ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8619/16 от 21.12.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело 2-8619/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2016 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Умновой М.Ю.,

при секретаре Сковпень Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

С.З.Н. к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа в заключение договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, предоставить жилое помещение, суд

У с т а н о в и л:

Истец С.З.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа в заключение договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований указал следующие обстоятельства. Он является военнослужащим и проходит военную службу в Шестом объединенном авиационном отряде ФСБ России. Решением жилищной комиссии Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ ему была распределена <...>. Командование Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России обращалось с заявлением к ответчику о заключении договора служебного жилого помещения найма, но было отказано. В связи с чем, истцом поставлены указанные выше требования.

Представители третьего лица на стороне истца без самостоятельных исковых требований Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России М.С.С., Б.А.В., действующие на основании доверенности, исковые требования истца поддержали, пояснили, что решением жилищной комиссии Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ истцу была распределена <...>. Ранее в данной квартире проживал так же военнослужащий Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России, в связи с чем на основании п.5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» жилое помещение подлежит распределению истцу.

Представитель администрации города Южно-Сахалинска Б.А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась, пояснила, что правом распределять муниципальное жилье пользуется администрация города Южно-Сахалинска. Положения п.5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» применению не подлежат. Предоставление служебного жилья военнослужащим не предусмотрено Порядком предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа "Город Южно-Сахалинск".

В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие о чем представил соответствующее заявление.

На основании части 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дел в отсутствие истца.

Выслушав представителей третьего лица на стороне истца, без самостоятельных исковых требований, представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец С.З.Н. является военнослужащим Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России, в соответствии с данным решением С.З.Н. была выделена квартира 59 по ул. Пуркаева 43а г. Южно-Сахалинска.

Ранее в данной квартире проживал Ш.З.М., который так же являлся военнослужащим Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России.

ДД.ММ.ГГГГ документы на распределение жилья, в том числе, в отношении С.З.Н., были направлены в администрацию г. Южно-Сахалинска для решения вопроса о заключении договора найма служебного жилого помещения. Аналогичное обращение имело место ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководителю Шестого объединенного авиационного отряда ФСБ России было сообщено об отказе в повторном заселении жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих»:

5.В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Администрация города Южно-Сахалинска полагает, что поскольку спорное жилье передано в муниципальную собственность, то на переданный жилищный фонд не распространяются требования п.5 ст.15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих».

В материалах дела имеется ордер на основании которого ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Ш.З.М.

Вопросы распределения жилья относятся к вопросам местного самоуправления и органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются муниципальной собственностью.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12), в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1).

Однако, военная служба, по смыслу статей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" -в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

В связи с чем, применению подлежит п. 5 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», которым определено :

5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В связи с чем, требования истца о признании незаконным отказа в заключение договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования С.З.Н. к администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным отказа в заключение договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности заключить договор найма служебного жилого помещения, предоставить жилое помещение, удовлетворить.

Признать незаконным отказа в заключении договора найма служебного жилого помещения с С.З.Н. на <адрес>.

Обязать администрацию города Южно-Сахалинска заключить договор найма на служебное жилое помещение с С.З.Н. на <адрес> и предоставить данную квартиру.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Умнова М.Ю.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено мотивированное решение.

Судья Умнова М.Ю.