ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-860/2022УИД230013-01-2022-001129-06 от 21.04.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2-860/2022 УИД 23RS0013-01-2022-001129-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 21 апреля 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Мелкозеровой О.М.

с участием представителя истца Раковского Р.В.

при секретаре Степанове И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Аксененко А.С., Кузнецовой С.С. об устранении реестровой ошибки в части местоположения границ и площади земельных участков

у с т а н о в и л:

Истец ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» обратилось в суд с иском к Аксененко А.С., Кузнецовой С.С. и просит признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером , реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , смежных с границей земельного участка с кадастровым номером , в следующих координатах: сведения о характерных смежных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером , уточненные координаты, м: (1) X - , , Y - .61, ; (2) X - , , Y - , ; указать, что решение суда является основанием для осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.

Исковые требования обоснованы тем, что в настоящий момент ФКУ Упрдор «Черноморье» проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск - Керчь». ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 27.01.2016 года сделана запись ), занятый автомобильной дорогой Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 17.12.2012 года сделана запись ). В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером , между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «ГЕО Инвест-Информ» 02.09.2019 года заключен государственный контракт . В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером . Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.11.2021 года земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности Кузнецовой С.С. и Аксененко А.С. (по 1\2 каждому). В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости (что подтверждается сведениями ЕГРН), руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», письмом от 20.11.2021 года ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , в адрес Ответчика 1. Указанное письмо направлено 15.10.2021 ценной бандеролью с почтовым идентификатором по средствам почтовой связи. Письмом от 15.10.2021 года ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , в адрес Ответчика 2. Указанное письмо направлено 18.11.2021 ценной бандеролью с почтовым идентификатором по средствам почтовой связи. Учитывая, что срок предоставления ответа (согласования границ либо предоставления письменных возражений) действующим законодательством прямо не урегулирован, в данном случае имеет место применение аналогии закона в соответствии со статьей 6 ГК РФ. Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ru/ в разделе отслеживание почтовых отправлений ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором: было получено 27.11.2021 года Ответчиком 1, было получено 20.10.2021 года Ответчиком 2. Таким образом, Истец считает, что досудебный порядок соблюден. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2021 года год завершения строительства автомобильной дороги с кадастровым номером (Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400) - 1979. Земельный участок с кадастровым номером используется для эксплуатации указанной автомобильной дороги. Согласно техническому паспорту федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400. Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков. При формировании земельного участка с кадастровым номером , не был учтен факт расположения в его границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400. Согласно экспертному заключению от 27.11.2019 года ООО «ГЕО Инвест-Информ» вывод № 1 - в результате проведенного исследования экспертом установлен факт наличия реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером . В границах земельного участка , внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, а именно: откос насыпи, согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения идентификационный от 01.01.2016 г. (Ведомость Дорожных инженерных устройств и обстановки дорог). Вывод № 2 - проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером , смежного с границей земельного участка с кадастровым номером , занятых автомобильной дорогой федерального значения Р-217. Каталог координат прилагается в Таблице . Вывод - экспертом определен способ исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , выявленной при производстве работ по настоящему экспертному заключению. Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером целесообразно, произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером , согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указанное исправление реестровой ошибки возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно справке кадастрового инженера от 02.07.2020 года № 56/020720, уточняемый земельный участок с кадастровым номером по части границ н53-н54, н64-70, граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером . Часть границ н53-н54, н64-70 является общей только для двух участков - и соответственно данные части границ не являются общими смежными границами с иными земельными участками. Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ Упрдор «Черноморье», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Отсутствие согласования границ земельного участка принадлежащего Российской Федерации - ввиду несогласия Ответчика нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует эксплуатации автомобильной дорогой Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, а также нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильной дороги Р-217.

Представитель истца по доверенности Ратковский Р.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики Аксененко А.С. и Кузнецова С.С. в судебное заседание не явились, уведомления вернулись с отметкой об истечении срока хранения. В силу положений ст. 118 ГПК РФ судебные извещения посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Применительно к положениям п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года № 234, и ст. 113 ГПК РФ неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначна отказу от ее получения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая, что бремя негативных последствий вследствие неполучения судебной корреспонденции лежит на лице, ее не получившем, суд считает уведомление ответчицы надлежащим и на основании ч. 2 ст. 117 ГПК РФ определил рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

Статьями 301, 304, 305 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьи 301 – 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно п. 1.3. Устава ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», утвержденного распоряжением Минтранса от 24.08.2015 г. № 801, учреждение предназначено для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 27.01.2016 года сделана запись , категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – автомобильный транспорт для размещения объекта: автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-217 «Кавказ», автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой \выписка из ЕГРН от 02.10.2019\.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 17.12.2012 года сделана запись \выписка из ЕГРН от 02.10.2019\.

