляет 99000 руб. (п. 5.1).
ДД.ММ.ГГГГ директором АНО УЦПК «Экология» ФИО10 издан приказ № об организации обучения по указанной программе, в учебную группу № зачислен, в том числе, ФИО1 – водитель МПП ВКХ «Орелводоканал». Согласно п. 2 приказа обучение должно проходить с отрывом от производства. Контроль за ходом и качеством обучения, оказанием организационной методической помощи слушателям возложен на ФИО12, начальника учебного отдела АНО УЦПК «Экология» (п. 5).
Согласно протоколу № аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки знаний по 112 часовой программе «Нормативно-правовое обеспечение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при работе в области обращения с опасными отходами» ФИО1 поставлена оценка «хорошо» и выдано удостоверение об аттестации №, подтверждающее прохождение дополнительной профессиональной подготовки по данной программе.
Приказом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена субсидия МПП ВКХ «Орелводоканал» в размере 81000 руб. в целях возмещения затрат на профессиональное обучение граждан из числа работников предпенсионного возраста.
Проверяя доводы истца о недействительности указанного удостоверения, судом установлено, что фактически ФИО1 обучение в АНО УЦПК «Экология» по программе «Нормативно-правовое обеспечение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при работе в области обращения с опасными отходами» не проходил, что подтвердил сам ФИО1 в судебном заседании, также давший аналогичные письменные объяснения в рамках расследования уголовного дела №. Кроме того, удостоверение выдано на имя ФИО1, тогда как отчество ФИО1 – Алексеевич.
Согласно журналу занятий группы № ФИО1 не присутствовал ни на одном занятии.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО13, занимающая должность заместителя директора по учебной работе АНО УЦПК «Экология», пояснила, что в соответствии с Положением о дистанционном обучении ФИО1 проходил обучение дистанционно по устной договоренности с представителем МПП ВКХ «Орелводоканал» ФИО14 Через него также передавались все обучающие материалы для ФИО1 На итоговой аттестации ФИО1 не присутствовал, но ФИО14 была представлена аттестационная карта, подписанная ФИО1 При получении удостоверения о прохождении обучения расписывался ФИО14
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14, занимающий должность начальника отдела охраны окружающей среды МПП ВКХ «Орелводоканал» пояснил, что какой либо договоренности о дистанционном обучении работников МПП ВКХ «Орелводоканал» не было. Он действительно получал в АНО УЦПК «Экология» материалы для обучения, которые состояли из списка нормативных документов и канцтоваров. Лекционные материалы не передавались. Куда потом он передавал материалы он не помнит. Аттестационные карты он не получал и не возвращал. Удостоверения работников о прохождении обучения он получал лично в АНО УЦПК «Экология» и возможно расписывался за них в журнале.
В соответствии с п. 2.2, п. 5.2 Положения о дистанционном обучении, утвержденного директором АНО УЦПК «Экология» ФИО10ДД.ММ.ГГГГ, итоговая аттестация при дистанционном обучении может проводиться в форме прохождения итогового тестирования, выполнения итоговой письменной работы, либо устного опроса в режиме онлайн-конференции обучающегося с преподавателем. Обучающийся обязан в установленные сроки проходить тестирование (итоговую аттестацию).
Из содержания указанных пунктов Положения не следует, что итоговая аттестация может проводиться при отсутствии обучающегося.
Таким образом, принимая во внимание совокупность представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что ФИО1 фактически не проходил обучение по 112 часовой программе «Нормативно-правовое обеспечение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при работе в области обращения с опасными отходами», в связи с чем, соответствующее удостоверение серии №№, выданное ДД.ММ.ГГГГ АНО УЦПК «Экология» на имя ФИО1 является недействительным, как полученное с нарушением требований действующего законодательства.
Довод ответчика об отсутствии права у прокурора обращаться в суд с настоящим иском основан на неправильном толковании норм права, поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Довод о том, что МПП ВКХ «Орелводоканал» как заказчик образовательных услуг должен был обеспечивать явку сотрудников на занятия и осуществлять контроль за их дистанционным обучением является несостоятельным, поскольку в соответствии с условиями договора № от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом директора АНО УЦПК «Экология» ФИО10№ от ДД.ММ.ГГГГ об организации обучения, обязанность по контролю за ходом и качеством обучения возложена на АНО УЦПК «Экология».
Отсутствие в договоре № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между АНО УЦПК «Экология» и МПП ВКХ «Орелводоканал» ссылки на то, что он заключен в рамках исполнения федеральных программ «Старшее поколение» при реализации национального проекта «Демография» не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку в данном случае проверяется законность выдачи учебным центром удостоверения о прохождении гражданином соответствующего обучения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в доход муниципального образования «Город Орел» через ИФНС России по г. Орлу с АНО «Учебный Центр повышения квалификации «ЭКОЛОГИЯ» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействительным удостоверение о повышении квалификации серии №№, выданное на имя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Автономной некоммерческой организацией «Учебный Центр повышения квалификации «ЭКОЛОГИЯ».
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Учебный Центр повышения квалификации «ЭКОЛОГИЯ» в доход бюджета муниципального образования г. Орел через ИФНС России по г. Орлу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года.
Судья: Золотухин А.П.