ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8616 от 31.12.9999 Благовещенского городского суда (Амурская область)

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-8616/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** 2010 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Крючковой С.Г.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Амурской областной организации Общероссийского профессионального союза военнослужащих «НПСВ» о прекращении деятельности общественного объединения и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратился в суд с указанным иском к Амурской областной организации Общероссийского профессионального союза военнослужащих «НПСВ», в котором просит прекратить деятельность общественного объединения и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указал, что организация зарегистрирована как общественное объединение Управлением юстиции администрации Амурской области ***, сведений о присвоении организации основного государственного регистрационного номера в Управление не поступало. В соответствии с учредительными документами председателем организации избран ФИО1, юридический адрес определен г. Благовещенск ***. Основным нормативным актами, регулирующими деятельность общественных организаций является Федеральный закон от *** *** «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от *** *** «Об общественных объединениях». На основании абз. 3 ч.1 ст.29 указанного закона, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушение указанной нормы закона в период с *** - *** годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации данные сведения не поступали. За нарушение федерального законодательства на домашний адрес руководителя организации *** было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Письмо возвратилось за истечением срока хранения. Кроме того, в соответствии со ст.24 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация (в том числе общественное объединение) может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены, ее учредительными документами. Однако, организацией сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** ***, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, не представлялись. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от *** за *** в адрес организации, указанном на уведомлении Президиума Центрального Комитета общероссийского профессионального союза военнослужащих от ***, было направлено уведомление о необходимости регистрации видов экономической деятельности, но письмо возвратилось с отметкой «не значится». Сведения об ином месте нахождения организации в Управление так же не поступали. Подпунктом 3 пункта 18 Общероссийского профессионального союза военнослужащих «НПСВ» предусмотрено, что председатель региональной организации избирается сроком на 5 лет, согласно протокола от *** председателем избран ФИО1. До настоящего времени полномочия Председателя не подтверждены. Таким образом, организацией нарушены положения, предусмотренные частью 2 ст.29 ФЗ «Об общественных объединениях», где установлена обязанность общественного объединения информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Следовательно, ответчиком неоднократно нарушались положения статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая предусматривает, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании изложенного просит признать Амурскую областную организацию профессионального союза военнослужащих «НПСВ» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Крючкова С.Г., поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика - Амурская областная организация Общероссийского профессионального союза военнослужащих «НПСВ» - в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту нахождения (юридическому адресу) - г. Благовещенск, ***, однако судебное извещение возвращено в суд с отметкой «организация не значится». На основании изложенного, суд полагает свою обязанность по извещению ответчика исполненной надлежаще.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области. О времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При этом правовая позиция Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области относительно исковых требований изложена в представленном письменном отзыве, в котором представитель третьего лица пояснил, что Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе» установлено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ст. 21.1 предусмотрен упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность (при условии отсутствия денежных требований со стороны третьих лиц). В соответствии с данной нормой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Положениями статей 61-65 ГК РФ определен общий порядок ликвидации юридических лиц независимо от цели их создания. Действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства. Статьей 21 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен определенный пакет документов, который должен быть представлен в регистрирующий орган. Кроме того, считает, что нарушения ответчика являются устранимыми, не исключена возможность явки представителей общественной организации и представления всех сведений. По данным Управления ФНС России по Амурской области по состоянию на *** общественная организация имеет задолженность по уплате налоговых санкций перед бюджетом в размере *** (двести) рублей. Просит отказать в удовлетворении требований.

Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.5,7 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме как общественная организация.

Судом установлено, что *** состоялось собрание учредителей конференции Амурской областной организации независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации (НПСВ), на котором были приняты решения о создании Амурской областной организации НПСВ, утвержден Устав организации, сформированы руководящие органы и ревизионная комиссия.

*** Председатель Центрального Комитета независимых профсоюзов военнослужащих Российской Федерации обратился в Управление юстиции Амурской области с заявлением о государственной регистрации общественной организации «Амурская областной организации Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации» представив пакет учредительных документов.

По результатам рассмотрения представленных документов Управлением юстиции администрации Амурской области было принято решение о регистрации Амурской областной организации Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации (НПСВ), выдано свидетельство о регистрации общественного объединения *** от ***, в котором в качестве места нахождения постоянно действующего руководящего органа общественной организации - профсоюза, указан Профком г. Благовещенск, ***.

Согласно абз. 3 ст.29 Федерального закона общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. На основании п.п.а п.2 Постановления Правительства РФ от *** *** общественное объединение обязано предоставлять документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с частью 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п 1 ст. 5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

В соответствии со ст.24 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация (в том числе общественное объединение) может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены, ее учредительными документами.

В нарушении указанных норм права, как следует из искового заявления, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации за *** - *** годы не представлены отчет о деятельности общественного объединения и сведения о персональном составе руководящих органов. Так же организацией не представлялись сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** ***, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц. Не подтверждены полномочия председателя региональной организации ФИО1, назначенного на основании протокола от ***, который избирается согласно п. 3.18 устава сроком на пять лет.

За нарушения федерального законодательства в адрес руководителя общественного объединения ФИО1 Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области от *** *** вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Согласно имеющихся в деле почтовых уведомлений, предупреждения вернулись с отметкой почты «за истечением срока хранения».

В силу абз. 9 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области о невозможности удовлетворения требований Управления Министерства юстиции по Амурской области об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, по основаниям того, что налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму, по состоянию на *** общественная организация имеет задолженность по уплате налоговых санкций перед бюджетом в размере *** (двести) рублей.

Полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, которым в данном случае является Управление Министерства юстиции по Амурской области, на обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения в случае неоднократного непредставления общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», прямо регламентируется положениями данного закона.

Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности общественным объединением целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, не представлялись сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** ***, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, не подтверждены полномочия председателя региональной организации ФИО1 в связи с чем, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Признать Амурскую областную организацию Общероссийского профессионального союза военнослужащих «НПСВ» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Никитин В.Г.