В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельным участком с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН от 15.11.2021 земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве общей долевой собственности Кузнецовой С.С. и Аксененко А.С. (по 1\2 каждому).

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками: на праве собственности; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно справке кадастрового инженера от 02.07.2020 года , уточняемый земельный участок с кадастровым номером по части границ н53-н54, н64-70, граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером . Часть границ н53-н54, н64-70 является общей только для двух участков - и соответственно данные части границ не являются общими смежными границами с иными земельными участками.

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости, руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами , письмом от 20.11.2021 в адрес Аксененко А.С.; письмом от 15.10.2021 года в адрес Кузнецовой С.С.

Согласно отслеживанию почтовых отправлений, сведениям, размещенных на официальном сайте почты России письмо было получено Аксененко А.С. 27.11.2021, Кузнецовой С.С. - 20.10.2021.

Ответов от ответчиков на письма ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» не поступило.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2021 года год завершения строительства автомобильной дороги с кадастровым номером 23:00:0000000:728 (Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400) - 1979. Земельный участок с кадастровым номером 23:06:1101000:223 используется для эксплуатации указанной автомобильной дороги.

Согласно техническому паспорту федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400.

Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.

К спорным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистриро-- ванного права.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.

Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.

Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.

Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путём исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 года № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.

Таким образом, съезд, освещение дорог, дорожные знаки, сигнальные столбики, откос насыпи, водоотводное сооружение – лоток, барьерное ограждение, дорожное полотно - неотъемлемая составная часть автомобильной дороги.

Истцом заявлено требование о признании реестровой ошибкой сведений о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером , являющихся смежными с границей земельного участка с кадастровым номером .

В связи с тем, что ответчики не согласовали местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами , , ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» обратилось в суд с настоящим иском, представив в обоснование иска экспертное заключение от 27.11.2019, выполненное ООО «ГЕО Инвест-Информ» и межевой план, подготовленный кадастровым инженером.

Согласно экспертному заключению от 27.11.2019 ООО «ГЕО Инвест-Информ» в результате проведенного исследования экспертом установлен факт наличия реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером . В границах земельного участка , внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, а именно: откос насыпи, согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения идентификационный ОП ФЗ Р-217 от ДД.ММ.ГГГГ (Ведомость Дорожных инженерных устройств и обстановки дорог). Проведены геодезические работы по установлению фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером , смежного с границей земельного участка с кадастровым номером , занятых автомобильной дорогой федерального значения Р-217. Экспертом определен способ исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434, выявленной при производстве работ по настоящему экспертному заключению. Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером целесообразно, произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указанное исправление реестровой ошибки возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

Суд, исследовав представленные доказательства, принимает экспертное заключение от 27.11.2019, произведенное ООО «ГЕО Инвест-Информ», т.к. заключение в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Суд приходит к выводу, что экспертное заключение является допустимым доказательством и должно быть положено в основу решения.

Судом установлено, что при формировании земельного участка с кадастровым номером , не был учтен факт расположения в его границах конструктивных элементов и полосы отвода автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400.

Отсутствие согласования границ земельного участка принадлежащего Российской Федерации - ввиду несогласия ответчиков нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. препятствует эксплуатации автомобильной дорогой Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400, а также нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автомобильной дороги Р-217.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

При этом согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года № 928 автомобильная дорога Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, км 0+000 - км 209+400 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, соответственно у ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий.

Таким образом, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Земельного кодекса РФ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках ч. 1 ст. 46 ГПК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны, доказаны, законны, подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

В рамках настоящего дела рассмотрены требования истца об установлении местоположения границ земельного участка. Обращение учреждения в суд с иском об установлении границ земельного участка не вызвано незаконностью действий ответчиков и нарушением ими прав истца. Согласно материалам дела ответчики не высказывали обоснованных возражений против требований истца об исправлении реестровой ошибки и не имели противоположных (противоправных) юридических интересов.

При изложенных обстоятельствах учитывая указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из правоотношений и специфики рассмотренного спора, процессуального поведения ответчиков, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчиков судебных издержек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к Аксененко А.С., Кузнецовой С.С. об устранении реестровой ошибки в части местоположения границ и площади земельных участков – удовлетворить.

Признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:223, реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434, смежных с границей земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:223, в следующих координатах:

Сведения о характерных смежных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434

Уточненные координаты, м

X

Y

23:06:1101000:434 (1)

504718.59

2277735.61

504740.23

2277702.95

23:06:1101000:434 (2)

504068.14

2278713.77

504068.47

2278713.29

Данное решение суда является основанием для осуществления управлением Росреестра поучета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:06:1101000:434 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

судья